Решение б/н б/а от 17 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-5043/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.07.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителя АО «Россельхозбанк» - <...>

в отсутствие представителей ООО «Компстар» (извещены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 05.07.2019 № ПО/33715/19);

рассмотрев жалобу ООО «Компстар» (далее также — Заявитель, Общество) на АО «Россельхозбанк» (далее также — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей для оргтехники для нужд Томского РФ АО «Россельхозбанк» (реестровый № 31907925651) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки от дальнейшего участия в Закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки, размещено в ЕИС — 19.05.2019.

Извещение о проведении Закупки размещено на Официальном сайте 29.05.2019.

Из протокола рассмотрения заявок на участие в Закупке от 13.06.2019 № 31907994464-01 (далее - Протокол) заявка Общества отклонена от дальнейшего участия в процедуре в связи с отсутствием согласия на оказание услуг в соответствии с проектом договора, а также в связи с несоответствием технического предложения установленным требованиям.

По мнению Заявителя, его заявка была подана в полном соответствии с требованиями Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 17 Извещения о проведении Закупки установлен перечень документов, представляемый в составе заявки на участие в конкурентной процедуре, в том числе:

  1. согласно подпункту 17.1.10 пункта 17 Извещения - предусмотренное одним из следующих пунктов согласие участника запроса котировок в электронной форме (согласно пункту 2 части 8 статьи 3.4 Закона о закупках, а также пункту 6.13.4 Положения о закупках):

    - на выполнение работ или оказание услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок, на условиях, предусмотренных проектом договора (в случае, если осуществляется закупка работ или услуг);

    - на поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок и в отношении которого в извещении в соответствии с требованиями пункта 3.4.2 Положения о закупках содержится указание на товарный знак, на условиях, предусмотренных проектом договора и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок в электронной форме;

    - на поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и конкретные показатели которого соответствуют значениям эквивалентности, установленным данным извещением (в случае, если участник запроса котировок в электронной форме предлагает поставку товара, который является эквивалентным товару, указанному в таком извещении), на условиях, предусмотренных проектом договора.

  2. согласно подпункту 17.1.4 пункта 17 Извещения - Техническое предложение с приложением необходимых документов, оформленное в формате, допускающем поиск и копирование произвольного фрагмента текста: «.doc» и/или «.docx» и/или «.xls» и/или «.xlsx» (Приложение (5) к извещению о проведении запроса котировок).

В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в составе заявки было дано согласие на оказание услуг в соответствии с требованиями Закупочной документации.

На заседании Комиссии представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.

При таких обстоятельствах, Комиссия, изучив представленную в материалы дела заявку Общества, приходит к выводу о неправомерности её отклонения по указанном основанию.

Относительно второго основания для отклонения представитель Заказчика пояснил, что участнику необходимо было представить техническое предложение в двух экземплярах: «.doc» и/или «.docx» и «.xls» и/или «.xlsx». В связи с тем, что Обществом было представлено Техническое предложение только в формате «.docx», его заявка была отклонена от дальнейшего участия в Закупке.

Комиссия оценивает довод Заказчика критически в связи с тем, что, во-первых, из положений Закупочной документации явно не следует, что участнику необходимо представить файл технического предложения в обоих форматах, так как перечисление таких форматов осуществлено через союзы «и/или». Во-вторых, в Технической части (Приложение № 1 к Извещению) Закупочной документации, в соответствии с которым происходит заполнение Технического предложения участника, Заказчиком установлены безальтернативные требования к оказываемым услугам, то есть участники дублируют положения документации и количество экземпляров Технического предложения не могут каким-либо образом повлиять на оценку заявки, поскольку представленное техническое предложение в разных форматах не влияет на суть и содержание Технического задания.

Таким образом, представление Обществом Технического предложения в виде файла в формате «.docx», допустимого согласно Закупочной документации, не препятствовало пониманию Заказчиком сути такого предложения участника в отношении предлагаемых услуг.

Следовательно, отклонение заявки по данному основанию, по мнению Комиссии, носит формальный характер.

При этом отклонение заявок на участие в Закупке, отвечающей требованиям Закупочной документации, по формальным основаниям не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отклонения заявки Общества по указанным в Протоколе основаниями, в связи с чем действия Заказчика нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На заседании Комиссии было установлено, что 04.07.2019 Заказчиком по результатам проведения Закупки заключен договор.

Указанный договор оценивается Комиссией критически на основании следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.

Протокол подведения итогов Закупки размещен на Официальном сайте 24.06.2019.

В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Следовательно, Заявитель мог обжаловать действия Заказчика в срок до 08.07.2019.

Таким образом, Заказчик был вправе заключить соответствующий договор не ранее 09.07.2019.

В свою очередь, договор, заключенный в нарушение требований статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, считается ничтожным.

В соответствии с частью 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В связи с вышеизложенным, заключенный Заказчиком по результатам проведения конкретной процедуры договор признается антимонопольным органом ничтожным.

При таких обстоятельствах у антимонопольного органа отсутствуют препятствия для выдачи Заказчику обязательного к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Компстар» (ОГРН: 1087017025182, ИНН: 7017222413) на действия АО «Россельхозбанк» (ОГРН: 1027700342890, ИНН: 7725114488) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны