Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО НПО «ЭТРА» на действия ... от 30 августа 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-1979/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
27.05.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО НПО «ЭТРА» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ПАО «МОЭК» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку пластинчатых теплообменников для нужд ПАО «МОЭК» (реестровый № 31907593870, далее — Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная несогласием с отклонением заявки ООО НПО «ЭТРА» от участия в процедуре Закупки.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также — Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт, ЕИС).
Протоколом заседания Закупочной комиссии по осуществлению конкурентных закупок ПАО «МОЭК» от 25.04.2019 № 31907593870-02 заявка ООО НПО «ЭТРА» отклонена от участия в Закупке по итогам рассмотрения вторых частей заявок в соответствии с пунктом 2.6.6. Закупочной документации, а именно: несоответствие участника (субподрядчика, соисполнителя) требованиям подпункта
1.4.1.9 Закупочной документации (требования, установленные подпунктом 2
пункта 8.2 раздела 8 Закупочной документации).
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В пункте 1.4.19 Закупочной документации к участникам установлены квалификационные требования, в том числе, требование осуществления участниками Закупки за последние 3 (три) года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, поставок товаров, выполнение работ (оказание услуг), аналогичных поставкам товаров, выполнению работ (оказанию услуг), являющихся предметами закупок (если данное требование установлено в разделе 8 Закупочной документации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8.2 раздела 8 Закупочной документации участник должен иметь опыт поставки товаров, аналогичных предмету Закупки (договоры, завершенные за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке), на сумму не менее 50% от суммы начальной максимальной цены договора без НДС). В случае наличия у участника опыта поставки товаров, аналогичных предмету Закупки, менее чем 50% от суммы начальной максимальной цены договора без НДС, комиссия вправе отклонить такое предложение из-за несоответствия предложения на участие в процедуре закупки требованиям закупочной документации.
Начальная (максимальная) цена договора, заключаемого по результатам Закупки составляет 67 372 764,47 руб., соответственно участник должен представить в своей заявке подтверждение наличия опыта поставки товаров, аналогичных предмету договора на сумму 33 686 382, 24 руб.
Установлено, что в подтверждение наличия опыта оказания поставок товаров, аналогичных предмету договора участником в составе заявки была представлена форма, заполненная в соответствии с требованиями Закупочной документации на сумму 41 894 701, 06 руб.
В свою очередь, Заказчиком не были учтены все договоры, информация и документы по которым была представлена в составе заявки Общества ввиду отсутствия на универсальных передаточных документах, подтверждающих факт поставки, печатей и подписей уполномоченных лиц.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что наличие у участников закупки опыта выполнения договоров (кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов) не может являться критерием допуска к участию в Закупке, так как соответствие указанным требованиям не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, в данном случае при поставке товара.
Установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников, поскольку остальные участники, не имеющие опыта, объективно лишены возможности принять участие в данном случае в Закупке.
Поскольку Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, условиям допуска к участию, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, то он обязан, в первую очередь, при формировании таких требований руководствоваться принципами провозглашенными Законом о закупках.
Также необходимо учесть, что наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.
В свою очередь, учитывая, каким образом Заказчиком сформулировано требование к наличию у участника необходимого опыта, а именно то, что в качестве подтверждения такого опыта Заказчиком принимаются исключительно договоры сопоставимого характера, завершенные за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в процедуре на сумму не менее 33 686 382, 24 руб., представляется возможным сделать вывод, что совокупность установленных условий к опыту участника направлено не на гарантированное и своевременное оказание услуг для обеспечения непрерывности и эффективности процесса обеспечения деятельности Заказчика, а имело целью ограничить конкуренцию.
Таким образом, отклонение заявки является следствием утверждения в Закупочной документации ненадлежащих требований к участникам закупочной процедуры, что не отвечает требованиям пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные в жалобе, признаются обоснованными.
В этой связи, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО НПО «ЭТРА» (ОГРН: 1125256005676, ИНН: 5256114366) на действия ПАО «МОЭК» (ОГРН: 1047796974092, ИНН: 7720518494) при проведении Закупки обоснованной.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 077/07/00-1979/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
27.05.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 27.05.2019 по делу по делу № 077/07/00-1979/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ПАО «МОЭК» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку пластинчатых теплообменников для нужд ПАО «МОЭК» (реестровый
№ 31907593870, далее — Закупка), а именно:
-
-
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
-
Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки
с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке. -
Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 27.05.2019 по делу № 077/07/00-1979/2019.
-
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее десяти дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
-
Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии от 27.05.2019 по делу по делу № 077/07/00-1979/2019.
-
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
-
Оператору электронной торговой площадки — ЗАО «Сбербанк-АСТ», обеспечить возможность исполнения настоящего предписания Заказчиком.
-
Заказчику завершить процедуру Закупки в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 14.10.2019.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 21.10.2019 с приложением подтверждающих документов.
-
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи (изготовления в полном объеме).
Примечание:
-
-
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
-
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
-