Решение №57178/22 б\а от 10 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 077/07/00-16212/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

10.11.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

членов Комиссии:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ИП Демина В.В., МГЮА (УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА);

рассмотрев жалобу ИП Демина В.В. (далее - Заявитель) на действия МГЮА (УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА) (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право выполнения работ по переоборудованию трех помещений №4,12,13 в две учебные аудитории в здании Университета, расположенного по адресу: г. Москва ул. Садовая-Кудринская д.9, стр.1, в рамках текущего ремонта (реестровый № 32211728490, далее — Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, в том числе перенаправленная письмом ФАС России от 26.10.2022 № 28/98445/22.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 19.10.2022 заявка Заявителя не была допущена на основании «п.п. 4 п. 15 § 5 Документации о закупке: несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией.

В соответствии с п. 16 Раздела 4 Положения о закупках Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике аукциона, информацию о его соответствии требованиям (если такие требования установлены в документации о закупке) и об иных условиях исполнения договора.

Заказчиком в Документации установлены квалификационные требования, а именно: наличие опыта выполнения работ, являющихся предметом закупки.

К информации, подтверждающей наличие опыта выполнения работ или оказания услуг участника открытого аукциона в электронной форме, относится информация, содержащаяся в реестре договоров/контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Также Участник закупки может подтвердить наличие опыта любыми гражданско–правовыми договорами (п. 11 Раздела 3 «Информационная карта» Документации.

Участником закупки не представлено подтверждение опыта.»

Вместе с тем, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 15 § 5 основаниями для отклонения заявки являются: несоответствие участника закупки требованиям, установленным § 3 "Требования к участникам закупки" раздела 2 "Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме".

Разделом 2 § 3 к участникам установлены следующие обязательные требования:

1) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии
с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, если данное требование предъявляется в соответствии с пунктом 10 раздела 3 "Информационная карта";

2) непроведение ликвидации участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято;

5) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

6) отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участника такой закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии с пунктом 8 Информационной карты:

 

8.

Копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки квалификационным и (или) дополнительным требованиям, предусмотренным пунктами 11 и 12 раздела 3 "Информационная карта"

Не требуются

 

 

При этом пунктом 11 Информационной карты установлено следующее требование:

 

11.

Квалификационные требования к участникам закупки

Установлены:

1) Положительная деловая репутация, наличие опыта выполнения работ или оказания услуг:

наличие подтвержденного успешного опыта выполнения аналогичных работ за последний 1 (один) год до даты опубликования извещения о проведении настоящего открытого аукциона в электронной форме.

Аналогичными закупаемыми работам будут считаться работы по текущему ремонту помещений, работы по монтажу и ремонту систем электроснабжения и коммутационной аппаратуры, а также распределительных устройств, включая пусконаладочные работы и ввод отремонтированных систем в эксплуатацию.

Под наличием опыта подразумеваются исполненные и подтвержденные договоры/ контракты/ дополнительные соглашения к ним по оказанным услугам не менее, чем по 2-м договорам/контрактам.

Цена каждого контракта/договора должна быть не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора. с учетом НДС.

К информации, подтверждающей наличие опыта выполнения работ или оказания услуг участника открытого аукциона в электронной форме, относится информация, содержащаяся в реестре договоров/контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru. Участник закупки прикладывает копии договоров/контрактов и даёт электронную ссылку на информацию о договоре(ах)/контракте(ах), заключенных и исполненных участниками в соответствии с Законом № 223-ФЗ и заключенных и исполненных участниками в соответствии с Законом № 44-ФЗ содержащуюся в реестре договоров/контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок.

Участник закупки может также подтвердить опыт любыми гражданско–правовыми договорами по которым он выступал не только генподрядчиком, но и субподрядчиком.

Полные копии договоров и копии актов выполненных работ (оказанных услуг) с приложением подтверждающих документов прикладываются в четкой последовательности:

-копии договоров/ контрактов/ дополнительных соглашений к договору,

-копии актов сдачи-приемки/актов выполненных работ/оказанных услуг или иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по договору). Копии актов выполненных работ/оказанных услуг должны быть последовательно приложены к каждой соответствующей копии предоставленных договоров/ заказов/ дополнительных соглашений к договорам.

Контракты/договоры должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

 

Таким образом пункты 8 и 11 Информационной карты о необходимости предоставления документов, подтверждающих опыт участника, противоречат друг другу.

Необходимо отметить, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса об оценке той или иной заявки, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявки со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

В соответствии с частью 6 частью 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом отклонение заявки участника в связи с непредставлением документов, требование о наличии которых носит противоречивый характер, неправомерно.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в отклонении заявки на основании противоречивых положений документации, не соответствуют требованиям, установленным в пункте 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Демина В.В. на действия МГЮА (УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны