Решение №46373/22 б/а от 5 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12791/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

31.08.2022                                                                                                       г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

"....."

членов Комиссии:

"....."

"....."

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей "...", Арбитражного управляющего Анохиной И.Ю., ООО «ГК «Кварта»,

в отсутствие представителей ООО «ВЭТП», извещенных надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по существу письмом Московского УФАС России от 22.08.2022 № НП/43857/22,

рассмотрев жалобу "..." (далее также - Заявитель) на действия ООО «ГК «Кварта» (далее также - Организатор торгов), конкурсного управляющего Анохиной И.Ю. (далее также - Конкурсный управляющий) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщения №№ 9213721 (лот 1), 9427207 (лот 1), далее - Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов и Конкурсного управляющего при проведении Торгов.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 № 48960-ЭП/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов:

«По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов — определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

Таким образом, при осуществлении полномочий по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов и подготовке решений по результатам рассмотрения таких жалоб территориальным органам ФАС России необходимо применять позицию, изложенную в настоящем письме».

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в вышеприведенном письме ФАС России, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов и Конкурсного управляющего проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Заявитель указывает, что 14.08.2022 в 11 часов 58 минут 09 секунд подал заявку на участие в торгах. Как отмечает Заявитель, заявка № 24838 успешно зарегистрирована и Заявитель подал ценовое предложение на девятом периоде в размере 28 400 000 руб. Кроме того, надлежащим образом оплачен задаток для участия в торгах.

Однако, 15.08.2022 было опубликовано сообщение № 9427207 об отмене торгов, в связи с письмом конкурсного управляющего Анохиной И.Ю. от 15.08.2022.

Согласно письму конкурсного управляющего должника от 15.08.2022, причиной отмены торгов является направление конкурсным кредитором ООО «Экшн Коллекшн» требования об отмене торгов.

По мнению Заявителя, данные действия Организатора торгов и конкурсного управляющего нарушают правила проведения торгов, установленные законодательством.

Организатор торгов и Конкурсный управляющий с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и запрошенные антимонопольным органом материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях представителей, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Комиссией установлено, что Сообщение о проведении торгов № 9213721 опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 14.07.2022.

Дата и время начала подачи заявок: 18.07.2022 12:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 05.09.2022.

Предметом торгов являются имущественные права, принадлежащие ООО «Конюшенная площадь» на праве собственности, а именно - Лот №1: Права требования к гр. Исаеву Андрею Валентиновичу (ИНН 781005341253), на основании Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 г. по делу № А56-71974/2015/тр.2 (в размере 28 718 126,79 рублей, в том числе 22 625 689 руб. 22 коп. основной задолженности и 6 092 437 руб. 57 коп. процентов); Права требования к ООО «Недвижимость и реконструкция» (ИНН 7826162939), на основании Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2020 по делу №А56-106758/2019/тр.1 (в размере 27 201 374,66 руб. основного долга и 9 421 151,63 руб. процентов за пользование займом). Начальная цена продажи лота составляет 58 806 587,77 руб.

Согласно сообщению № 9213721 информация о снижении цены указана: Срок действия публичного предложения - 49 дней, в течение которого начальная цена не снижается – первые три дня, далее снижается - 14 раз каждые 3 дня на 7% от начальной цены, установленной для торгов, посредством публичного предложения, на 15 этапе - (цена отсечения) снижения устанавливается в размере - 1% от начальной цены лота.

Как следует из материалов дела, между Конкурсным управляющим и Организатором торгов заключен Договор от 07.04.2022 № T07-04/2022 на организацию и проведение торгов.

04.08.2022 (до подачи заявки Заявителя) в адрес Конкурсного управляющего от Кредитора Общества с ограниченной ответственностью «Экшн коллекшн» (ИНН: 7722351410) (далее – Кредитор, ООО «Экшн коллекшн») включенного в реестр требований кредиторов Должника Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2022 г. по делу № А56-91991/2020/тр.1 было направлено Требование № б/н об отмене вышеуказанных торгов (РПО № 10707855018156).

Согласно тексту требования Кредитора, в рамках дела о банкротстве гр. Исаева Андрея Валентиновича (дело № А56-71974/2015), Финансовым управляющим Чукиным М.М. произведено распределение денежных средств из конкурсной массы в пользу его кредиторов, включая кредитора ООО «Конюшенная площадь».

15.08.2022 Организатором торгов было получено письмо от Конкурсного управляющего, в котором было указано на необходимость отмены торгов № 5987-ОТПП в связи с получением Конкурсным управляющим письма от конкурсного кредитора «Экшн Коллекшн» с требованием об отмене торгов.

В рассматриваемом случае, согласно сообщению о проведении торгов от 14.07.2022 № 9213721, итоги торгов в форме публичного предложения подводятся по месту их проведения в течение двух рабочих дней со дня окончания каждого периода публичного предложения в случае, если на соответствующем периоде была допущена хоть одна заявка, и оформляются протоколом о результатах проведения торгов.

Организатор торгов на заседании Комиссии пояснил, что в указанный период торгов, когда поступила заявка Заявителя (14.08.2022 в 11 ч. 58 мин) итоги не подводились и заявки не допускались в связи с получением от конкурсного управляющего письма об отмене торгов.

Как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.

Комиссия отмечает, что целью проведения торгов является реализация имущества должника и удовлетворение требований кредиторов.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также — ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

В настоящем случае, Комиссия приходит к выводу, что действия Организатора торгов по отмене торгов, не обладают признаками недобросовестности, поскольку Организатор торгов действовал по поручению конкурсного управляющего ООО «Конюшенная площадь» в рамках заключенного договора от 07.04.2022 № T07-04/2022.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части.

В свою очередь, относительно оспаривания действия конкурсного управляющего, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.06.2004 № 331 (далее — Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 8 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий; конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; финансовый управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

Таким образом, в случае если конкурсный управляющий (внешний управляющий, финансовый управляющий) выступает в качестве организатора торгов при проведении торгов в рамках Закона о банкротстве, антимонопольный орган по итогам рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, вправе выдавать такому конкурсному управляющему (внешнему управляющему) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В случае если организатором торгов при проведении конкурсного производства выступает специализированная организация, привлеченная на договорной основе конкурсным управляющим (внешним управляющим), при выявлении антимонопольным органом нарушений законодательства Российской Федерации при организации и проведении таких торгов, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязательное для исполнения предписание выдается специализированной организации как организатору данных торгов.

Таким образом, антимонопольным органом рассматривается жалоба на действие (бездействие) конкурного управляющего (внешнего управляющего), в случае если он является организатором торгов или осуществляет заключение договора купли — продажи по итогам проведения торгов в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве.

Согласно информации из общедоступного официального информационного ресурса, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (bankrot.fedresurs.ru) (далее — Официальный сайт) Организатором торгов является ООО «ГК «Кварта» (сообщение № 9213721), который осуществлял организацию торгов на основании Договора поручения, т. е. Конкурсного управляющего должника.

Указанная позиция также отражена в письме ФАС России от 30.06.2016 № РП/44252/16 согласно которой следует, рассмотрение жалоб на действия конкурсного управляющего (внешнего управляющего) возможно только в случае, когда арбитражный управляющий является организатором торгов.

В настоящем случае, в качестве организатора торгов выступает специализированная организация, в связи с чем конкурсный управляющий при проведении Торгов не осуществляет функции организатора торгов, а равно не относится к субъектам, подлежащим контролю на основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, рассмотрение вопросов о ненадлежащем исполнении конкурсным управляющим (внешним управляющим, финансовым управляющим) своих обязанностей, связанных с порядком проведения оценки имущества должника и определение начальной цены продажи такого имущества, не относится к компетенции антимонопольного органа и является предметом судебного обжалования в арбитражный суд по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В данном случае, организатором торгов является специализированная организация, а не конкурсный управляющий, в связи с чем, доводы Заявителя о нарушении его прав действиями Конкурсного управляющего оставлены Комиссией без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов - необоснованной, в части обжалования действий конкурсного управляющего оставить - без рассмотрения.

2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 22.08.2022 № НП/43857/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны