Решение №18543/18 от 18.04.2018 РЕШЕНИЕ по делу № 3-5-232/77-17 от 22 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

18543/18 от 18.04.2018

 

ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1»

 

Химкинский б-р, д. 14, корп. 4, пом. III,

Москва, 125364

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-5-232/77-17

 

«12» декабря 2018 г.

г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии – <...>,

членов Комиссии – <...>, <...>,

рассмотрев дело № 3 5 1/77 18 по признакам нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в размещении ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1» (место нахождения: 125364, г. Москва, б-р Химкинский, д. 14, корп. 4, пом. III; ОГРН 1147746500626; ИНН 7716774304) рекламы на оборотной стороне платежных документов за ноябрь 2015 г., май 2016 г., декабрь 2016 г., февраль 2017 г., распространенных в доме по адресу г. Москва, <...>,

в отсутствие представителей ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1» (уведомлено надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 3 5 232/77 17 возбуждено по признакам нарушения части 11 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в размещении ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1» (место нахождения: 125364, г. Москва, б-р Химкинский, д. 14, корп. 4, пом. III; ОГРН 1147746500626; ИНН 7716774304) рекламы на оборотной стороне платежных документов за ноябрь 2015 г., май 2016 г., декабрь 2016 г., февраль 2017 г., распространенных в доме по адресу г. Москва, <...>.

ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1» заявлено письменное ходатайство (вх. № 61364/17 от 12.12.2017) об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью представителя явиться на заседание Комиссии и его участием 12.12.2017 в рассмотрении гражданского дела в Московском городском суде.

Вместе с тем, к заявленному ходатайству не приложены какие-либо документы и сведения, подтверждающие изложенные в ходатайстве обстоятельства.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1» ходатайства как немотивированного.

Кроме того, ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1» в материалы дела дважды была представлена письменная позиция относительно обстоятельств рассматриваемого дела, а равно его права на представление возражений не нарушены.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1» (место нахождения: 125364, г. Москва, б-р Химкинский, д. 14, корп. 4, пом. III) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 05.05.2014 за основным государственным регистрационным номером 1147746500626; ИНН 7716774304.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

На оборотной стороне рассматриваемых платежных документах содержалась информация о дополнительных услугах, оказываемых группой компаний PIONEER, в том числе по уборке квартир, услуге «мастер на час», о работах по дому: сантехнические и электротехнические работы, установка и обслуживание кондиционеров, клиринговые услуги, химчистка и прачечная, меблировка, утепление окон и лоджий, ремонт и отделка помещений; об услугах безопасности: установка и замена видеодомафонов, установка охранных сигнализаций; об услугах по оформлению документов: визовая поддержка, заказ и доставка авиа и ж/д билетов, бронирование гостиниц; об услугах для детей: организация детских и новогодних праздников, а также корпоративных мароприятий; о дополнительных возможностях личного кабинета, а также об апартаментах в апарт-отеле YE'S.

Исходя из вышеизложенного, целью размещения указанных сведений является привлечение внимания потребителей к услугам, оказываемым группой компаний PIONEER.

Под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации.

При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.

В этой связи при разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

В тексте рекламы отсутствуют персональные данные лица, на восприятие которого направлена распространенная информация. Реклама не содержит в себе указания на конкретного адресата, в связи с чем реклама не имеет ограничений по распространению исходя из ее содержания.

Исходя из представленных в материалы дела сведений, подобная рассматриваемой информация направлялась собственникам помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу г. Москва, Химкинский б-р, д. 14, к. 2.Спорная информация была направлена на привлечение внимания потребителей к определенным товарам (услугам).

Таким образом, установлено, что рассматриваемая информация является общедоступной для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по кругу лиц-потребителей рекламы Комиссией Московского УФАС России не установлено.

Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация содержит объект рекламирования, распространялась неопределенному кругу лиц и, исходя из содержания, направлена на привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования, а следовательно, является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, что не оспаривается сторонами по делу.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила).

Пункт 69 Правил закрепляет исчерпывающий перечень информации, содержащейся в платежных документах. Так, в платежном документе указываются:

а)  почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б)  наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в)  указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г)  объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

д)  объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е)  общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж)  сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з)  сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и)  сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к)  сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

л)  другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

 

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах являются составной частью российского законодательства. В связи с тем, что в пункте 69 Правил не предусмотрено размещение рекламы на платежных документах, такое размещение является нарушением требований части 11 статьи 5 Закона о рекламе.

По мнению ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1», указанные выше Правила, а также Жилищный кодекс Российской Федерации и Закон о рекламе не содержат прямого запрета на распространение рекламы на платежных документах, а следовательно нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о рекламе, отсутствуют.

Однако подобные доводы ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1» не имеют под собой правового основания, так как в рамках настоящего дела рассматривается не нарушение прямого запрета на распространение рекламы на платежных документов, а нарушение совокупности норм об обязанности соблюдать при распространении рекламы требования законодательства Российской Федерации, включая нормы Жилищного кодекса и вышепоименованные Правила.

Также, по мнению ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1», из совокупности пунктов 69 и 71 Правил следует, что список сведений, которые должны содержаться в платежном документе, не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 71 Правил, примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Комиссия отмечает, что пунктом 69 Правил установлен закрытый перечень сведений, которые должны содержаться в платежном документе. Вместе с тем, пункт 71 Правил лишь сообщает об утверждении примерной формы, в которой такие сведения должны доводиться до потребителей. Однако установленные указанным пунктом положения не свидетельствуют об открытом перечне самих сведений.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1» расширительно толкует анализируемые нормы и в связи с этим неверно воспринимает возможность на основании их размещать на платежных документах рекламные материалы.

Таким образом, при распространении на платежных документах рекламы установлен факт нарушения части 11 статьи 5 Закона о рекламе, выразившийся в нарушении законодательства Российской Федерации, а именно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принятых на основании Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее — Правила рассмотрения дел), дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 16 Правил рассмотрения дел по результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела или об отказе в возбуждении дела.

Согласно пункту 17 Правил рассмотрения дел Антимонопольный орган вправе отказать в возбуждении дела в следующих случаях:

а)  рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, не относится к компетенции антимонопольного органа;

б)  отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

в)  по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, дело уже возбуждено или рассмотрено антимонопольным органом;

г)  по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, имеется вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда.

Таким образом, такое основание для невозбуждения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе как отсутствие субъекта ответственности не предусмотрено Правилами рассмотрения дел.

Следовательно рассматриваемое дело № 3-5-232/77-17 было возбуждено в полном соответствии с процедурой, предусмотренной Законом о рекламе и Правилами рассмотрения дел.

Вместе с тем, в связи с отсутствием субъекта ответственности и ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1» было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, что полностью соответствует установленному процессуальному порядку.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

 

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1» предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) распространения рекламы с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения дел, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:
 

1.  Признать изготовление и распространение рекламы на оборотной стороне платежных документов за ноябрь 2015 г., май 2016 г., декабрь 2016 г., февраль 2017 г., распространенных в доме по адресу г. Москва, <...>, с нарушением части 11 статьи 5 Закона о рекламе, выразившимся в нарушении законодательства Российской Федерации, а именно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принятых на основании Жилищного кодекса Российской Федерации.

2.  Выдать ООО «ПИОНЕР-СЕРВИС 1» предписание о прекращении распространения (участие в распространении) рекламы с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

 

 

<...>

Члены Комиссии

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны