Решение б/н по делу № 077/07/00-2025/2020 о нарушении процедуры торгов ... от 12 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение признано незаконным решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.11.2020 по делу А40-54210/20

ООО «АВИСКОМ»

644030, г. Омск, улица Гоголя, 78

 

 

ООО «РТС-тендер»

Наб. Тараса Шевченко, д. 23-А, Москва, 121151

 

 

 

ОАО «РЖД»

Новая Басманная ул., д. 2, Москва, 107174

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2025/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

06.02.2020

Москва

 Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «АВИСКОМ» на действия заказчика АО «РЖД» при приведении аукциона среди СМП на право заключения договора выполнения работ по негарантийному ремонту и калибровке аппаратно-программного комплекса «БОРТ», эксплуатируемого на тяговом подвижном составе, с реестровым номером 31908596764,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции)


УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

 В свою очередь, Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заявитель в жалобе ссылается неправомерность действия заказчика по отклонению его заявки от участия в закупке.

Комиссия Управления, ознакомившись с доводами заявителя и возражениями заказчика, установила следующее.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Как следует из протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке Заявка на участие в открытом аукционе № 7855/ОАЭ-ЦТР/19 отклонена от участия в закупке на основании пункта 3.7.3.2 документации о закупке в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленному пунктом 1.7.1.1 документации о закупке, а именно участником подтверждено наличие опыта по фактически выполненным работам по ремонту и/или ремонту и калибровке АПК «БОРТ», эксплуатируемого на тяговом подвижном составе, стоимость которых составляет менее 20 % (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС.

Таким образом, заявка заявителя была отклонена ввиду ее несоответствия квалификационным требованиям.

Как установлено Комиссией Управления заявителем в составе заявки в подтверждение соответствия квалификационному требованию, установленному пунктом 1.7.1.1 документации, представлены договоры, из которых в подтверждение опыта фактического выполнения работ представлены договоры на общую сумму 12143010,65 руб. без НДС.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок в качестве подтверждения соответствия участника квалификационному требованию приняты следующие документы:

- договор от 16.03.2016 № 21д на поставку комплектующих и ремонту неисправных комплектующих для систем регистрации и анализа параметров работы и учета дизельного топлива АПК Борт и акты к нему о выполнении работ по ремонту на сумму 246 997,77 рублей без НДС;

- договор от 15.11.2017 № 151117/АВК на выполнение работ по ремонту АПК «Борт» и поставке комплектующих для систем АПК «Борт» и акты к нему о выполнении работ по ремонту и калибровке на сумму 3067341,00рублей;-договор от 12.09.2018 №120918-АВК на выполнение работ по ремонту АПК «Борт» в виде замены неисправных элементов АПК «Борт» и калибровке АПК «Борт» и акты к нему о выполнении работ по ремонту на сумму 613338,00 рублей без НДС;

-договор от 17.01.2019 №170119-АВК от 17.01.2019 на выполнение работ по ремонту (замене) неисправных комплектующих АПК «Борт» и акты о выполнении работ по ремонту на сумму 718365,00рублей без НДС;

- акт от 16.10.2018 № 24 о выполнении работ по ремонту на сумму 4122,88рублей без НДС.

Также в протоколе указано, что не могут рассматриваться в подтверждение участником № 2 соответствия квалификационному требованию следующие документы:

- товарные накладные и универсальные передаточные документы о поставке комплектующих АПК «Борт» к указанным выше договорам;

3-универсальные передаточные акты и товарные накладные на поставку комплектующих АПК «БОРТ»;

-договор от 31.10.2019 № 311019-АВК на поставку комплектующих для систем регистрации и анализа параметров работы и учета дизельного топлива;

-договор от 10.09.2019 № 1539/19-КУС поставки товара;

-договор от 15.04.2019 №150419-АВК на поставку товаров в соответствии со спецификациями;

-договор от 05.08.2019 №050819-АВК на поставку товара в соответствии со спецификациями;

-договор от 16.04.2019 № 020419-АВК-40д на оказание услуг и передаче простых (неисключительных) лицензий на программные продукты в соответствии со спецификацией к договору.

Таким образом, как указано в протоколе заявителем подтвержден опыт по фактически выполненным работам по ремонту и/или ремонту и калибровке АПК «БОРТ», эксплуатируемого на тяговом подвижном составе на сумму 4650164,65 рублей без учета НДС (8,61%), что составляет менее 20% начальной (максимальной) цены договора без учета НДС.

В соответствии с документацией порядок проведения квалификационного отбора установлен в п. 1.7.1.1 документации, в соответствии с которым участник должен иметь опыт по фактически выполненным работам по ремонту и/или ремонту и калибровке АПК «БОРТ», эксплуатируемого на тяговом подвижном составе, стоимость которых составляет не менее 20 % (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении №1.1 к аукционной документации.

В подтверждение опыта выполнения работ по ремонту и/или ремонту и калибровке АПК «БОРТ», эксплуатируемого на тяговом подвижном составе, участник в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении № 1.3 аукционной документации о наличии требуемого опыта;

- акты о выполнении работ;

- договоры на выполнение работ (представляются все листы договоров со всеми приложениями);

- документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

Заявитель в жалобе оспаривает критерии допуска участника закупки, поскольку полагает, что представленные им документы в составе заявки соответствовали квалификационным требованиям.

Предоставленное законом заказчику право на самостоятельное определение критериев допуска заявок к участию в закупочной процедуре направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить заказчика необходимыми ему качественными товарами, работами или услугами. В то же самое время, такое право заказчика не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется для целей искусственного сокращения количества участников закупки.

Вместе с тем заказчик не учитывает, что подобного рода требования не могут быть установлены без соблюдения баланса частных интересов заказчика и публичных интересов, расширения количества участников торгов, предотвращения различных злоупотреблений и недопущения ограничения конкуренции на торгах, что установлено законодательством о защите конкуренции, в том числе Законом о закупках. При этом, рассматривая установленные в закупочной документации требования, признать их соответствующими указанным принципам закупочной деятельности не представляется возможным.

В настоящем случае заказчик посчитал возможным рассматривать указанное требование как критерий допуска до участия в торгах.

Комиссия отмечает, что наличие у участников закупки опыта выполнения договоров (кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов) не может являться критерием допуска к участию в закупке в установленном заказчиком виде, так как соответствие указанным требованиям не является гарантией надлежащего исполнения будущего обязательства по договору.

Установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права может осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.

В свою очередь, учитывая, каким образом заказчиком сформулировано требование к наличию у участника необходимого опыта, а именно то, что в качестве подтверждения такого опыта Заказчиком принимаются исключительно договоры на сумму не менее 20 % от НМЦ, а также учитывая, что заказчик предъявил требование о наличии у участника закупки узко квалифицированного опыта (обслуживание приборов подъемных сооружений), представляется возможным сделать вывод, что совокупность установленных условий к опыту участника направлено не на выявление наиболее опытного контрагента, а ограничение конкуренции.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного 16.05.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В свою очередь, обоснованность ограничения конкуренции посредством установления спорного требования в документации должна быть доказана со стороны заказчика, как равно и невозможность проведения закупки без предъявления соответствующего требования непосредственно к участнику закупки. Также Комиссия Управления принимает во внимание, что заказчик, выбирая форму проведения закупки посредством проведения аукциона, не лишен был возможности прибегнуть к иной форме конкурентной процедуры (например, конкурс, запрос предложений), в рамках которых можно было установить соответствующее требование в качестве критерия оценки заявки участника закупки, что позволило бы обеспечить права большего количества субъектов малого и среднего предпринимательства при участии в закупке.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как отмечено в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2015 по делу № А40-195614/14, действующим законодательством о закупках не запрещена конкретизация того или иного требования закона, однако любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документально подтвержденную необходимость.

В настоящем случае каких-либо доказательств наличия у заказчика объективной необходимости в установлении такого требования последним не представлено.

Вместе с тем, оценивая спорное требование, следует признать, что критериям объективности и нормативности оно не соответствует. При этом сам по себе предмет торгов не может являться отступлением от установленных п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках запретов. Исходя из предусмотренного ст. 1 ГК РФ принципа равенства участников гражданских правоотношений, статус заказчика, сфера его деятельности, а равно особенности предмета закупки не могут обуславливать введение ограничивающих конкуренцию требований. На основании изложенного, Комиссия Управления соглашается с доводами заявителя о наличии в действиях заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия Управления, приняла решение о признании жалобы заявителя обоснованной, а в действиях заказчика усматривается нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

 

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «АВИСКОМ» (ИНН 7708503727) на действия ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727) при проведении закупки обоснованной.

  2. Признать в действиях ОАО «РЖД» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

  3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны