Решение б/н без аннотации от 8 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1663/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

16.04.2019 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей:

от ИП  <...>

от ГБУЗ «МНПЦДК ДЗМ»: <...>

рассмотрев жалобу ИП <...> (далее — Заявитель) на действия ГБУЗ «МНПЦДК ДЗМ» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту помещений 1-го этажа в здании ГБУЗ «Московский Центр дерматовенерологии и косметологии», по адресу: г. Москва, ул. Косинская, д. 3 (реестровый № 31807283668) (далее — Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании Аукционной документации, влекущей ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) (в редакции, действующий на дату опубликования Положения о закупках Заказчика), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Конкурса, размещено в ЕИС - 10.11.2017.

12.12.2019 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой договора в размере 11 589 245,47 руб.

Предметом закупки явилось выполнение работ по текущему ремонту помещений 1-го этажа в здании ГБУЗ «Московский Центр дерматовенерологии и косметологии», по адресу: г. Москва, ул. Косинская, д. 3.

В документации о закупке согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

При этом, документация о проведении закупки должна содержать четкие, исчерпывающие требования к участникам закупки, исключающие разночтение разных требований и возможность субъективного толкования требований закупочной документации.

Так, заказчиком в документации в Приложении № 1 к Техническому заданию заявлены характеристики товаров, подлежащих использованию при выполнении работ.

Заявитель в жалобе указывает, что требования аукционной документации, в частности, инструкция по предоставлению сведений о товарах составлены заказчиком таким образом, чтобы создать условия, при которых участники закупки будут допускать технические ошибки при подготовке заявок, что создает препятствия для допуска заявки до участия в закупке.

Так, Заявитель в жалобе приводит следующие доводы.

По позиции 84 «Прокладки уплотнительные» Заказчик по параметру «Условное давление» установил требование «⩽200 МПа». В соответствии с инструкцией по заполнению заявки: «символ ⩽ означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему».

Также Заказчиком установлено требование о соответствии указанного товара положениям ГОСТ 15180-86 «Прокладки плоские эластичные. Основные параметры и размеры» (далее — ГОСТ 15180-86).

Согласно пункту 1 ГОСТ 15180-86 настоящий стандарт распространяется на плоские эластичные прокладки из паронита, резины, картона, фторопласта-4 и композиционных материалов на их основе для фланцев арматуры, соединительных частей и трубопроводов с уплотнительными поверхностями исполнений 1-5, 8, 9 по ГОСТ 12815-80, изготовляемые на условное давление Py от 0,1 до 20,0 МПа (от 1 до 200 кгс/см2) и условный проход Dy от 10 до 3000 мм.

Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик намеренно расширил значение, установленное ГОСТ 15180-86, чтобы создать потенциальные причины для отклонений.

Заказчик установил требования к указанию характеристик параметров несоответствующие форму ГОСТ. Например, по позиции 6 «Пленка полиэтиленовая» в параметре «Номинальная толщина плёнки» установлено значение «⩾ 80 мкм». В соответствии с инструкцией по заполнению заявки «символ ⩾ - означает, что участнику следует представить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему».

Также Заказчиком установлено требование о соответствии названного товара ГОСТ 10354-82 «Пленка полиэтиленовая. Технические условия», согласно положениям которого номинальная толщина пленки измеряется в мм.

Кроме того, в Аукционной документации содержатся противоречивые требования к товарам и при заполнении заявки участник при указании значения, соответствующего положениям документации представит недостоверные сведения, что повлечет отклонение заявки.

Так, например, по пункту 39 «Сталь тонколистовая» Заказчик по параметру «Прокат по способу производства» установил требование «холоднокатаный оцинкованный (ОЦ); горячекатаный» холоднокатаный» и одновременно установил по параметру «ОЦ категории качества» требование - «высшая и первая».

Таким образом, участник, выбрав по первому параметру горячекатаный или холоднокатаный прокат не сможет указать значение по параметру «ОЦ категории качества», а в случае заполнения названного параметра будут представлены недостоверные сведения, так как ни один производитель не сможет представить товар с указанными характеристиками.

Заявитель также обжалует, что по ряду позиций в Форме 2 Заказчиком продублированы значения государственных стандартов, то есть Заказчика устроит любое из возможных значений. При таких обстоятельствах возникают вопросы относительно необходимости установление таких значений в принципе, так как их установление только увеличивает объем заявки и существенно усложняет процесс ее заполнения.

Так, например, по позиции 104 «Доски хвойных пород» Заказчик по параметру «Порода древесины пиломатериалов» установлено значение «сосна или ель или пихта или лиственница или кедр». Согласно пункту 2.1 ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия» пиломатериалы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться из древесины следующих пород: сосны, ели, пихты, лиственницы и кедра.

Аналогичные нарушения допущены Заказчиков и в иных положениях Формы 2.

Комиссия Управления соглашается со всеми доводами Заявителя о том, что положения инструкции, которая содержит многочисленные правила предоставления конкретных показателей товаров, а также документация усложняют возможность участия в закупке, поскольку провоцируют участников закупки допускать ошибки при предоставлении конкретных показателей товара, что в последующем может явиться основанием для отклонения заявок участников закупки.

Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.

Способ же изложения требований, допущенный заказчиком в настоящем деле, в том числе инструкция по заполнению заявки, не позволяет идентифицировать надлежащую потребность заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником закупки ошибок при заполнении заявки.

Подобное составление аукционной документации вводит участников закупки в заблуждение относительно технических характеристик заявленного товара, предоставляя заказчику возможность манипулировать результатами проводимой закупки в собственных интересах.

Комиссия отмечает, что в настоящем деле объектом закупки явилось выполнение работ по текущему ремонту. В связи с чем потребность Заказчика выражается в получении итогового результата – надлежащего выполнения работ в соответствии с требованиями Технического задания. В свою очередь, материалы, подлежащие использованию при выполнении работ не являются непосредственным объектом закупки. Соответственно, если предметом аукциона не являются материалы (которые участники самостоятельно не производят, а закупают у других лиц), то Заказчику при составлении документации нет необходимости переписывать содержание регламентированных стандартных требований в документацию, а достаточно лишь указать, что предложения, выдвигаемые участниками, должны соответствовать ГОСТом, международным стандартам и иным техническим регламентам в зависимости от товара.

Так, Заказчиком установлено, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.: ГОСТ 190-78 (п.28); ГОСТ Р МЭК 61386.1-2014 (п.29); ГОСТ 23279-2012 (п.34); ГОСТ 19904-90 (п.39); ГОСТ 18992-80 (п.25); ГОСТ 14918-80 (п.39); ГОСТ Р ИСО 4759-3-2009 (п.109); ГОСТ 19903-2015 (п.39); ГОСТ Р 52805-2007 (п.40); ГОСТ 24454-80 (п.104); ГОСТ 25129-82 (п.41); ГОСТ 6617-76 (п.2); ГОСТ 9573-2012 (п.7); ГОСТ 31358-2007 (п.94); ГОСТ 10178-85 (п.88); ГОСТ 9833-73 (п.27); ГОСТ 18108-2016 (п.97); ГОСТ 17274-71 (п.8); ГОСТ 28196-89 (п.12); ГОСТ 21485-2016 (п.111); ГОСТ Р ИСО 8676-2013 (п.109); ГОСТ Р 52020-2003 (п.12); ГОСТ 7338-90 (п.20); ГОСТ Р ИСО 4017-2013 (п.109); ГОСТ 21345-2005 (п.22); ГОСТ 475-2016 (п.103); ГОСТ 8242-88 (п.23); ГОСТ 23343-78 (п.41); ГОСТ 11652-80 (п.44); ГОСТ 3282-74 (п.45); ГОСТ 30674-99 (п.46); ГОСТ 10354-82 (п.6); ГОСТ 11371-78 (п.109); ГОСТ 30493-2017 (п.111); ГОСТ 14254-2015 (п.29); ГОСТ 15167-93 (п.111); ГОСТ 15150-69 (п.92); ГОСТ Р МЭК 60601-1-2010 (п.80); ГОСТ 30673-2013 (п.46); ГОСТ Р 53338-2009 (п.114); ГОСТ 18297-96 (п.10); ГОСТ 24866-2014 (п.46); ГОСТ 19681-2016 (п.86); ГОСТ 1145-80 (п.90); ГОСТ 18288-87 (п.104); ГОСТ Р ИСО 4014-2013 (п.109); ГОСТ 16523-97 (п.39); ГОСТ 28013-98 (п.88); ГОСТ 22483-2012 (п.74); ГОСТ 18288-87 (п.53); ГОСТ 22483-2012 (п.92); ГОСТ 10503-71 (п.89); ГОСТ 25328-82 (п.88); ГОСТ 23166-99 (п.46); ГОСТ 30247.0-94 (п.56); ГОСТ 10277-90 (п.58); ГОСТ 8486-86 (п.104); ГОСТ 28013-98 (п.85); ГОСТ 125-79 (п.60); ГОСТ Р 56387-2015 (п.62); ГОСТ 17563-80 (п.63); ГОСТ 32415-2013 (п.75); ГОСТ 10503-71 (п.108); ГОСТ 23289-2016 (п.82); ГОСТ 15180-86 (п.84); ГОСТ Р ИСО 8765-2013 (п.109); ГОСТ 2162-97 (п.36); ГОСТ IEC 60884-1-2013 (п.38); ГОСТ 5009-82 (п.107); ГОСТ 8486-86 (п.53); ГОСТ 25809-96 (п.86); ГОСТ 1759.0-87 (п.109); ГОСТ 8292-85 (п.89); ГОСТ 475-2016 (п.91); ГОСТ 31996-2012 (п.92); ГОСТ 475-2016 (п.115); ГОСТ 19111-2001 (п.69); ГОСТ 5915-70 (п.109); ГОСТ 14254-2015 (п.69); ГОСТ 6787-2001 (п.70); ГОСТ 15150-69 (п.74); ГОСТ 24454-80 (п.53); ГОСТ Р 51324.1-2012 (п.106); ГОСТ 31996-2012 (п.74).

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в силу того, что Заказчиком уже в документации предъявлено к участникам закупки требование о необходимости соответствия товара определенным государственным стандартам, то отсутствует необходимость предъявлять к участникам Аукциона требований о дублировании таких положений в заявках, поскольку потребность Заказчика будет удовлетворена в том числе и посредством выражения участниками закупки согласия на выполнение работ с использованием товаров, соответствующих требованиям Приложения № 1 Технического задания, учитывая, что предметом обязательств по договору выступает выполнение работ, а не поставка товара.

Комиссия также отмечает, что допустимым может являться установление в документации условий, при которых участники закупки вправе предоставить в составе заявки свое согласие оказание услуг с использованием товаров, в соответствии с требованиями документации, а именно конкретными показателями, которые заказчик сформировал на основании своей потребности в Форме 2 (приложение № 1 ТЗ) или предоставить участнику закупки возможность воспроизводить требования изложенные заказчиком в документации в форме № 2 в составе заявки (без изменений и/или без применения инструкции по заполнению заявки), что также позволит сформировать участнику закупки свое предложение, отвечающее потребности Заказчика.

На основании изложенного, учитывая то обстоятельство, что аукционная документация заказчика в настоящем случае носила необъективный характер и содержала нестандартные показатели, определяющие потребности заявителя, способные привести к искусственному сужению количества потенциальных участников закупки ввиду разрешения вопроса о допуске поданных им заявок исключительно на основании субъективного усмотрения самого заказчика, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Учреждения нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а закупочная документация подлежит корректировке в целях упорядочивания заказчиком требований в соответствии собственной потребностью и обеспечения ясного и четкого отражения требований к содержанию заявок участников закупки.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия ГБУЗ «МНПЦДК ДЗМ» (ОГРН: 1027700456156; ИНН: 7725034169) при проведении Аукциона обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны