Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «СЭМ» на действия АО «За... от 24 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11394/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

21.07.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

при участии представителей:

от АО «Завод РЭТО» - <...> (по доверенности от 13.07.2020),

от ООО «СТРОЙЭНЕРГОМОНТАЖ» - <...> (на основании решения № 6 от 16.10.2019),

рассмотрев жалобу ООО «СЭМ» (далее - Заявитель) на действия АО «Завод РЭТО» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для ремонта подстанции (с целью заключения рамочного договора) (реестровый № 32009150375) (далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно отказался от проведения Закупки, что нарушает его права и законные интересы как участника, подавшего заявку на участие в Закупке.

Проанализировав заявленный довод, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представив письменные возражения.

Комиссия, рассмотрев представленные на заседании сведения и материалы, признает отказ от проведения Запроса незаконным, а довод Заявителя — обоснованным.

Извещение о проведении Закупки опубликовано на официальном сайте 20.05.2020.

Дата и время окончания подачи заявок - 25.05.2020 в 11:00.

Заказчик должен был рассмотреть заявки и подвести итоги Закупки 30.06.2020.

Однако, 29.06.2020 Заказчиком опубликован протокол отмены проведения запроса предложений № 1468687, а в обосновании указано следующее:

«В соответствии с ч. 7 ст. 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе отменить Закупку по истечению даты и времени окончания подачи заявок и до заключения договора при наступлении обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством. Распространение коронавирусной инфекции признано обстоятельством непреодолимой силы (п. 20.1. Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ, п.1 совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020)».

Исходя из возражений Заказчика, невозможность дальнейшего проведения Запроса предложений и произведённая в связи с этим отмена Закупки находятся в прямой причинно-следственной связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, повлекшей явную угрозу снижения доходов и, как следствие, платёжеспособности Заказчика.

Основным видом производственной деятельности Заказчика является ремонт электротехнического оборудования для нужд электросетевых организаций. Настоящая закупка проводилась с целью обеспечения Заказчика необходимыми материалами для выполнения договорных обязательств перед ПАО «МОЭСК» по осуществлению программы планового ремонта объектов системы энергоснабжения Москвы и Московской области. Таким образом, необходимость проведения данной закупки целиком и полностью зависела от позиции заказчика – ПАО «МОЭСК».

В свою очередь, в целях сохранение финансовой устойчивости ПАО «МОЭСК» и предотвращения негативных последствий в текущей макроэкономической ситуации, ПАО «Россети» Московский регион издан приказ, в соответствии с которым закупочные процедуры ПАО «МОЭСК», за исключением определённого перечня неотложных процедур, связанных с обеспечением надёжности электроснабжения или обеспечения предупреждения или недопущения сезонного распространения острых респираторных заболеваний в ПАО «МОЭСК», необходимо приостановить и рассмотреть вопрос об отмене уже объявленных закупочных процедур, в случае, если срок окончания подачи заявок уже прошёл.

При этом предмет рассматриваемой закупки не подпадает под перечень неотложных процедур, установленных в данном приказе.

Также из предмета процедуры не следует, что необходимый товар закупается Заказчиком для удовлетворения потребностей иных лиц, а не личных целей.

Комиссия установила, что Заказчиком в данном случае нарушены нормы Закона о закупках, поскольку Заказчиком не доказано, что отмена произошла в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.

Так, Приказ о временных мерах по сохранению финансовой устойчивости
ПАО «МОЭСК» был принят 10.04.2020 (№ 430) (далее - Приказ).

В свою очередь, Закупка была объявлена 14.05.2020, а значит Заказчику было известно о рисках объявления конкурентной процедуры, что подразумевает необходимость прогнозирования наступления негативных последствий.

Пунктом 10 Приказа установлено, что ограничения действуют до 30.06.2020. При этом процедура отменена за 1 день до окончания действия Приказа, учитывая, что процедур в форме запроса предложений был размещена в ЕИС более месяца.

Более того, часть ограничений снята Указом Мэра Москвы от 08.06.2020 № 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» и часть организаций начала работать в штатном режиме,
а процедура была отменена только 29.06.2020.

Также представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что фактически отказ от процедуры обусловлен его собственной финансовой нестабильностью, а потребность в поставке запасных частей не отпала.

Согласно ч. 5 ст. 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе отменить конкурентную закупку до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

В соответствии с ч. 7 ст. 3.2 Закона о закупках по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, Заказчик вправе отменить процедуру закупки до даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, а правом на отмену определения поставщика Заказчик обладает только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом, разместив на Официальном сайте извещение об отмене закупки.

Документов, свидетельствующих о том, что закупка отменена вследствие обстоятельств непреодолимой силы, на Комиссию не представлено.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Учитывая наличие в рассматриваемых правоотношениях и публично-правовых элементов, действующее законодательство предъявляет к заказчику повышенные требования при проведении закупочных процедур.

Принципам стабильности и определенности гражданских правоотношений действия Заказчика в данном случае также не отвечают.

Согласно п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Таким образом, отказ Заказчика от проведения Закупки с нарушением установленных в Законе о закупках, Положения и Документации сроков является злоупотреблением правом (п. 1 статьи 10 ГК РФ) и не подлежит правовой защите.

Вместе с тем, исходя из общих начал гражданского законодательства (п. 3 ст. 1, ст. 10 ГК РФ) можно сделать вывод о том, что признание торгов несостоявшимися является их конечным результатом только в случае отсутствия поданных заявок на участие в таких торгах либо в случае отказа в допуске к участию в торгах всем потенциальным претендентам, поскольку в упомянутых случаях такое признание не влечет за собой никаких правовых последствий и не способно привести к нарушению либо ущемлению чьих-либо гражданских прав.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия считает доводы Заявителя достаточными в части неправомерного и необоснованного отказа Заказчика от подведения итогов Запроса, а также признает в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 5, 7 ст. 3.2 Закона о закупках.

С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СТРОЙЭНЕРГОМОНТАЖ» (ИНН: 7725331267, ОГРН: 1167746857992) на действия АО «Завод РЭТО» (ИНН: 7724646338, ОГРН: 1077764814324) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 5, 7 ст. 3.2 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

    Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-11394/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

21.07.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России (далее — Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 21.07.2020 по делу № 077/07/00-11394/2020,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

АО «Завод РЭТО» устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для ремонта подстанции (с целью заключения рамочного договора) (реестровый № 32009150375) (далее — Закупка), а именно:

  1. Заказчику отменить протокол отмены проведения запроса предложений № 1468687 от 29.06.2020.

  2. Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанного протокола в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

  3. Заказчику назначить новую дату подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии от 21.07.2020 по делу № 077/07/00-11394/2020.

  4. Заказчику завершить процедуру Закупки в соответствии с решением Комиссии от 21.07.2020 по делу № 077/07/00-11394/2020, требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о закупках, Закупочной документации.

  5. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 24.08.2020.

  6. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 26.08.2020 с приложением подтверждающих документов.

    Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны