Решение б/н Решение и предписание от 17 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-21497/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14.12.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:рассмотрев жалобу ИП .... (далее - Заявитель) на действия
АО «Почта России» (далее - Заказчик) при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг по поставке и монтажу лайтбоксов в окна/витрины ОПС УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (реестровый № 32009660207, далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия заказчика при проведении Закупки.

Заявитель в жалобе указал, что Закупочная документация содержит скрытые нарушения, в связи с которыми заявка Заявителя была отклонена от дальнейшего участия в Закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно протоколу от 30.11.2020 заявка Заявителя была отклонена на основании того, что вторая часть заявки не соответствует требованиям документации. На основании пп. 2.2 Приложения №2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Почта России» в связи с несоответствием документов, предусмотренных п. 3.4.2 Информационной карты:

1. Участником не представлены документы, предусмотренные Приложением № 5 «Методика расчета обеспеченности финансовыми ресурсами участников закупок (методика расчета обеспеченности)» к Положению о закупке:

- отчетность за предыдущий истекший финансовый 2019 год на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности с отметкой налоговой инспекции о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме или извещении о вводе;

- отчетность за истекший период финансового года (9 месяцев истекшего 2020 финансового года на основании промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанной руководителем предприятия). Таким образом, Участник не предоставил в составе заявке документы в соответствии с требованиями документации.

Заявитель с данным отклонением не согласился и направил жалобы в антимонопольный орган, в которой указал, что Заказчиком ненадлежащим образом рассмотрена заявка Заявителя, поскольку в заявке были представлены все необходимые документы указанные в Закупочной документации и Положении о закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и представил письменные возражения согласно которым Заявителем в составе заявки на участие в аукционе были представлены следующие документы: 1. Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи применением упрощенной системы налогообложения (Форма по КНД 1152017); отчетный год – 2019; 2. Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи применением упрощенной системы налогообложения (Форма по КНД 1152017); отчетный год – 2020.

При этом Заказчик отметил, что данные документы не дают возможность рассчитать показатели обеспеченности финансовыми ресурсами Заявителя, характеризующих уровень риска деятельности участника аукциона с точки зрения сбалансированности или превышения доходов над расходами. Эти показатели позволяют оценить способность участника аукциона в сроки и в полном объеме исполнить свои обязательства по заключаемым договорам. Для общего расчета финансового состояния предприятия используются основные показатели его деятельности, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно: в Форме по ОКУД 0710001 «Бухгалтерский баланс» и в в Форме по ОКУД 0710002 «Отчет о прибылях и убытках» («Отчет о финансовых результатах»).

Вместе с тем, Комиссия изучив представленные документы и сведения отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 3.4.2 Информационной карты Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:

  • фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты и номер факса (при их наличии), идентификационный номер налогоплательщика или, в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства, аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);

  • копии учредительных документов в действующей редакции (для юридических лиц);

  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки и/или сделки с заинтересованностью:

  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки заключение договора или предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения договора являются крупной сделкой;

  • решение об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, если требование о наличии такого одобрения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки выполнение договора или предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечение договора является сделкой с заинтересованностью;

  • сведения, что данная сделка для такого участника не является крупной сделкой и/или сделкой с заинтересованностью, что его организация не попадает под действие требования законодательства о необходимости наличия решения об одобрении или о совершении крупной сделки и/или сделки с заинтересованностью;

  • копии документов о государственной регистрации:

  • для юридических лиц – копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (далее - выписка из ЕГРЮЛ);

  • для индивидуальных предпринимателей – копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - выписка ЕГРИП).

  • Выписка из ЕГРЮЛ или выписка из ЕГРИП должна быть получена не ранее чем за 6 месяцев (а если были изменения – то не ранее внесения таких изменений в соответствующий реестр) до дня официальной публикации извещения о проведении закупки; допускается предоставление указанных выписок, сформированных с помощью сайта http://egrul.nalog.ru/#;

  • для иных физических лиц – копии документов, удостоверяющих личность;

  • для иностранных лиц – копии документов о государственной регистрации в качестве субъекта гражданского права в соответствии с законодательством государства по месту нахождения, сопровождающиеся переводом на русский язык; в составе заявки, предоставляемой в бумажной форме, данные документы предоставляются легализованными (допускается апостилирование) с нотариально заверенным переводом на русский язык;

  • копия документа, подтверждающего полномочия лица на подписание заявки на участие в закупке от имени участника закупки (документы, подтверждающие полномочия лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа (для юридического лица); если заявка на участие в закупке подписывается по доверенности, то в составе заявки также предоставляется такая доверенность). Если заявка на участие в закупке и (или) входящие в ее состав документы подписаны разными лицами, то документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявки и (или) входящих в ее состав документов, должны быть представлены на каждого подписавшего в соответствии с полномочиями;

  • сведения о применении участником аукциона упрощенной системы налогообложения (для участников закупки, применяющих ее). Отсутствие в заявке участника аукциона указанных сведений не является основанием для отклонения такой заявки;

  • декларация участника закупки в составе заявки на закупку:

  • о ненахождении участника закупки в процессе ликвидации (для юридического лица);

  • об отсутствии в отношении участника закупки решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

  • об отсутствии ареста имущества участника закупки, наложенного по решению суда, административного органа;

  • о неприостановлении деятельности участника закупки;

  • об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период

  • об отсутствии вступивших в законную силу двух и более судебных решений о расторжении договоров с Обществом либо ФГУП «Почта России», двух и более не обжалованных в судебном порядке решений Общества либо ФГУП «Почта России» об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с существенным нарушением участником обязательств по ним за 2 (два) последних года до даты подачи заявки таким участником (либо отсутствии одного такого решения и одного такого отказа одновременно);

  • об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

  • об отсутствии фактов привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке;

  • об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.

Документы, предусмотренные Приложением № 5 «Методика расчета обеспеченности финансовыми ресурсами участников закупок (методика расчета обеспеченности)» к Положению о закупке. Расчет уровня обеспеченности финансовыми ресурсами осуществляется Заказчиком.

При этом Положением о закупках Заказчика установлено, что под документами, предусмотренными Приложением № 5 «Методика расчета обеспеченности финансовыми ресурсами участников закупок (методика расчета обеспеченности)» к Положению о закупке понимаются:

- отчетность за предыдущий истекший финансовый 2019 год на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности с отметкой налоговой инспекции о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме или извещении о вводе;

- отчетность за истекший период финансового года (9 месяцев истекшего 2020 финансового года на основании промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанной руководителем предприятия).

Вместе с тем, согласно представленной заявке Заявителя, Комиссия указывает, что в составе заявки в действительности содержатся файлы «декларация за 2019 год» и «Декларация на 30.09.2020», в которых указывается информация о финансовом состоянии Заявителя.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Закон о закупках наделяет Заказчика правом самостоятельно устанавливать требования Закупочной документации, при этом Комиссия отмечает, что нарушения при составлении закупочной документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (часть 13 статьи 3 Закона о закупках).

При этом, Комиссия отмечает, что заявка Заявителя была отклонена в связи с непредставлением документов предусмотренных Приложением № 5 к Положению о закупках.

Однако в файле «декларация за 2019 год» размещена отчетность за предыдущий истекший финансовый 2019 год на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности с отметкой налоговой инспекции о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме или извещении о вводе; в файле «Декларация на 30.09.2020» размещена отчетность за истекший период финансового года (9 месяцев истекшего 2020 финансового года на основании промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанной руководителем предприятия).

Более того, на заседании Комиссии представитель Заказчика произвел расчет баллов, возможных к получению Заявителем, указав, что в силу особенностей форм отчетности для ИП для целей оценки 3 из 4 показателей отсутствуют, то есть по ним будет присвоен ноль баллов.

Указанные обстоятельства оцениваются Комиссией критически, так как, по своей сути, такой порядок оценки делает невозможным участие в конкурентных процедурах индивидуальных предпринимателей, что не соответствует принципам обеспечения равенства участников закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

При этом Комиссия также отмечает, что отсутствие у участника закупки до заключения договора соответствующих финансовых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки Вышеуказанное квалификационное требование Документации налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Закупке  и ограничивает количество потенциальных участников закупки.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего указанные требования Документации в части наличия у участника Закупки соответствующих финансовых ресурсов, а также отклонившего заявку Заявителя по указанным основаниям, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявитель на действия АО «Почта России» (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях заказчика нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.

  3. Выдать заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-21497/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14.12.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 14.12.2020 по делу № 077/07/00-21497/2020,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АО «Почта России» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг по поставке и монтажу лайтбоксов в окна/витрины ОПС УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (реестровый № 32009660207, далее — Закупка), а именно:

1. Заказчику отменить протокол от 30.11.2020, составленный в ходе проведения Запроса котировок;

2. Заказчику назначить новые даты рассмотрения заявок, подведения итогов Запроса котировок;

3. Заказчику пересмотреть заявки участников Запроса котировок с учетом принятого решения от 14.12.2020 по делу № 077/07/00-21497/2020, без учета незаконного требования;

4. Заказчику не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания, разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания;

5. Заказчику завершить проведение Запроса котировок в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, Положения о закупках, Извещения о проведении Запроса котировок;

6. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 18.01.2021;

7. Заказчику надлежит сообщить в адрес Московского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 20.01.2021 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

  1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
    об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством,
не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны