Решение б/н б/а от 26 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-18602/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.10.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ТСБ»,ООО «Киностудия «Звезда»;

рассмотрев жалобу ООО «ТСБ» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ООО «Киностудия «Звезда» (далее также — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказания услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации (реестровый № 32110692009 , далее - Закупка)

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с итогами Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявитея отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 3 960 000,00 руб. размещено на Официальном сайте 01.10.2021.

Согласно итоговому протоколу от 11.10.2021 ООО «Пламя» признано победителем Закупки.

Заявитель выражает несогласие с определением победителем процедуры ООО «Пламя», поскольку, по мнению Общества, такой участник не соответствовал требованиям документации в части наличия необходимой лицензии для оказания услуг по договору.

В соответствии с пунктами 2,9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке и требования к участникам такой закупки.

Заказчиком в пункте 26 Информационной карты установлено квалификационное требование к участникам о наличии лицензии МЧС РФ: «Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средства обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

При этом с целью подтверждения соответствия участника названному квалификационному требованию согласно пункту 28 Информационной карты в составе заявки необходимо представить заверенную уполномоченным лицом копию лицензии МЧС РФ: «Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128 и п. 15. ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», участник закупки должен иметь действующую лицензию на следующие виды работ:

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

В ходе приема заявок Заявителем был направлен запрос на разъяснения положений Документации следующего содержания: «Уважаемый Заказчик, просим внести следующие изменения в документацию, в связи с тем, что лицензионных видов деятельности в лицензии МЧС 10 (десять) пунктов просим включить следующие виды деятельности согласно вашему техническому заданию и обслуживаемым системам (автоматического газового пожаротушения, системы автоматического порошкового пожаротушения, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и автоматики системы наружного и внутреннего противопожарного водопровода на базе оборудования марки «Спрут-2»):

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

необходимо внести 10 пункт лицензии, т.к. внутренний пожарный кран относится к первичным средства пожаротушения согласно вашему техническому заданию и ГОСТ Р 51844-2009

(Пожарные краны (шкаф «ПК», краны, головки соединительные муфтовые 66 мм., рукава, стволы) 224 комплекта)».

В ответ на указанный запрос разъяснений положений Документации Заказчиком был представлен ответ о том, что в закупочной документации указано требование о наличии лицензии МСЧ России (п. 28) на все виды деятельности в соответствии с Постановление Правительства России от 28 июля 2020 г. № 1128 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ» соответственно в наши требования также входит п. 10 Перечня работ и услуг - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

В связи с тем, что данные о лицензиях МЧС находятся в свободном доступе (https://digital.mchs.gov.ru/fgpn), ООО «ТСБ» самостоятельно осуществило проверку на наличие вышеуказанной лицензии у участника ООО «Пламя» (ИНН 7743889304) в реестре лицензий МЧС России. Исходя из данных реестра лицензии МЧС России выданная ООО «Пламя» лицензия не содержит разрешения на «монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения».

Таким образом, по мнению Заявителя, заявка ООО «Пламя» должна была быть отклонена от участия в процедуре как несоответствующая требованиям Закупочной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и запрашиваемые материалы.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Закупочная документация не содержит указания на конкретные виды работ, которые должны быть указаны в лицензии МЧС участника, в связи с чем при рассмотрении заявок закупочная комиссия Заказчика руководствовалась лишь фактическим наличием действующей лицензии МЧС России у участников, в том числе у ООО «Пламя».

При этом Заказчик считает, что требование ООО «ТСБ» о необходимости наличия у участника лицензии МЧС России, содержащей указание на производство работ(выполнение услуг) в виде монтажа, технического обслуживания и ремонта первичных средств пожаротушения, является избыточным, поскольку для оказания услуг по договору, заключаемому в результате проведения закупочной процедуры, достаточно наличия работ (услуг) на «монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ». Названный вид работ (услуг) имеется в лицензии ООО «Пламя».

Кроме того, в рамках исполнения договора, Исполнитель не лишен возможности привлекать третьих лиц в случаях, когда выполнение тех или иных работ потребует дополнительных разрешительных видов деятельности. Лицензия, представленная ООО «Пламя» от 16.12.2013 № 98-Б/03696 в рамках комплекта документов действующая, что свидетельствует, по мнению Заказчика, о выполнении основного требования, установленного в квалификационных требованиях к участникам.

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, критически оценивает доводы Заказчика ввиду следующего.

Положения ГОСТ Р 51844-2009 «ШКАФЫ ПОЖАРНЫЕ. Общие технические требования. Методы испытаний» распространяются на шкафы пожарные, которые устанавливают в сооружениях и предназначены для размещения и обеспечения сохранности первичных средств пожаротушения, индивидуальной защиты, спасения людей и материальных ценностей.

При этом к первичным средством пожаротушения относятся огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарные щиты с комплектом противопожарного инвентаря (песок, вода, ведра и т. д.).

В свою очередь, в Техническом задании Исполнителю необходимо осуществлять техническое обслуживание/восстановительный ремонт пожарных кранов системы ВПВ (пп. 1.1, 2.1 технического задания), поверка работоспособности Автоматической системы Насосной Станции и работоспособность Пожарных Кранов в целом путем пролива воды с «диктующих*» ПК каждого направления ПТ, замер давления в ПК, освидетельствование работоспособности систем ВПТ, АНС, НС в целом (график проведения работ).

Таким образом, согласно Техническому заданию, являющегося неотъемлемой частью Договора, осуществляется техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения (пожарных кранов), что влечет необходимость наличия соответствующих разрешений на оказание таких услуг (проведение работ).

При этом ссылки Заказчика на то, что в данном случае пожарные краны относятся к ВПВ, в связи с чем достаточно обладать разрешением на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ не основаны на нормах права, поскольку Заказчиком не опровергнуто, что пожарные краны относятся к первичным средствам пожаротушения, на работу с которыми законодательно необходимо отдельной разрешение (наличие соответствующего вида работ в лицензии).

Вместе с тем в силу статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» нарушение лицензионных требований может повлечь привлечения лица к административной ответственности и, как следствие, приостановление действия лицензии.

Доводы Заказчика о возможности привлечения к исполнению договора иных лиц по отдельным видам работ отклоняются Комиссией как несостоятельные, поскольку в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, поскольку требование о наличии лицензии МЧС России предъявлено именно к участнику, то и проверка на соответствие таких требований должна осуществляться на этапе рассмотрения заявок, поскольку признание победителем лица, не отвечающего установленным требованиям не только нарушает часть 6, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, но и нивелирует сам факт предъявления таких требований.

Также Комиссия считает необходимым отметить, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

При этом в ответе на запрос разъяснений Документации Заказчиком было указано, что требование, указанное в пункте 28 Информационной карты, включает в себя необходимость наличия у участника в лицензии, в том числе монтажа, технического обслуживания и ремонта первичных средств пожаротушения.

Таким образом, участник, ознакомившись с ответом Заказчика добросовестно полагал, что требования, предусмотренные законодательством в части лицензируемых видов деятельности, соблюдены.

Вместе с тем Заказчик ввел потенциальных участников Закупки в заблуждение, поскольку информация о содержании требования по лицензии МЧС России была доступна неограниченному кругу лиц, которые не знали и не могли знать, что в дальнейшем Заказчиком будет применен иной подход при рассмотрении заявок участников.

Указанное поведение Заказчика нельзя признать отвечающим признакам добросовестности.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком при рассмотрении заявок части 6, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и признает жалобу Заявителя обоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ТСБ» (ИНН: 4401092983, ОГРН: 1084401008515) на действия ООО «Киностудия «Звезда» (ИНН: 7717765214, ОГРН: 1137746934610) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения части 6, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны