Решение б/н Решение от 14 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-21230/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

09.12.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

при участии:

от ООО «Док-Архив» - <...> (на основании приказа № 1 от 03.11.2020),

от АО ВТБ Специализированный депозитарий - <...> (на основании доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Док-Архив» (далее - Заявитель) на действия АО ВТБ Специализированный депозитарий (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на предоставление услуг по хранению и иных сопутствующих услуг в отношении документов (реестровый № 32009669361) (далее — Закупка), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Заявитель в своей жалобе оспаривает отклонение его заявки от участия
в процедуре.

Представитель Заказчика с жалобой не согласился, представил письменные возражения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии
при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона
о закупках.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено
на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

Заказчиком на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки.

В соответствии с протоколом № 45 от 23.11.2020 заявка Заявителя отклонена в связи с:

• отсутствием информации о претенденте в Реестре лицензий ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Отсутствие у претендента лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. У всех претендентов кроме ООО "ДОК-АРХИВ" имеются лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. В Техническом задании (Приложении №6 к Документации №13-2020) указано: «Хранитель должен иметь лицензию ФСТЭК «Деятельность по технической защите конфиденциальной информации» согласно N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г.».

• предоставлением Претендентом заявки с заниженной более 25% ценой договора.

Согласно п.5.4 Положения о закупке товаров (работ, услуг) АО ВТБ Специализированный депозитарий (далее - Положение), основанием для отказа Претенденту в допуске к участию в закупке является предоставления Претендентом заявки с заниженной ценой.

Также, согласно п.5.5.1. Положения в случае, если на участие в закупке представлено более двух Заявок, Комиссия на этапе рассмотрения Заявок вправе отклонить Заявку, предоставленную Претендентом, если предложенная в ней цена договора (цена лота), занижена на 25 (двадцать пять) процентов или более процентов от средней цены договора (цены лота), определяемой как среднеарифметическое значение цен договора (цен лота), указанных во всех Заявках Претендентов, за исключением Заявок, содержащих наименьшее и наибольшее значение цены договора (цены лота), цены за единицу Продукции.

Согласно произведенному расчету, предложенная в заявке ООО "ДОК-АРХИВ" цена договора (цена лота) занижена на 36% от средней стоимости, предложенных другими участниками (исключая содержащих наименьшее и наибольшее значение цены договора).

В соответствии с Закупочной документацией хранитель должен иметь лицензию ФСТЭК «Деятельность по технической защите конфиденциальной информации» согласно № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г.

При этом данное требование указано в разделе «Требования к поставщику/подрядчику (опыт работы, наличие лицензий, сертификатов, квалифицированного персонала, необходимой техники и т.п.)».

Комиссия отмечает, что поставщик и участник процедуры подразумевают под собой разными статусы при проведении конкурентной процедуры.

Так, до момента заключения договора, все субъекты принимающие участие в Закупке, являются участниками.

Таким образом, учитывая, что требование о наличии лицензии ФСТЭК предъявлено к поставщику, у Заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки Заявителя в рассматриваемой части, а довод жалобы признается обоснованным.

Комиссией также установлено, что в Закупочной документации отсутствует такое основание для отклонения как «занижение цены договора более чем на 25%».

Таким образом, учитывая отсутствие в Закупочной документации положения о возможности отклонения заявки с ценой, сниженной более чем на 25 %, отклонение в рассматриваемой части также неправомерно, а довод жалобы признается обоснованным.

Более того, как следует из документации, Заказчиком не установлены требованию к документу, подлежащему представлению участниками закупки при снижении цена на 25% и более.

Таким образом, Комиссия установила, что документация не содержит четких, недвусмысленных требований к содержанию документов, подлежащих представлению участниками закупки в обоснование снижения цены более чем на 25 % (либо утверждений формы такого документа). Вместе с тем используемые заказчиками критерии оценки обоснования снижения цены должны быть объективными и администрируемыми в целях обеспечения гласности и прозрачности проводимой закупки, равноправия всех ее участников, возможности контроля за ходом ее проведения и правильностью выбора победителя такой закупки.

Отсутствие в действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка оценки обоснования снижения цены не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться заказчиком при проведении закупок. Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика, поскольку определение участников закупки может быть основано на его субъективном усмотрении.

В целях соблюдения принципов равноправия, справедливости, а также принципа информационной открытости закупки, представляется возможным сделать вывод, что обязательному доведению до сведения участников закупки подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Такая информация должна детально раскрывать порядок оценки документов, которые в последующем могут стать причиной недопуска заявки участника закупки в целях исключения в последующем возможного субъективного толкования заказчиком причин такого отклонения.

Учитывая то обстоятельство, что действия Заказчика в настоящем случае не соответствовали законодательно установленным принципам информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении заказчиком требований п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Более того также следует учесть, что Заявитель не является плательщиком НДС, а учитывая, что начальная (максимальная) цена договора 2 882 861 (Два миллиона восемьсот восемьдесят две тысячи восемьсот шестьдесят один) руб. 00 включает НДС, Заявителю уже пришлось автоматически снизить цену на 20%. Также Комиссия считает, что установление указанных требований в документации фактически устраняет возможность конкуренции по ценовому критерию, что не соответствует одному из основополагающих принципов проведения закупочной процедуры — экономически эффективному расходованию денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

С учетом изложенного, в действиях Заказчика фиксируется нарушение пунктов
1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, а довод жалобы признается обоснованным.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Док-Архив» (ИНН: 7728493964, ОГРН: 1197746722392) на действия АО ВТБ Специализированный депозитарий (ИНН: 7705110090, ОГРН: 1027739157522) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пунктов 1-3 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

    Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны