Решение б/н Решение по жалобе ООО «Ивановская текстильная компания» (дал... от 10 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1001/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

14.05.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

в отсутствие представителей ООО «Ивановская текстильная компания» - (уведомлено письмом Московского УФАС России от 08.05.2019 ПО/22478/19),

рассмотрев жалобу ООО «Ивановская текстильная компания» (далее также - Заявитель) на действия ПАО «Аэрофлот» (далее также - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на пошив и поставку специальной одежды и обуви для сотрудников ПАО «Аэрофлот» (реестровый № 31807339307, далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в необоснованной оценки его заявки на участие в Закупке по критерию «сведения о результатах экспериментальной носки».

Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая случаи, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Представитель против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы по спорной Закупке, письменные возражения.

Выслушав представителя Заказчика, изучив все представленные материалы, Комиссия установила, что заявленные доводы обоснованы по следующим основаниям.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках) и документация запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на пошив и поставку специальной одежды и обуви для сотрудников ПАО «Аэрофлот» (далее - Документация).

16.01.2019 на Официальном сайте Заказчиком размещена текущая редакция извещения о проведении Закупки.

В настоящем случае, как следует из текста поданной жалобы, ООО «Ивановская текстильная компания» оспариваются действия Заказчика по оценке поданной им заявки на участие в закупочной процедуре. При этом упомянутое общество в поданной жалобе настаивало на несоответствии подобных действий Заказчика требованиям ст. 3 Закона о закупках, а также требованиям Положения о закупках.

Приведенные Заказчиком ссылки на судебную и антимонопольную практику подлежат отклонению, поскольку перечисленные судебные акты не только основаны на иных конкретных фактических обстоятельствах дела, что в принципе исключает возможность использования приведенных актов в качестве практики при разрешении настоящего спора.

Из протокола от 17.04.2019 № 87/2019 (далее - Протокол) следует, что по результатам оценки экспериментальной носки (на основании среднего балла (среднее арифметическое) листов оценки качества продукции, согласно Приложению №6 и Приложение №7 Заявителю начислено 42,39 баллов по лоту № 13 и 43,9 баллов по лоту № 14.

В отношении указанных обстоятельств Комиссией отмечается следующее.

В целях расширения возможностей участия юридических и физических лиц в Закупке и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой Закупки.

В этой связи в Документации должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса об их соответствии Документации и отклонения таких заявок, порядке определения победителя Закупки (с указанием всех осуществляемых организатором торгов в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам).

Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников Закупки, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов при подведении их итогов. Необходимость полного раскрытия информации о торгах следует как из п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам, так и из недопустимости ограничения конкуренции (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Обратное же приведет к бесконтрольному усмотрению Организатора процедуры при оценке поданных заявок, поскольку критерии оценки таких заявок будут известны лишь ему самому в зависимости от его выбора таких критериев среди перечисленных в Документации или вовсе придуманных им самостоятельно в ходе процедуры.

Также, Документация в спорной части не содержит указания на порядок присвоения баллов по названным критериям. Более того, упомянутая документация вообще не содержит указания на присвоение каких-либо баллов по указанным критериям, оставляя выбор способа непосредственной оценки заявок исключительно на субъективное мнение проводящих экспериментальную носку. Указанное обстоятельство, в свою очередь, лишает участников Закупки возможности получить информацию о причинах такого начисления баллов и, при несогласии с решением организатора этой Закупки, оспорить его действия в установленном порядке, а у контролирующего органа, в свою очередь, отсутствует возможность проверить объективность начисления баллов и правильность определения победителя торгов.

Комиссия отмечает, что основными целями закупок является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Однако действия Заказчика в настоящем случае указанным целям и не соответствовали.

Так, отсутствие объективных сведений о порядке присвоения и начисления баллов по оспариваемому критерию объективно приводит к нарушению принципа информационной открытости, поскольку лишает ее участников существенной информации о порядке проведения Закупки, что, в свою очередь, ведет к нарушению принципа равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ) и оставляет разрешение данного вопроса исключительно на субъективное усмотрение Заказчика.

Данное обстоятельство, в свою очередь, ведет к недостижению таких целей процедуры, как расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке и стимулирование такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности.

Кроме того, сам примененный Заказчиком порядок оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение Заказчика, что влечет за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Также следует отметить, что действующим законодательством не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является усмотрением самого организатора закупочной процедуры в зависимости от его потребностей, однако такой выбор не должен становиться способом произвольного и безосновательного начисления поданным заявкам баллов с тем, чтобы обеспечить победу конкретному участнику Закупки.

Обратное приведет к нарушению принципа равенства участников гражданских правоотношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Между тем, в настоящем случае Заказчиком в качестве критериев оценки заявок в Документации установлены неисчисляемые показатели, что делает невозможным объективное сопоставление заявок по ним с соблюдением принципов равноправия и справедливости.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о необходимости оценки заявок именно по данным критериям и показателям и о невозможности выбора победителя закупки по иным показателям, Заказчиком не представлено.

Однако в настоящем случае такая информация до сведения участников Конкурса доведена не была.

Кроме того, как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2015 № 305-КГ15-1682, определение победителя торгов, основанное на субъективном усмотрении, не соответствует целям и задачам, ради которых проводятся публичные процедуры, такие как Закупка.

В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика указывал на то, что предложенные Заявителем образцы специальной одежды оценены отдельными работниками Заказчика, а их оценка не субъективна, а основана на строгом соответствии предусмотренному порядку оценки на основании опросных листов.

Комиссия в данном случае отмечает, что такая оценка является сугубо формальной и субъективной.

Само по себе предоставление образца товара а также оценка, основанная на субъективной оценке отдельных испытуемых не должна являться критерием оценки заявок, тем более, когда данные претензии Заказчика к представленным образцам вызваны не несоответствием образца по технологическим, функциональным и качественным характеристикам, а соответствию «по удобству носки (комфортности)».

При этом к каждому из поставляемых товаров Заказчиком указаны требования, по которым поставляемый товар должен соответствовать нормативным документам.

Представителем Заказчика не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что такие характеристики как, например, размер товара, не могут быть изменены и согласованы с потенциальным исполнителем уже на стадии заключения и исполнения договора.

По результатам рассмотрения довода Комиссия приходит к выводу об отсутствии у Заказчика в настоящем случае правовых оснований к установлению сугубо субъективного критерия.

В целях защиты Заказчика от лица, ненадлежащим образом исполняющего свои обязательства по поставке некачественного товара, законодателем введен институт публично-правовой ответственности в виде включения сведений о таких лицах в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Вместе с тем предоставленное Заказчику право на самостоятельное определение критериев оценки заявок к участию в закупочной процедуре направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить Заказчика необходимыми ему качественными товарами, работами или услугами.

В связи с этим установление дополнительного механизма оценки, который способен не допустить победу конкретного субъекта из числа возможных участников Закупки из-за того, что сотрудника Заказчика не устроила комфортность носки его спецодежды, не может носить объективный характер и соответствовать принципам проведения закупок, установленным в законодательстве.

Таким образом, следует признать, что установленная Заказчиком практика включения спорного требования в состав Документации, учитывая, что в любом случае товары обязаны быть изготовлены и поставлены равнозначно качественно, не является общепринятым и допустимым способом защиты от действий недобросовестного контрагента, и, как следствие, основания расценивать отнесение данного бремени на участника как обоснованное требование, отсутствует.

Применительно к ч. 10 ст. 4 Закона о закупках критерии оценки и сопоставления заявок должны быть объективными, исчисляемыми и администрируемыми.

Комиссия в данном случае приходит к выводу о ненадлежащем формировании Заказчиком своей Документации в части установления в ней критериев оценки и сопоставления заявок, что, в свою очередь, является нарушением требований п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Ссылка Заказчика на свободу выбора критериев оценки отклоняется Комиссией, поскольку в данном случае установлены фактические обстоятельства дела, а представленные доказательства указывают на то, что Заказчик путем установления необъективных критериев оценки злоупотребил правом.

В данном случае критерии оценки составлены так, что они не зависят от объективных факторов.

Соответственно, Комиссия усматривает нарушение Заказчиком положений п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3, ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, поскольку Документация не соответствует положениям действующего законодательства, а требования, указанные Заказчиком, приводят к нарушению вышеупомянутых принципов.

В этой связи Комиссия признает жалобу Заявителя обоснованной.

При этом предписание об устранении выявленных нарушений не выдается в связи с заключением договора по результатам Закупки с соблюдением требований действующего законодательства.

С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Ивановская текстильная компания» (ИНН:3702588935) на действия ПАО «Аэрофлот» (ОГРН:1027700092661) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика и Организатора нарушение пп. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с заключением договора по результатам Закупки.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны