Решение б/н б/а от 21 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1990/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.02.2023                                                                                                           г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<..............>,

членов Комиссии:

<..............>,

<..............>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Аэротехсервис», ООО Авиапредприятие «Газпром авиа», АО «Газпром закупки»,

рассмотрев жалобу ООО «Аэротехсервис» (далее - Заявитель) на действия ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» (далее — Заказчик) при проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту аварийно-спасательного оборудования воздушных судов для нужд ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» (реестровый № <..............>, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Как следует из доводов жалобы, Заявитель выражает несогласие с оценкой своей заявки по нестоимостным критериям с применением предусмотренного порядка оценки.

Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 22.12.2023 Заказчик в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 N 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту аварийно-спасательного оборудования воздушных судов для нужд ООО Авиапредприятие «Газпром авиа».

Согласно Протоколу по подведению итогов маркетинговых исследований от 03.02.2023 № 1/0095/22/5.4/0095424/Гавиа/ПР//Э/22.12.2022 по результатам рассмотрения и оценки заявок Заявителю по нестоимостному критерию присвоено 52,80. По результатам закупки Заявитель занял 2 место с итоговой оценкой — 72,80.

Так, пунктом 3.4 Закупочной документации установлен перечень документов, которые требуется представить в составе Заявки, включающий, в том числе:

п. 3.4.3 Техническое предложение по установленной в настоящей Документации форме –Техническое предложение (Форма 1.2).

п. 3.4.7 Справка об опыте Участника по предмету закупки (Форма 3).

Согласно пункту 2.5.2 Закупочной документации рассмотрение и оценка Заявок проводится в соответствии с условиями, указанными в Приложении 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях».

Как следует из пояснений Организатора закупки, заявке Заявителя не присвоено максимальное количество баллов по следующим подкритериям:

- Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки по тематике (количество договоров) – 2 балла из 10-ти возможных;

- Записка по организации оказания услуг – 4 балла из 10-ти возможных;

- Записка по управлению рисками – 0 баллов из 10-ти возможных.

В части оценки заявки по подкритерию «Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки по тематике (кол-во договоров», Комиссией установлено следующее.

Так, в соответствии с пунктом 3 Раздела 3 Методики установлен следующий порядок оценки по подкритерию «Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки по тематике (кол-во договоров»:

Значимость (вес): 0,25.

Предмет оценки:

Количество представленных в заявке Участника согласно Форме № 3 «Справка об опыте Участника по предмету закупки» выполненных договоров с отзывами от Заказчиков (покупателей) и без.

Договор должен быть заключен не ранее, чем за три года до размещения Извещения на информационных ресурсах, предусмотренных документацией о закупке, и выполнен на момент подачи Заявки.

Отзыв от заказчика (Покупателя) принимается к учету в случаях, если он:

- представлен Участнику после выполнения договора;

- позволяет однозначно идентифицировать принадлежность к выполненному договору (в отзыве указаны реквизиты договора);

- содержит декларирование заказчиком (покупателем) факта надлежащего исполнения обязательств по договору.

Принцип учета подкритерия:

За каждый договор с отзывом - 1 балл, за договор без отзыва - 0,5 балла. Максимальный балл - 10.

Представленные договоры оцениваются по следующим параметрам:

- Тематика (указана в п. 4.1.1 Документации)

- Стоимость договора (в случае если стоимость договора в иностранной валюте, то пересчет осуществляется по курсу ЦБ РФ на дату публикации извещения о закупочной процедуре):

если начальная (максимальная) цена (НМЦ) до 50 млн. рублей с НДС – то учитываются договоры со стоимостью не менее 50 % от НМЦ;

если начальная (максимальная) цена (НМЦ) от 50 до 500 млн. рублей с НДС – то учитываются договоры со стоимостью не менее 30 % от НМЦ;

если начальная (максимальная) цена (НМЦ) более 500 млн. рублей с НДС – то учитываются договоры со стоимостью не менее 20 % от НМЦ.

- Наличие копии выполненного договора.

Таким образом, учитывая, что Извещение о закупке размещено на ЭТП ГПБ 22.12.2022, соответственно договор должен быть заключен позднее 22.12.2019, а 50% от НМЦ (7 477 100,00 руб.) составляет 3 738 550,00 руб.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлена справка об опыте (Форма 3), в которой содержалась информация о 10 договорах. Также к договору № 22-706-ИС от 22.08.2022 в составе заявки представлен Отзыв № 003.

Вместе с тем в ходе проверки представленных Заявителем в составе заявки сведений об опыте установлено следующее.

В Контракте № 94/К-22 от 19.09.2022, Договоре № 22-706-ИС от 22.08.2022, Договоре № 1920187320481432208201066/ от 03.11.2020, Договоре № 1505/0503 от 14.03.2021, Договоре № 17732537999200006734/21 от 28.05.2021 цена договора составляет менее 50 % от НМЦ.

Договор № 18-952-ИС от 11.06.2019 заключен ранее, чем за три года до размещения Извещения на ЭТП ГПБ (то есть до 22.12.2019).

В связи с чем, с учетом весомости подкритерия (0,25) и общей весомости критерия (8) оценка по подкритерию «Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки по тематике (кол-во договоров» составляет 4,00 баллов (2*0,25*8).

Таким образом, оценка заявки Заявителя по подкритерию «Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки по тематике (кол-во договоров» была Заказчиком осуществлена правомерно и в соответствии с требованиями Закупочной документации.

Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии согласился с правомерностью начисления баллов по данному подкритерию.

В части оценки заявки по подкритерию «Записка по организации оказания услуг», Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 6 Раздела 3 Методики установлен следующий порядок оценки по подкритерию «Записка по организации оказания услуг»:

Значимость (вес): 0,15.

Предмет оценки:

Состав представленной записки по организации оказания услуг.

Принцип учета подкритерия:

Наличие в описании Участника организации оказания услуг:

- описание организационной схемы (структуры) управления оказанием услуг– 3 балла;

- описание стандартов оказания услуг– 2 балла;

- описание подходов к организации материально-технического и информационно-технического обеспечения–

2 балла;

- описание схемы управления оказанием услуг, с указанием средств связи, средств автоматизированной обработки информации– 2 балла;

- наличие схемы взаимодействия с субподрядчиками В случае предложения об оказании услуг собственными силами Участнику начисляется 1 балл за «наличие схемы взаимодействия с субподрядчиками» независимо от предоставления схемы. Под «собственными силами» понимается как оказание услуг Участником самостоятельно (лично), так и с привлечением соисполнителей из числа его дочерних обществ, в уставном капитале которых доля такого Участника превышает 50% акций (долей).

- 1 балл.

Общее количество баллов – 10.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки

Разделом 4 Закупочной документации установлено Техническое предложение (Форма 1.2), в котором необходимо указать следующее:

«Техническое предложение по выполнению требований Задания на оказание услуг/выполнение работ, согласно предмету закупки»

Общие сведения.

____________________________________________________________

___________________________________________________________

 

1. По технологии выполнения работ (оказания услуг).

2. По организации выполнения работ (оказания услуг).

3. По управлению рисками.

4. По управлению системой качества.

 

Руководитель организации (Уполномоченное лицо) ________________ / ________________ (ФИО)

 

м.п. Дата ____ / ___________ / ______

 

Пояснения и комментарии:

В Техническом предложении Участник описывает выполняемые работы, которые являются предметом Маркетинговых исследований, их количественные и качественные характеристики.

Участник должен представить в Техническом предложении описание предлагаемых принципов и методов оказания услуг/выполнения работ, а также описание предлагаемой технологии оказания услуг (выполнения работ) и системы управления качеством. Данные предложения должны соответствовать, а также учитывать требования к описанию предмета Маркетинговых исследований, выполняемой работу (оказываемой услуге), их количественным и качественным характеристикам, определенным в Документации и соответствующим требованиям к оказанию услуг/выполнению работ, указанные в Приложении 2 «Техническая часть» Документации.

Предполагается, что указанные сведения будут подготовлены Участником в произвольной форме в виде простого описания, и будут содержать, в том числе предложения:

1) по технологии выполнения работ (оказания услуг), в составе которого необходимо раскрыть:

- детальное описание мероприятий (план мероприятия, детальный график оказания услуг/выполнения работ с датами, приоритет или последовательность выполнения действий);

- предполагаемое к использованию специальное оснащение (какие ресурсы необходимо задействовать, тип ресурса, дата его привлечения, ответственный за привлечение ресурсов);

- описание задач, решаемых при выполнении работ (оказании услуг).

2) по организации выполнения работ (оказания услуг), в составе которого необходимо описать:

- организационную схему (структуру) управления выполнением работ (оказанием услуг);

- используемые стандарты качества при выполнении работ (оказании услуг);

- применяемые подходы к организации материально-технического и информационно-технического обеспечения;

- схему управления выполняемыми работами (оказываемыми услугами) с указанием средств связи, средств автоматизированной обработки информации;

- схему взаимодействия с субподрядчиками.

3) по управлению рисками с указанием:

- планов по управления рисками;

- качественного анализа рисков;

- количественного анализа рисков;

- систему эффективного контроля реализации принятых рисковых решений.

4) по управлению системой качества с указанием:

- предложений по контролю качества (способы) при выполнении работ (оказании услуг);

- имеющейся структуры службы контроля качества.

аждый отдельный подпункт и пункт (без входящих в него подпунктов) Формы «Техническое предложение (Форма 1.2)» оформляется в виде отдельного документа в соответствии с требованиями пункта 3.5.1 Документации. В электронном виде указанные выше документы оформляются строго в соответствии с требованиями пункта 3.5.8 Документации (каждый документ в виде отдельного файла).

К сведениям, указанным в Техническом предложении прикладываются подтверждающие документы, соответствующие предложенным условиями и порядком выполнения работ (оказания услуг).

Сведения, содержащие перечисленные выше предложения должны быть структурированы таким образом, чтобы было понятно, в каких именно разделах Технического предложения они приведены (описаны).

Таким образом, представленное описание формы заполнения Технического предложения и положения Методики формируют требования к оформлению записок в составе Технического предложения по Форме 1.2, структурированного в соответствии с условиями Методики, где каждым пунктом будет являться конкретная записка, а каждым подпунктом отдельный принцип учета одноименного подкритерия.

Комиссией установлено, что представленное в составе заявки Заявителя техническое предложение (по Форме 1.2) не содержит информацию, указанную в разделе «Принципы учета» подпункта 6 пункта 2 Раздела 3 Методики, а именно:

- описание стандартов оказания услуг;

- описание подходов к организации материально-технического и информационно-технического обеспечения;

- описание схемы управления оказанием услуг, с указанием средств связи, средств автоматизированной обработки информации.

Заявителем в составе заявки представлена информация, включающая, в том числе, что «ООО «Аэротехсервис» является сертифицированным Росавиацией (сертификат 285-16-006 от 17.02.2016 г), Министерством промышленности и торговли, Ространснадзором, Европейским агентством по авиационной безопасности EASA Part- 145, Департаментом Транспорта США предприятием по техническому обслуживанию и ремонту авиационных агрегатов и изделий.

Опыт организации в авиационной сфере поставок оборудования более 12 лет, в сфере ТОиР авиационной техники российского и иностранного производств — 7 лет.».

В данном случае представленная Заявителем в составе заявки информация не конкретизирована и не характеризует применяемые подходы к организации материально-технического и информационно-технического снабжения, средства связи и описание стандартов оказания услуг.

При этом доказательств наличия в техническом предложении информации, предусмотренной подпунктом 6 пункта 2 Раздела 3 Методики и описании по заполнению Формы 1.2, Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

Вместе с тем, Организатор закупки пояснил, что целью Записки по организации оказания услуг является информирование Организатора о том, какие именно действия и когда планирует осуществить участник в целях организации подготовки к оказанию услуг и в ходе их непосредственного оказания.

При этом, Комиссия отмечает, что требованиями Закупочной документации прямо предусмотрено предоставление в составе заявки сведений по организации выполнения работ (оказания услуг), том числе, описания стандартов оказания услуг, описания подходов к организации материально-технического и информационно-технического обеспечения, описания схемы управления оказанием услуг, с указанием средств связи, средств автоматизированной обработки информации.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик по подкритерию «Записка по организации оказания услуг» обоснованно начислил заявке Заявителя 4 балла в связи с отсутствием в Форме 1.2 описания стандартов оказания услуг, описания подходов к организации материально-технического и информационно-технического обеспечения, описания схемы управления оказанием услуг, с указанием средств связи, средств автоматизированной обработки информации.

В части оценки заявки по подкритерию «Записка по управлению рисками», Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 8 Раздела 3 Методики установлен следующий порядок оценки по подкритерию «Записка по организации оказания услуг»:

Значимость (вес): 0,05.

Предмет оценки:

Состав представленной записки по управлению рисками.

Принцип учета подкритерия:

Наличие в описании Участника управления рисками:

- планирование управления рисками– 2 балла;

- качественный анализ рисков– 2 балла;

- количественный анализ рисков– 2 балла;

- эффективный контроль реализации принятых рисковых решений– 4 балла.

Общее количество баллов – 10.

Комиссией установлено, что представленное в составе заявки Заявителя техническое предложение (по Форме 1.2) не содержит информацию, указанную в разделе «Принципы учета» подпункта 6 пункта 2 Раздела 3 Методики информацию, а именно:

- описание планирования управления рисками;

- описание качественного анализа рисков;

- описание количественного анализа рисков;

- описание эффективного контроля реализации принятых рисковых решений.

Таким образом, учитывая, что в составе заявки Заявителя отсутствовала информация, предусмотренная подпунктом 8 пункта 2 Раздела 3 Методики, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик по подкритерию «Записка по управлению рисками» обоснованно начислил заявке Заявителя 0 баллов в связи с отсутствием в Форме 1.2 информации об управлении рисками, подлежащей оценке.

При этом, Заявитель на заседании Комиссии согласился с правомерностью начисления баллов по данном подкритерию.

Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчиком не допущено нарушений при оценке заявки Заявителя, оценка и сопоставление проведены в соответствии с положениями Документации.

Расчет баллов итогового рейтинга заявок применен в равной мере ко всем участникам закупки в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, установленным конкурсной документацией. Победителем Закупки признан участник, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг.

Кроме того Комиссия отмечает, что Заявителем не предоставлено доказательств, подтверждающих нарушения его прав при оценке заявки.

Заявитель, оспаривая оценку заявок, не указывает, в чем именно выразились нарушения в оценке заявок со стороны Организатора при проведении закупки и какими конкретными фактическими обстоятельствами мотивирована жалоба Заявителя.

Комиссия отмечает, что Закупочная документация размещена Заказчиком на официальном сайте, находится в свободном доступе, требования, указанные в документации, в том числе и в отношении оценки заявок участников закупки, предъявляются в равной степени ко всем участникам закупки, что не нарушает принципы конкуренции, а также права и законные интересы участников закупки. Расчет баллов итогового рейтинга заявок применен в равной мере ко всем участникам закупки в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленным конкурсной документацией. Победителем закупки признан участник, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг.

В свою очередь, Заявитель имел возможность представить конкретные доказательства своей позиции, поскольку Методика размещена в открытом доступе в составе документации о закупке, все критерии оценки являются измеримыми и объективными, а необходимые документы для расчета баллов его заявки - имеются в распоряжении Заявителя.

Само по себе несогласие Заявителя с итогами закупочной процедуры не свидетельствует о нарушении Заказчиком положений Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия считает, что оценка заявки Заявителя произведена Заказчиком правомерно и в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Аэротехсервис» <..............> на действия ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» <..............> при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.02.2023 № НП/6474/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны