Решение №38679/22 б/а от 25 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10509/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

20.07.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

"..."

членов Комиссии:

"..."

"..."

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Эр Лайн», АО «Мосводоканал»,

рассмотрев жалобуООО «Эр Лайн» (далее также - Заявитель) на действия АО «Мосводоканал» (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по миграции системы видеоконференцсвязи на отечественное программное обеспечение в 2022 году (реестровый № 32211488832, далее - Закупка) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная ненадлежащим формированием документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и иные истребуемые антимонопольным органом материалы.

Комиссия, заслушав позиции сторон, проанализировав материалы, представленные на заседании Комиссии, проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

21.06.2022 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по миграции системы видеоконференцсвязи на отечественное программное обеспечение в 2022 году (реестровый № 32211488832) (далее – конкурс, процедура).

Начальная цена контракта: 48 267 533,52 руб.

Конкурсные заявки оформляются Участником в порядке, указанном в конкурсной документации и представляются c 21.06.2022 по 07.07.2022 в электронной форме через функционал Единой электронной торговой площадки (далее - ЕЭТП) https://com.roseltorg.ru/.

Заявитель оспаривает порядок подготовки закупки в части оформления начальной (максимальной) цены договора. Заявитель указывает, что Заказчик устанавливает НМЦД на предоставление ПО с учетом НДС в размере 20%. Однако, по мнению Заявителя, договор имеет смешанный характер и содержит в себе также элементы лицензионного договора на предоставление неисключительной лицензии. Как отмечает Заявитель, в пункте 3.1. Технического задания установлены требования к программному обеспечению, согласно которым ПО должно быть внесено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, однако реализация прав на такое ПО не облагается налогом на добавленную стоимость в силу подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок а также иным заинтересованным лицам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований названного закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Между тем, в настоящем случае Заявитель фактически указывает на неправильный порядок расчета начальной максимальной цены договора.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, со статьей 18.1 Закона о Закупках, антимонопольный орган не обладает полномочиями по осуществлению контроля за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены.

Таким образом, антимонопольный орган рассматривает жалобы в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов и порядок заключения договоров.

При этом вопросы, связанные с расчетом и формированием начальной (максимальной) цены договора, не входят в компетенцию антимонопольного органа.

На основании изложенного, Комиссия Управления, приняла решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения.

Кроме того, Заявитель указывает, что пунктом 21 раздела 1.2. Информационной карты установлен срок заключения договора в течение 3-х рабочих дней с даты размещения в Единой информационной системе в сфере закупок итогового протокола, что не соответствует части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, согласно которой договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Комиссия отмечает, согласно пункту 21 Раздела 1.2. Информационной карты конкурса установлен срок заключения договора в следующей редакции: «В течение 3-х рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола, составленного по итогам проведения конкурентной закупки или протокола, составленного в ходе проведения конкурентной закупки в случае признания закупки несостоявшейся по причине признания только одной заявки участника соответствующей требованиям извещения и (или) документации о конкурентной закупке, Заказчик размещает в ЕИС посредством функционала ЕАИСТ и на электронной торговой площадке без своей подписи проект договора, который составляется путем включения в проект договора, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены договора, предложенной участником закупки, с которым заключается договор, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предложения участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки. При заключении договора его цена не может превышать начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении конкурентной процедуры, осуществляемой в электронном виде. Заключение договора по результатам проведенной конкурентной закупки производится не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки».

Из названного пункта документации следует, что заключение договора по результатам проведенной конкурентной закупки производится не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки, что соответствует части 15 статьи 3.2. Закона о закупках.

Учитывая, что довод Заявителя не нашел своего документального подтверждения, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в данности части.

Заявитель также ссылается на нарушение со стороны Заказчика, выразившееся в установлении требований в техническом задании, которые не позволяют установить совместимость того или иного программного обеспечения на существующую инфраструктуру заказчика. При этом Заявитель указывает, что техническим характеристикам, установленным в Техническом задании соответствует продукция единственного производителя.

Пунктом 12 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке» конкурсной документации предусмотрено, что первая часть заявки представляется по форме 1 Раздела I.3 «Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки» и должна содержать:

- Описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и наименование страны происхождения поставляемых товаров, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями настоящей документации о закупке и прочих существенных условий договора, предусмотренных в части II ПРОЕКТ ДОГОВОРА и части III ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Заявитель выражает не согласие со следующими установленными требованиями технического задания.

1. Пунктом 3.4.2.Технического задания установлены требования по обеспечению совместимости с используемым заказчиком программным обеспечением:

Поставляемое ПО должно обеспечивать возможность совместной работы со следующим ПО - Система коммуникаций «Express».

В обоснование своих доводовЗаявитель ссылается, что не описана существующая инфраструктура системы коммуникаций «Express», что ограничивает конкуренцию. Необходимо описать существующую инфраструктуру, лицензионную ёмкость, версии, id системы, указать api через который доступна интеграция со стороны «Express». Заявитель также отмечает, что пункт необходимо расписать подробнее.

2. Функциональность системы управления записями должна соответствовать следующим требованиям (п. 3.4.3. Технического задания):

  • Система управление записями – сервер, включающий в себя модуль работы с

    записями, модуль распознавания лиц и модуль распознавания речи, находящиеся на одном сервере, развёрнутом в инфраструктуре заказчика без применения средств распознавания речи и лиц, развёрнутых за пределами инфраструктуры МВК.

  • Модуль распознавания лиц сервера управления записями реализует следующий функционал:

  • поиск и идентификация лиц на записи конференции;

  • сопоставление с базой идентифицированных лиц;

  • фиксирование информации о зафиксированных участниках в базе данных для дальнейшего использования в сценариях поиска;

  • анализ видеоактивности участников конференции на предмет проявления различных эмоций на записи конференции с целью дальнейшего предоставления этих данных на графике речевой и эмоциональной активности;

  • Сопоставление неидентифицированных лиц с пользователями системы и внешними участниками.

В обоснование своих доводов Заявитель ссылается, что данные требования в совокупности ограничивает конкуренцию поскольку указывают лишь на одного производителя – Vinteo.

3. Функциональные возможности программного обеспечения (п. 3.4.3. Технического задания):

Наличие функционала автоматического определения участника в кадре и динамического изменения подписи участника в процессе участия в видеоконференции с использованием подсистемы распознавания лиц (не зависимо от типа подключения участника SIP/H323/WEB RTC).

Наличие функционала автоматической подготовки статистического отчёта по составу участников, подготовленного при использовании подсистемы распознавания лиц для участников, подключенных с использованием SIP/H323/ WEB RTC.

Наличие функциональности автоматического изменения подписи участника в окне раскладки при смене участника в видеопотоке с использованием функциональности распознавания лиц (независимо от типа подключения участника SIP/H.323/WebRTC).

В обоснование своих доводов Заявитель ссылается, что данные требования в совокупности ограничивает конкуренцию, поскольку также указывают на одного производителя – Vinteo.

4. Функциональность системы управления записями должна соответствовать следующим требованиям (п. 3.1. Технического задания):

• Реализованный функционал просмотра графика, отображающего эмоциональное состояние участников записи в момент времени;

• Реализованный функционал предоставления автоматически подготовленного представления по каждой загруженной в подсистему управления записями записанной конференции, с указанием активности (речевой и эмоциональнйо) в этой конференции каждого участника, представленного на раскладке записи конференции;

• Реализованный функционал автоматической подготовки текстового разбора записи конференции с возможностью поиска по ключевым словам;

• возможность для пользователей с предоставленными правами на просмотр просматривать запись видеоконференции, осуществлять переход на временной фрагмент записи, просматривать текстовый протокол конференции и состав участников;

• реализованный функционал поиска среди записанных конференций с указанием следующих параметров: участник (состав участников), ключевые слова, произнесённые в конференции.

В обоснование своих доводов Заявитель ссылается, что данные требования в совокупности ограничивают конкуренцию, поскольку указывают лишь на одного производителя – Vinteo.

5. Функциональные возможности desktop приложения с интерфейсом для пользователей с ролью переводчика для управления аудиоканалами (п. 3.4.3 Технического задания):

• выбор нескольких входящих аудиоканалов;

• выбор нескольких исходящих аудиоканалов;

• изменение громкости выбранных аудиоканалов в подключенной конференции;

• выбор приватного аудиоканала.

В обоснование своих доводов Заявитель ссылается, что данные требования в совокупности ограничивают конкуренцию, поскольку указывают лишь на одного производителя – Vinteo.

6. Функциональные возможности программного обеспечения: Поддержка использования декодеров: не менее 4 GPU, установленных в аппаратном сервере, для обеспечения задач кодирования видеопотоков (п. 3.4.3. Технического задания).

В обоснование своих доводовЗаявитель ссылается, что установленные требования ограничивают конкуренцию. Обработка медиа трафика и кодирования/декодирование видеопотоков может осуществляться как на CPU (центральный процессор), так и на GPU (графический процессор). Указанное требование относится к технической реализации, а не к функциональному требованию. Данная техническая реализация привязывает данное Техническое задание к конкретному производителю и продукту и не дает возможности участвовать решениям, которые обеспечивают аналогичный функционал, но обработку медиа трафика осуществляют на CPU. Так же этот пункт намеренно завышает требования к аппаратной составляющей. Формулировка «не менее 4 GPU» ограничивает участие решений, которые могут более эффективно обрабатывать медиа трафик, например на 2 CPU или 2 GPU. Данное требование защищает решение Vinteo, его необходимо исключить или переформулировать. Более того, с учетом дефицита графический процессоров на рынке и их высокую стоимость, прописывать такую формулировку в ТЗ и привязывать функционал лишь к одной технической реализации негативно скажется на эксплуатации и масштабировании системы.

7. Схема организации связи и состав оборудования для проведения тестирования (раздел 3.3 Технического задания).

В обоснование своих доводовЗаявитель ссылается, что указание конкретных клиентов сервера ВКС, которые могут работать только с сервером Vinteo. На схеме указано конкретное решение без возможности использования эквивалента.

8. Возможность подключения к ВКС из группы Express (п.п 63, 64 раздела 3.3 Технического задания).

Возможность подключения к ВКС из desktop-приложения Express по номеру конференции.

В обоснование своих доводов Заявитель ссылается, что не описана существующая инфраструктура системы коммуникаций «Express», что ограничивает конкуренцию. Необходимо описать существующую инфраструктуру, лицензионную ёмкость, версии, id системы, указать api через который доступна интеграция со стороны «Express». По мнению Заявителя, пункт необходимо расписать подробнее.

9. Функциональность при интеграции с корпоративным мессенджером Express:

• Функциональная возможность совершать звонки по номеру видеоконференции, организованной на сервере видеоконференций используя интерфейс десктоп клиента корпоративного мессенджера Express (используется у Заказчика) (раздел 3.1 Технического задания).

В обоснование своих доводов Заявитель ссылается, что не описана существующая инфраструктура системы коммуникаций «Express», что ограничивает конкуренцию. Необходимо описать существующую инфраструктуру, лицензионную ёмкость, версии, id системы, указать api через который доступна интеграция со стороны «Express». Заявитель отмечает, что пункт необходимо расписать подробнее.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Техническим заданием на оказание услуг, входящим в состав конкурсной документации, а именно Спецификацией для поставки программного обеспечения ВКС (п.6.1. Технического задания), установлены следующие требования к характеристикам товара (ПО):

 

Артикул

Наименование

Кол-во

1

VSNT-IMK707-VSEDRG-OLP1OVS1

Неисключительная лицензия на использование программного обеспечения сервер видеоконференций редакции Enterprise с правом получения обновлений в течение 1 года и правом использования функционала распознавания лиц в течение 1 года (или эквивалент)

1

2

VSNT-IMK707-VSFC-OLP1

Неисключительная лицензия на использование программного обеспечения HD1080 подключение к серверу видеоконференций (HD1080 CAL) с правом получения обновлений в течение 1 года (или эквивалент)

30

3

VSNT-IMK707-VSHC-OLP1

Неисключительная лицензия на использование программного обеспечения HD720 подключение к серверу видеоконференций ( HD720 CAL) с правом получения обновлений в течение 1 года (или эквивалент)

85

4

VSNT-IMK707-VSP-OVS1

Неисключительная срочная лицензия на использование ПО Video Smart portal для сервера видеоконференций в течение 1 года (или эквивалент)

1

5

VSNT-IMK707-VSVC-OLP1

Неисключительная лицензия на использование программного обеспечения SD подключение к серверу видеоконференций (SD CAL) с правом получения обновлений в течение 1 года (или эквивалент)

70

 

1) Программное обеспечение для системы видеоконференцсвязи – серверная лицензии с клиентскими лицензиями на 100 одновременных подключений в разрешении 720p, 30 одновременных подключений в разрешении 1080P и 70 одновременных подключений в разрешении 480p, в объеме и на условиях, предусмотренных Договорами настоящим техническим заданием.

2) Право пользования программным обеспечением для системы видеоконференцсвязи – бессрочное.

3) Право использования функциональности подсистемы по работе с записями – не менее 12 месяцев, с даты заключения Договора.

4) Право использования функциональности подсистемы распознавания лиц – не менее 12 месяцев, с даты заключения Договора.

Как отметил Заказчик, потенциальный участник мог предложить к поставке продукт или предоставить к поставке вновь разработанное решение включающее в себя, как существующие на рынке решения, так и агрегирующие мултивендерные решения, учитывая то, что они имеются на рынке Российской Федерации: https://iva-tech.ru/, https://protei.ru/, https://trueconf.ru/,https://www.videomost.com/, https://vinteo.com/ru/.

Кроме того, Заказчик отметил следующее.

1. Система коммуникаций Express не является проприетарной разработкой Заказчика. Данное ПО является отечественным аналогом систем Whatsapp, Telegram. Распространяется бесплатно и находится в открытом доступе, с описанием можно ознакомиться в сети интернет.

При этом в адрес Заказчика не поступало запросов о предоставлении дополнительной информации, следовательно, объем представленной информации является достаточным для участников.

2. Относительно требований к функциональности системы управления, Заказчик пояснил, что установленные требования позволяют использовать дополнительные модули интегрируемые в систему ВКС производимых сторонними производителями. Интеграция может осуществлена с любой системой ВКС, например Ива, Спирит, ТруКонф, Поликом. Следовательно указанный функционал системы позволяет неограниченному кругу участников предлагать свои решения на оборудовании и программном обеспечении различных производителей, что не ограничивает конкуренцию.

3. Относительно не согласия Заявителя с функциональными возможностями программного обеспечения, Заказчик указал, что данный функционал может быть интегрирован с помощью дополнительного модуля стороннего производителя. Интеграция может осуществлена с любой системой ВКС, например Ива, Спирит, ТруКонф, Поликом. Следовательно указанный функционал системы также позволяет неограниченному кругу участников предлагать свои решения на оборудования и программном обеспечении различных производителей, что не ограничивает конкуренцию.

4. В части требований к функциональности системы управления записями, Заказчик указал, что установленные требования по функциональности системы управления записями разрабатываются альтернативными разработчиками систем ВКС, например Ива, Спирит, ТруКонф, Поликом и другие. Следовательно указанный функционал системы также позволяет неограниченному кругу участников предлагать свои решения на оборудования и программном обеспечении различных производителей, что не ограничивает конкуренцию.

5. Относительно не согласия Заявителя с установленным в техническом задании функциональными возможностями приложения desktop, Заказчик отметил, что данный функционал может быть реализован в системах ВКС с помощью дополнительного модуля. Решение для реализации работы синхронных переводов присутствует у Труконф. В качестве расширенного интеграционного решения системы распознавания речи и мгновенного синхронного перевода можно использовать технологии Yandex SpeechKit и Сбер SmartSpeech.

6. Относительно не согласия Заявителя с функциональными возможностями программного обеспечения, Заказчик указал, что количество GPU обусловлено стремлением снизить нагрузку на каждый отдельный процессор тем самым увеличить их срок службы. Любая система ВКС может работать как на GPU так и CPU установленных в аппаратном сервере, но для поддержания высокого качества изображения предпочтительным является использования процессоров GPU. А так же возможно применение аналогичного решения, при этом закупочной документацией не предусмотрены ограничение на возможность использования CPU.

7. По поводу схемы организации связи и состава оборудования для проведения тестирования, Заказчик пояснил, что данная схема указана в качестве примера ожидаемой организации ВКС на концепте Vinteo, техническое задание допускает поставку эквивалентов или аналогичных решений. При этом документацией не предусмотрены абсолютные значения для указанных показателей, что позволяет потенциальным участникам предложить аналоги с такими же или лучшими показателями, что так же свидетельствует о том, что в конкурсной документации нет условий, ограничивающих конкуренцию.

8. Относительно возможности подключения к ВКС из группы Express и возможности подключения к ВКС из desktop-приложения Express по номеру конференции, как отметил Заказчик, ПО Express не является проприетарной разработкой Заказчика. Данное ПО является отечественным аналогом зарубежных систем Whatsapp, Telegram. Находится в открытом доступе, с описанием можно ознакомиться в сети интернет. В адрес заказчика не поступало запросов о предоставлении дополнительной информации, следовательнообъем представленной информации является достаточным для участников.

9. В части не согласия с функциональностью при интеграции с корпоративным мессенджером Express, Заказчик также указал, что мессенджер Express не является проприетарной разработкой Заказчика. Данное ПО является отечественным аналогом зарубежных систем Whatsapp, Telegram. Находится в открытом доступе, с описанием можно ознакомиться в сети интернет. В адрес заказчика не поступало запросов о предоставлении дополнительной информации, следовательнообъем представленной информации является достаточным для участников.

В свою очередь, по пунктам 1, 8, 9 данного довода жалобы в части не согласия Заявителя с описанием требований в Техническом задании, Комиссия отмечает, в соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

При этом также пунктом 28 раздела 1.2. Информационной карты установлено, дата и время начала срока предоставления разъяснений положений настоящей конкурсной документации: с момента размещения на электронной площадке и в ЕИС извещения о проведении конкурса в электронной форме.

Дата и время окончания срока предоставления разъяснений положений настоящей конкурсной документации: 03. 07.2022 года в 17-00 (время московское).

При этом, как было установлено на Комиссии, Заявитель с запросами о разъяснении положений документации к Заказчику не обращался.

Комиссия отмечает, что не согласие Заявителя с описанием требований в Техническом задании не свидетельствует о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках.

Кроме того, двое участников подали заявку на участие в Закупке, что также свидетельствует, что установленные требования не вводят участников закупки в заблуждение и являются понятными.

По пунктам 2-7 довода жалобы, Комиссия отмечает, что объект закупки - оказание услуг по миграции системы видеоконференцсвязи на отечественное программное обеспечение в 2022 году.

Заслушав позицию сторон на заседании Комиссии, проанализировав представленные на рассмотрение материалы и сведения, Комиссия пришла к выводу, что доводы Заявителя сводятся к тому, что на товарном рынке есть только одно готовое решение, которое подходит под установленные требования в Техническом задании - производителя Vinteo.

В свою очередь, Комиссия принимает во внимание, что документация Заказчика не ограничивает потенциальных участников в праве на разработку своего решения на оборудовании и программном обеспечении других производителей. На заседании Комиссии Заявитель указанного обстоятельства не отрицал, однако, отметил, что это требует временных затрат.

На вопрос Комиссии, сколько времени потребуется на разработку необходимых модулей, Заявитель пояснил, что по их оценке разработать часть функционала займет примерно - 3 месяца, при этом чтобы полностью удовлетворить требованиям Технического задания, сделать документацию, сертифицировать продукт займет — до года.

Пунктом 1.6 раздела 1 Технического задания установлен срок оказания услуг.

Начало - в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения договора.

Исполнитель обязуется оказать услуги в течение 180 календарных дней с момента заключения договора.

 

 

Этап

Наименование услуг

Сроки оказания

Отчетные документы

1

Обследование существующей инфраструктуры Заказчика, выработка решения по миграции системы видеоконференцсвязи на отечественное программное обеспечение, учёт и исправление замечаний.

в течение 45 календарных дней с момента заключения Договора

Акт обследования.

2

Развертывание, настройка и интеграция систем.

в течение 60 календарных дней с момента завершения Этапа 1

Акт ввода в опытную эксплуатацию.

3

Разработка исполнительной документации

в течение 30 календарных дней с момента завершения Этапа 2

Паспорт системы, инструкция администратора, инструкция пользователя, схема организации связи.

4

Приемо-сдаточные испытания

в течение 25 календарных дней с момента завершения Этапа 2

Программа ПМИ, протокол ПМИ, Акт сдачи-приёмки оказанных услуг

5

Опытная эксплуатация и ввод в промышленную эксплуатацию

в течение 20 календарных дней с момента завершения Этапа 4

Акт приёма в промышленную эксплуатацию.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, поскольку объектом Закупки является оказание услуг, а не поставка товара, то потенциальный участник мог предложить, как готовый продукт, так и предоставить вновь разработанное решение.

Указанные в Техническом задании требования позволяют предлагать свои решения на оборудовании и программном обеспечении различных производителей, что не ограничивает конкуренцию.

Комиссия отмечает, одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет требования к продукции исходя из соответствующих потребностей.

Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Комиссия отмечает, что Техническое задание Заказчика сформировано на нормах действующего законодательства о закупках - в соответствии с п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, согласно которой заказчиком в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При проведении закупки Заказчиком учитывались характеристики и требования, в первую очередь, исходя из имеющихся задач Заказчика.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия отмечает, что установленные заказчиком в Техническом задании требования не могут послужить препятствием для формирования и подачи заявок со стороны потенциальных участников закупки, а также привести к сужению круга таких участников, поскольку сформировано на нормах действующего законодательства о закупках, при этом Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Требования, установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений приведенных норм Закона о закупках отсутствуют.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В материалы дела Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту.

Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований, может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар или оказать услугу соответствующую всем условиям аукционной документации. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности принять участие в процедуре и соответствовать установленным требованиям, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

На участие в Закупке подано 2 заявки, что также свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Действительных доказательств нарушения своих прав Заявителем Комиссии не представлено.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя в указанной части.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Оставить жалобу ООО «Эр Лайн» (ОГРН: 1195027017712, ИНН: 5009120679) на действия АО «Мосводоканал» (ОГРН: 1127747298250, ИНН: 7701984274) при проведении Закупки в части обжалования начальной (максимальной) цены договора — без рассмотрения, в остальной части признать жалобу — необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 11.07.2022 № ЕИ/36381/22, от 18.07.2022 № НП/37388/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны