Решение б/н Решение от 23 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-3830/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
18.03.2021 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:рассмотрев жалобу (далее - Заявитель) на действия КУ(далее - Организатор), ООО «Аукционы федерации» при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 6063728) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

В своих жалобах Заявитель обжалует положения Сообщения.

Представитель Организатора на заседании Комиссия не явился, представил письменные возражения, а также документы и материалы.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Организатором неправомерно установлена закрытая форма подачи ценового предложения.

Согласно статье 213.26 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.

Комиссия отмечает, что при проведении торгов по продаже предприятия может использоваться закрытая форма представления предложений о цене предприятия (предложения о цене предприятия представляются одновременно с заявкой на участие в торгах и не подлежат разглашению до начала проведения торгов) или открытая форма представления предложений о цене предприятия (предложения о цене предприятия заявляются участниками торгов открыто в ходе проведения торгов).

Также вариативность выбора форм подачи ценового предложения предусмотрена приказом Минэкономразвития России № 495 от 23 июля 2015 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее — Порядок проведения торгов № 495):

- 6.1.1. Торги с использованием открытой формы представления предложений о цене (кроме торгов посредством публичного предложения) проводятся с учетом положений, предусмотренных настоящим пунктом.

- 6.1.2. Торги с использованием закрытой формы представления предложений о цене проводятся с учетом положений, предусмотренных настоящим пунктом.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что ни Законом о банкротстве, ни Порядком проведения торгов № 495 императивно не установлен запрет на установление применения закрытой формы подачи предложения о цене проведения торгов в электронной форме.

Как установлено на заседании комиссии, закрытая форма подачи ценового предложения установлена Положением «о порядке и условиях продажи имущества Перминова Анатолия Леонидовича, являющегося предметом залога» (далее — Положение о реализации имущества): «…2.5. Торги в электронной форме по продаже имущества Должника проводятся в форме аукциона, открытого по составу участников, с закрытой формой представления предложений по цене имущества....».

Вместе с тем, Заявителем не доказано, что проведение рассматриваемых Торгов в электронной форме посредством публичного предложения с использованной «закрытой» формы подачи предложений о цене имущества приводит к ограничению количества участников закупки, а также к занижению максимально возможной стоимости продажи имущества должника.

На основании вышеизложенного Комиссия признает данный довод необоснованным.

Также Заявитель указывает, что Организатор неправомерно проводит Торги на ЭТП, которая устанавливает избыточные требования к электронной подписи.

Согласно сайту ЭТП www.bankrupt.alfalot.ru сертификат ЭП обязан содержать объектный идентификатор (OID) 1.2.643.6.62.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 2.1 Приложения № 2 Порядка проведения торгов № 495 электронная площадка должна обеспечивать возможность представления электронных документов и применения средств усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с порядком проведения торгов, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Указанная норма продублирована в подпункте «л» пункта 5.1 Регламента «проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве на электронной площадке Альфалот, размещенной на сайте https://bankrupt.alfalot.ru в сети Интернет».

Организатор в своих возражениях указал, что площадка Альфалот зарегистрирована в СРО, также тарифы, установленные площадкой, значительно ниже среднерыночных (5 000 рублей за состоявшиеся торги).

При этом Заявителем не представлено в материалах дела доказательств, свидетельствующих о высокой стоимости за изготовление ЭЦП у данного оператора, длительных сроках изготовления ЭЦП, о затруднениях, возникающих при оформлении ЭЦП, каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о несоответствии ЭТП указанным выше требованиям.

Таким образом, Комиссия признает данный довод необоснованным.

Заявитель также в своей жалобе указывает на то, что ему было отказано в ознакомлении с имуществом.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о направлении запросов в адрес Организатора с целью ознакомления с имуществом, иных доказательств в подтверждение заявленного довода.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

В связи с чем Комиссия признает заявленный довод необоснованным.

Заявитель также обжалует действия Организатор, выразившиеся в неопубликовании сведений в газете «Коммерсантъ».

Согласно части 3 статьи 213.1 Закона о банкротстве положения, предусмотренные § 1.1. «Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина», применяются к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 213.7 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящей главой, опубликовываются путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

Исходя из вышеуказанных норм следует, что у Организатора отсутствовала обязанность по опубликованию сведений о проводимых Торгах в газете «Коммерсантъ».

Основываясь на вышеизложенном, Комиссия признает данный довод необоснованным.

Помимо этого Заявитель указывает, что Организатором указаны недостоверные реквизиты для перевода задатков, а именно не указан ИНН должника.

Согласно части 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении должны содержаться, в том числе, сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи.

Данные реквизиты были указаны.

На заседании Комиссии установлено, что ИНН должника указан в сообщении о проведении Торгов на сайте ЕФРСБ. Кроме того ИНН должника указан в договоре о задатке, что свидетельствует о том, что данная информация является восполнимой.

С учетом фактических обстоятельств Комиссия признает данный довод необоснованным.

В своей жалобе Заявитель также указал, что Организатор некорректно определил период приема заявок на участие в Торгах.

В соответствии с информацией, указанной в пункте 4 Условий участия в аукционе сообщения о проведении Торгов, прием заявок и других документов начинается в первый рабочий день с даты публикации сообщения о торгах в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Продолжительность приема заявок на участие в торгах составляет двадцать пять рабочих дней.

Дата публикации сообщения — 22.01.2021.

Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Следовательно первый рабочий день с даты публикации — 25.01.2021.

Согласно информации с ЕФРСБ дата и время начала подачи заявок - 25.01.2021 09:00. Последний день - 01.03.2021 18:00, то есть нарушения в действиях Организатора в данной части отсутствуют.

В связи с чем Комиссия признает данный довод необоснованным.

По мнению Заявителя Организатор не указал в объявлении о проведении торгов место проведения торгов. Как указывает Заявитель, в сообщении о проведении торгов № 6063728 указано место проведения торгов: Альфалот. Тогда как в действительности местом проведения торгов и подачи заявки на участие в торгах в электронной форме является сайт в сети Интернет по адресу: http://bankrupt.alfalot.ru/.

Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что в данном случае не указан конкретный подраздел сайта ЭТП, что затрудняет поиск Торгов.

Как было ранее указано, Заявитель обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Заявителем не был представлены доказательства, подтверждающие затруднения при поиске Торгов на ЭТП. При этом довод Заявителя о затруднении при поиске Торгов на заседании Комиссии не подтвердился.

Таким образом, заявленный довод не подтвердился.

Кроме вышеизложенного Заявитель обжалует действия Организатора, выразившиеся в неразмещении сведений о СНИЛС должника.

Согласно части 5 статьи 213.7 Закона о банкротстве идентификация гражданина в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве осуществляется по фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина (в случае перемены имени также по ранее присвоенным фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина), по дате и месту рождения, страховому номеру индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационному номеру налогоплательщика (при наличии), основному государственному регистрационному номеру налогоплательщика (для индивидуальных предпринимателей), месту жительства согласно документам о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации. При отсутствии у гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации указывается фактическое место жительство гражданина (наименование субъекта Российской Федерации без указания конкретного адреса).

Как установлено на заседании Комиссии, СНИЛС должника был опубликован на сайте ЕФРСБ в разделе карточка должника - физического лица.

Исходя из данных фактических обстоятельств в действиях Организатора отсутствуют нарушения требований части 5 статьи 213.7 Закона о банкротстве.

Помимо вышеуказанного Заявитель отмечает, что Организатором установлен избыточный перечень документов.

Как указано в части 11 статьи 110 Закона о банкротстве, к заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица),

- выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя),

- документы, удостоверяющие личность (для физического лица),

- надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Согласно пункту 3.3. Положения о реализации имущества к заявке на участие в торгах должны прилагаться в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя, копии надлежащим образом оформленных следующих документов:

- выписки из единого государственного реестра юридических лиц, действительной на день представления заявки на участия в торгах, или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица),

- выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, действительной на день представления заявки на участия в торгах, или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя),

- документов, удостоверяющих личность (для физического лица),

- надлежащим образом заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

- документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя;

- документов, подтверждающих полномочия руководителя (органов управления) и/или должностных лиц заявителя – юридического лица;

- решения об одобрении или о совершении крупной сделки по внесению денежных средств в качестве задатка и по приобретению данного имущества на торгах по определенной цене, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника открытых торгов приобретение имущества (предприятия) или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой;

для подтверждения достоверности вышеуказанных документов, представленных заявителем, и сведений, содержащихся в них, предоставляются копии надлежащим образом оформленных следующих документов, непредставление которых не влечет отказ в допуске к участию в торгах:

- учредительных документов;

- письменного уведомления заявителя за подписью его руководителя, заверенное печатью заявителя, об отсутствии оснований для получения решения об одобрении или о совершении крупной сделки по внесению денежных средств в качестве задатка и по приобретению данного имущества в случае его не предоставления в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами заявителя с приложением бухгалтерского баланса за последний отчётный период, заверенного подписью соответствующего должностного лица и печатью заявителя, или уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения и уведомления заявителя о стоимости и составе активов за подписью его руководителя, заверенное печатью заявителя;

- платежного документа с отметкой банка об исполнении, подтверждающего перечисление Заявителем задатка в порядке, указанном в сообщении о торгах.

Таким образом, Организатором установлен избыточный перечень документов, предоставляемых в составе заявки.

На основании этого Комиссия признает обоснованной жалобу Заявителя в части указания Организатором избыточного перечня документов, предоставляемых в составе заявки.

При этом Комиссия отмечает, что на участие в Торгах по лоту № 2 — подано 4 заявки, по лоту № 4 — подано 15 заявок, по лоту № 5 — подано 14 заявок. По лотам № 1 и № 3 объявлены новые Торги.

Количество поданных заявок указывает на наличие конкуренции при проведении Торгов,

В связи с чем Комиссией принято решение не выдавать обязательное к исполнению предписание.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов обоснованной в части установления избыточного перечень документов, предоставляемых в составе заявки, в остальной части - необоснованной.

2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение публичного порядка Российской Федерации, определенного законодательством об исполнительном производстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов.

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны