Решение б/н б/а от 10 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1382/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

05.02.2021 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<..>

при участии представителя <..>., финансового управляющего Калмыкова А.И.,

в отсутствие ООО «Бизнес клуб «Империум» (извещен надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 04.02.2021 № ЕИ/5968/21);

рассмотрев жалобу <..> (далее также— Заявитель) на действия финансового управляющего Калмыкова А.И. (далее также — Финансовый управляющий), ООО «Бизнес клуб «Империум» (далее также — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества <..> в форме публичного предложения (сообщение № 5691122, лот № 4) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Финансового управляющего и Организатора торгов при проведении Торгов.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в нарушении процедуры проведения Торгов.

Жалоба принята и рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2018 по делу № А40-182642/18 <..> признан несостоятельным (банкротом).

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее — Правила № 495).

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанным извещением дата публикации объявления о проведении Торгов в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 02.11.2020 (далее — Сообщение).

Предметом Торгов является охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом Blaser R93 (карабин).

Из жалобы следует, что <..> приняла участие в оспариваемых Торгах в качестве агента ООО «ТД «Родной край» согласно агентскому договору от 08.12.2020.

Названный договор был представлен в составе заявки Заявителя.

Пунктом 1.2 агентского договора установлено, что права и обязанности по сделке, совершенной агентом во исполнение настоящего договора, возникают непосредственно у принципала, в качестве которого выступает ООО «ТД «Родной край».

При этом согласно сообщению о проведении Торгов в состав заявки в обязательном порядке должна входить лицензию на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему (ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «О оружии»). Соответствующая лицензия была выдана ООО «ТД «Родной край» и представлена в составе заявки Заявителя.

Вместе с тем согласно итоговому протоколу от 23.12.2020 победителем признана ИП Лукьянова Н.В. с ценовым предложением в размере 342 060, 00 руб.

По мнению Заявителя, победителем должно быть признано ООО «ТД «Родной край», в интересах которого участие в Торгах принимала <..>. и проект договора направлен соответствующей стороне.

Данная позиция была доведена до Финансового управляющего ответным письмом на присланный проект договора.

На заседании Комиссии Финансовый управляющий пояснил, что невправе направить проект договора для его подписания лицу, отличному от указанного в итоговом протоколе в связи с тем, что практика регистрирующих органов заключается в отказе в совершении регистрационных действий в случае приведенных несоответствий.

Организатором торгов были представлены письменные возражения, согласно которым протоколы, составляемые в ходе проведения Торгов, в соответствии с положениями Правил № 495 посредством программно-аппаратных средств электронной площадки, то есть автоматически, в связи с чем ни Организатор торгов, ни Финансовый управляющий не могут вносить какие-либо изменения в такие документы.

Комиссия оценивает доводы Организатора торгов критически на основании следующего.

В соответствии с пунктом 5.1 Правил № 495 определение участников торгов осуществляется организатором торгов в соответствии с положениями статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве). Организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов не позднее пяти календарных дней после окончания срока представления заявок на участие в торгах и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки в день его подписания.

По результатам проведения торгов оператором электронной площадки с помощью программно-аппаратных средств сайта формируется и направляется организатору торгов в форме электронного сообщения проект протокола о результатах проведения торгов или решения о признании торгов несостоявшимися

Организатор торгов рассматривает, подписывает квалифицированной электронной подписью и направляет оператору электронной площадки поступившие в соответствии с пунктом 7.1 Правила № 495 протокол о результатах проведения торгов или решение о признании торгов несостоявшимися (пункт. 7.2 Правил № 495).

Таким образом, именно на Организатора торгов возложена обязанность по рассмотрению заявок и определению состава участников в соответствии с положениями Правил № 495.

Комиссия, изучив представленные документы, установила, что в составе заявки Заявителя действительно находился агентский договор от 08.12.2020. Следовательно, Организатору было известно, что <..> выступает в интереса иного лица.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Между тем при составлении итогового протокола Организатором торгов были проигнорированы указанные обстоятельства и ошибочно определен победитель Торгов.

При этом ссылки Организатора торгов на невозможность указания в итоговом протоколе лица, изначально не заявленного в качестве участника, являются несостоятельными, так как подобный правовой подход делает невозможным участие лиц в торгах посредством агента.

При этом действующее законодательство не содержит запрета на участие в торгах через агента, а обратное будет препятствовать реализации такими лицами своих гражданский прав и свобод.

Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно
с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона
с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Учитывая, что Организатором торгов самостоятельно определяется место проведения Торгов, Организатор торгов несет ответственность за действия выбранной им электронной площадки в части обеспечения доступа всех заинтересованных лиц к участию в торгах, а также реализацию прав лиц, имеющих статус участника процедуры.

Резюмируя изложенное, Комиссия признает действия Организатора торгов нарушающими публичный порядок Российской Федерации, определенный законодательством об исполнительном производстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов, пункта 7.1 Правил № 495 и признает жалобу обоснованной.

Вместе с тем Комиссией принято во внимание, что действия Финансового управляющего по направлению проекта договора были обусловлены имеющимся в его распоряжении итоговым протоколом от 23.12.2020, жалоба на действия Финансового управляющего признается необоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной, на действия Финансового управляющего — признать не обоснованной.

  2. Признать действия Организатора торгов нарушающими публичный порядок Российской Федерации, определенный законодательством об исполнительном производстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов, пункта 7.1 Правил № 495 и признает жалобу обоснованной.

  3. Выдать Организатору торгов и Финансовому управляющему обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия .

Связанные организации

Связанные организации не указаны