Решение б/н б/а от 24 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9758/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.06.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «А-Альянс», ФГБУЗ «Поликлиника № 1 РАН»;

рассмотрев жалобу ООО «А-Альянс» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ФГБУЗ «Поликлиника № 1 РАН» (далее также — Заказчик) при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (реестровый № 32110188218) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Заявитель не согласен с отклонением заявки от дальнейшего участия в процедуре.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 5 344 798,16 руб. размещено на Официальном сайте 13.04.2021.

Из протокола рассмотрения заявок от 02.06.2021 следует, что заявка Общества отклонена от участия ввиду несоответствия характеристик представляемого автотранспорта требованиям Технического задания, а также не представлено документов, подтверждающих владение автотранспортном на праве собственности и о соответствии водительского состава.

Заявитель с указанным основанием не согласился, считая, что его заявка должна быть принята Заказчиком как соответствующая требованиям.

Заказчик на заседании пояснил, что ранее Управлением была рассмотрена жалоба Заявителя на отклонение заявки согласно протоколу от 30.04.2021 в рамках дела № 077/07/00-7985/2021 ввиду несоответствия технических характеристик предлагаемого автотранспорта Техническому заданию. Указанная жалобы была признана обоснованной, Заказчику выдано предписание, включающее в себя пересмотр заявок с учетом решения антимонопольного органа.

При этом при рассмотрении по результатам полученного запроса при подготовке к заседанию по делу № 077/07/00-7985/2021 Заказчиком было обнаружено, что установленные характеристики автомобиля KIA являются противоречивыми и неисполнимыми.

Указанное обстоятельство также было подтверждено Заявителем, который пояснил, что заметив указанные расхождения, представил Заказчику конкретные значения (параметры) автотранспорта, которые исполнимы.

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, считает необходимым отметить, что в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Учитывая, что в настоящем случае по условиям документации участник был не вправе выбирать одно из заданных значений (параметров) автотранспорта формально заявка Заявителя не отвечала требованиям документации.

При этом фактически предлагаемый транспорт отвечал потребности Заказчика, вместе с тем в целях соблюдения положений части 6 статьи Закона о закупках, Заказчик был вынужден отклонить заявку Общества по формальным основаниям.

Следует отметить, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

Пунктом 1 статьи 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В силу специфики проведения закупочных процедур в соответствии с положениями Закона о закупках такие существенные условия формируются Заказчиком в Закупочной документации.

При этом согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.

Пунктом 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Согласно пункту 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Таким образом, из вышеприведенных положений гражданского законодательства можно сделать вывод о том, что конечной целью оферты является заключение договора.

Пунктом 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Следовательно, при проведении закупочной процедуры Заказчик выступает в качестве оферента, а участники такой процедуры являются акцептантами, в связи с чем именно Заказчик должен направить в адрес победителя проект договора, а последний его подписать (то есть акцептировать оферту).

В настоящем случае Заказчик, формируя Закупочную документацию на основании собственной потребности и размещая извещение о проведении конкурентной процедуры, направляет оферту, а участники, принимая участие в такой процедуре, акцептируют оферту, возлагая на себя обязанность по заключению договора с Заказчиком на предложенных условиях.

Вместе с тем в настоящем случае Комиссия приходит к выводу, что Закупочная документация сформирована Заказчиком ненадлежащим образом в нарушение требований пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупка.

При этом отклонение заявки Общества стало следствием действий Заказчика по ненадлежащему формированию Закупочной документации.

По вопросу отклонения заявки на основании несоответствия пунктам 7,8 Технического задания в отношении наличия автотранспорта в собственности и соблюдения требований к водительскому составу Комиссия считает необходимым отметить, что упомянутые положения Технического задания относятся к исполнителю, а не к участникам закупки. При этом статус исполнителя приобретается участником закупки только после подписания договора сторонами.

Заказчик в силу требований пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках обязан установить в документации о конкурентной закупке требования к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик не вправе осуществлять проверку участников на соответствие требованиям, предъявляемым к исполнителю по договору в силу различий в статусе лиц.

Указанные действия противоречат требованиям части 6 статьи 3 Закона о закупках, поскольку Заказчик осуществил проверку соответствия участников требованиям, которые не предусмотрены Закупочной документацией.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 6, пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, и признает жалобу обоснованной.

При этом учитывая, что целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, а потребность Заказчика не была надлежащим образом выражена в Закупочной документации, что повлекло неоднозначность толкований положений такой документации, Комиссией принято решение с учетом конкретных фактических обстоятельств о выдаче Заказчику предписания о приведении положений документации в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «А-Альянс» на действия ФГБУЗ «Поликлиника № 1 РАН» при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения части 6, пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны