Решение б/н б/а от 23 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11760/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


18.08.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»,

членов Комиссии:

«...»,

«...»,

при участии представителей «...», «...»,

в отсутствие представителей «...», извещенного надлежащим образом письмами Московского УФАС России от 05.08.2022 № НП/40991/22, от 11.08.2022 №ЕИ/41958/22,

рассмотрев жалобу «...» (далее - Заявитель) на действия «...» (далее — Заказчик) при проведении закрытого конкурса в электронной форме без квалификационного отбора одноэтапного на право заключения договора на поставку, монтаж, пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию линии флуоресцентного капиллярного контроля, а также инструктаж персонала работе на оборудовании. (реестровый № 220144800257, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Организатора торгов, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Организатора торгов.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в ненадлежащем формировании закупочной документации.

В частности, Заявителем оспаривается:

1. предоставление в составе заявки заключения ФГУП «ВИАМ» о соответствии технологии, реализуемой в позиции полного цикла автоматизированного капиллярного люминесцентного контроля, 1 классу чувствительности по ГОСТ 18442.

2. установление технических характеристик товара, а именно пункты 9.4.6, 9.6.12.1, 9.8.20.1, 9.9.3.1, 9.9.5.16.1, 9.9.5.17.1, 9.9.5.19, 9.9.5.39.1, 9.9.5.42.1, 9.13.3, 9.14.3 Документации.

По мнению Заявителя, данные требования целесообразны для предоставления в момент исполнения договора, а не в момент подачи заявки для участия в Закупке.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Извещение о проведении Закупки № 220144800257 опубликовано на сайте оператора электронной площадки ООО «АСТ ГОЗ» www.astgoz.ru.

Предмет: поставка, монтаж, пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию линии флуоресцентного капиллярного контроля, а также инструктаж персонала работе на оборудовании.

Начальная (максимальная) цена договора: 173 300 000 (Сто семьдесят три миллиона триста тысяч) рублей 00 копеек c учетом НДС.

Дата начала срока подачи заявок – 22.07.2022.

Дата окончания подачи заявок – 15.08.2022 в 12:00.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В силу пункта 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 4.14.13 Документации Закупочная Комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям:

1. непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением №3 к информационной карте (за исключением копий документов, требующихся исключительно для целей оценки и сопоставления заявок); нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию заявки.

Согласно пункту 3 Приложения №3 к Информационной карте общая часть заявки должна содержать Техническое предложение (форма 3) по форме, установленной в подразделе 7.3 Документации.

В соответствии с пунктом 23 Технического предложения участник обязан предоставить в составе заявки заключение ФГУП «ВИАМ» о соответствии технологии, реализуемой в позиции полного цикла автоматизированного капиллярного люминесцентного контроля 1 классу чувствительности по ГОСТ 18442.

По пояснениям Заказчика общие требования к классу чувствительности капиллярного контроля в авиационной промышленности определены ОСТ 1 90282-79 «Качество продукции. Неразрушающий контроль. Капиллярные методы» (далее – ОСТ 1 90282-79), согласно п. 2 которого выбор капиллярного метода и набора материалов определяется уровнем требуемой чувствительности, коррозионной стойкостью материала контролируемой детали, надежностью выявления дефектов, экономичностью и технологичностью.

В указанном пункте также приведена таблица, в соответствии с которой для контроля особо ответственных изделий установлена минимальная величина раскрытия выявляемого дефекта от 0,12 до 0,5 мкм, что соответствует I классу чувствительности по ГОСТ 18442-73.

Согласно преамбуле ОСТ 1 90282-79 номенклатура деталей, подлежащих проверке капиллярным методом, а также уровень требуемой чувствительности, а, следовательно, и выбор разновидностей капиллярного метода, устанавливаются Главным конструктором совместно с Главным металлургом и Главным контролером производства.

Необходимость обеспечения требуемого класса чувствительности контроля установлена внутренними технологическими инструкциями заказчика по проведению капиллярного контроля № 05.66.962, № 05.66.1006, № 05.66.245, разработанными в соответствии с общими требованиями ОСТ 1 90282-79 и согласованные военным представителем заказчика (технологический процесс реализуется также в рамках производства изделий военного назначения).

Таким образом, требование о соответствии технологии, реализуемой на предлагаемом участником оборудовании, I классу чувствительности, обусловлено требованиями к осуществлению технологического процесса капиллярного контроля особо ответственных изделий с пятым классом шероховатости и выше в области авиационной промышленности.

Следовательно, для поставки закупаемой продукции необходимо предоставление заключения ФГУП «ВИАМ». Данный факт также не оспаривается Заявителем.

При этом, по мнению Заявителя, предоставить данное заключение он может в процессе исполнения договора, в связи с тем, что на настоящий момент он не имеет произведенной продукции и необходимости в ее производстве до заключения договора.

При этом Комиссией было установлено, что срок получения заключения составляет 60 дней.

Несмотря на то, что для исполнения договора установлен срок не более 12 месяцев с момента заключения договора (приложение №1 к Договору), в случае установления такого требования к исполнителю (в случае отсутствия заключения на момент заключения договора), он может не успеть произвести товар и получить данное заключение до истечения срока исполнения договора.

Вместе с тем, Заказчик также пояснил, что получение данного заключения возможно без наличия товара, так как основанием его выдачи является не на сам товар, а технология производства продукции.

Таким образом, установление требования о наличии заключения ФГУП «ВИАМ» к исполнителю договора, а не участнику Закупки, может привести к риску неисполнения договора.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода Жалобы.

Заявитель также оспаривает установление технических требований к поставляемому товару.

Комиссия установила, что в техническом предложении установлено следующее:

- пункт 9.4.6 Предоставить в составе заявки расчет необходимого количества УЗ излучателей.

- пункт 9.6.12.1 Предоставить в составе заявки описание конструкции камеры и способа обеспечения равномерного нагревания объектов контроля.

- пункт 9.8.20.1 Предоставить модели и описание устройств согласно п.п. 9.8.9 – 9.8.17.

Пункт 9.8.9 Способ нанесения пенетранта.

Пункт 9.8.10 Количество устройств для электростатического нанесения пенетранта.

Пункт 9.8.10.1 Тип устройства для нанесения пенетранта.

Пункт 9.8.10.2 Тип распылительного пистолета.

Пункт 9.8.11 Способы нанесения проявителя.

Пункт 9.8.12 Количество устройств для электростатического нанесения порошкового проявителя.

Пункт 9.8.12.1 Тип устройства для нанесения порошкового проявителя.

Пункт 9.8.12.2 Система управления для настройки и сохранения параметров нанесения покрытий.

Пункт 9.8.13 Количество устройств для пневматического распыления суспензионного проявителя либо проявителя в виде раствора.

Пункт 9.8.14 Способ нанесения эмульгатора (очищающей жидкости).

Пункт 9.8.15 Количество устройств для распыления эмульгатора (очищающей жидкости).

Пункт 9.8.16 Способ удаления материалов (пенетранта и очищающей жидкости).

Пункт 9.8.17 Количество гидропистолетов.

- пункт 9.9.3.1 Предоставить в составе заявки описание технологии автоматизированного контроля на позиции, согласно п.9.9, с приложением фото, эскиза или чертежа основного технологического блока.

- пункт 9.9.5.16.1 Предоставить в составе заявки перечень с указанием технических характеристик датчиков для измерения давления в герметичной камере при вакуумной сушке.

- пункт 9.9.5.17.1 Предоставить тип и модель датчика, а также схему измерения температуры.

- пункт 9.9.5.19 Предоставить в составе заявки описание устройства и принципа работы системы автоматического поддержания температуры деталей при вакуумной сушке.

- пункт 9.9.5.39.1 Предоставить в составе заявки тип, модель и описание устройства форсунок, обеспечивающих равномерное и непрерывное нанесение.

- пункт 9.9.5.41 Датчик измерения давления на входе форсунок нанесения проявителя.

- пункт 9.13.3 Предоставить в составе заявки расчет необходимой производительности деми - станции в л/час при условии одновременного контроля 8 загрузок крупногабаритных деталей в ваннах и камерах в рабочую смену и 8 корзин с мелкогабаритными деталями на позиции полного цикла автоматизированного капиллярного люминесцентного контроля в рабочую смену 8 часов.

- пункт 9.14.3 Предоставить в составе заявки расчет необходимой производительности системы фильтрации стоков л/час при условии одновременного контроля 8 загрузок крупногабаритных деталей в ваннах и камерах в рабочую смену и 8 корзин с мелкогабаритными деталями на позиции полного цикла автоматизированного капиллярного люминесцентного контроля в рабочую смену 8 часов.

Заявителем не оспаривается сам факт необходимости предоставления данных сведений, при этом он отмечает, что данные характеристики он будет знать лишь в момент производства товара. На настоящий момент он не имеет произведенной продукции и необходимости в ее производстве до заключения договора.

Заказчик с данным доводом не согласился и отметил, что у профессионального участника рынка должны быть характеристики товара еще до начала его производства.

При этом Комиссия также отмечает, что в рассматриваемом случае установление требования о предоставлении данной информации обусловлено необходимостью подтверждения участником на этапе подачи заявок применимости предлагаемого к поставке оборудования в технологических процессах предприятия Заказчика.

То есть, условия участия в Закупке предполагают направление участниками предложений о поставке конкретного оборудования с заранее известными техническими характеристиками и комплектующими, что обусловлено потребностью Заказчика.

При этом также Комиссия указывает, что технические характеристики оборудования, предложенного к поставке победителем закупки в рамках закупочной процедуры, включаются в договор, заключаемый по результатам оспариваемой Закупки.

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что, согласно пункту 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021) от 10.11.2021, Законом о закупках предоставлено право заказчикам сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, ограничение конкуренции Заявителем доказано не было, а Комиссией не установлено.

Сама по себе невозможность принятия участия в Закупке Заявителя не свидетельствует о нарушении со стороны Заказчика положений, предусмотренных Законом о закупках.

Фактически Заявитель спорит в данном контексте с потребностью Заказчика, что не может быть поддержано Комиссией в связи с тем, что Заказчик вправе по результатам закупочной процедуры получить тот товар, соответствующий его потребности и на который он рассчитывал и к которой он сформировал требования в закупочной документации.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает действия Заказчика правомерными, принятыми в соответствии с Положением и Законом о закупках.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

На основании вышеизложенного, изучив представленные в материалах дела документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу «...» на действия «...» при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 05.08.2022 № НП/40991/22, от 11.08.2022 № ЕИ/41958/22.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны