Решение б/н б/а от 17 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-22057/2021 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.12.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
«...»;
членов Комиссии:
«...»;
«...»;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Фортакс», ООО «Киностудия «ЗВЕЗДА»;
в отсутствие представителей АО «ЕЭТП», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 07.12.2021 № НП/74885/21,
рассмотрев жалобу ООО «Фортакс» (далее — Заявитель) на действия ООО «Киностудия «ЗВЕЗДА» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на предоставление услуг по комплексной уборке помещений и территории (реестровый №32110776272, далее - Закупка) (далее - Жалоба),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения и оценки заявок в ходе проведения закупочной процедуры.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
28.10.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110776272 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на предоставление услуг по комплексной уборке помещений и территории.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупках ООО «Киностудия «ЗВЕЗДА» (далее – Положение).
Пунктом 8.2 закупочной документации установлено, что для претендентов (участников закупки), не являющихся плательщиками НДС, максимальная (начальная) цена с НДС исчисляется путём уменьшения её на сумму НДС, действовавшего на момент подачи заявки.
Заявитель указывает, что в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений оценка заявок проводится по цене без НДС.
Согласно пункту 35.1 закупочной документации, победителем признается участник, предложивший наименьшую цену.
В соответствии с протоколом подведения итогов процедуры 32110776272 от 25.11.2021 заявкам были присвоены порядковые номера, в том числе:
- заявке ООО «Спецэкосервис» с ценовым предложением 3 830 000,00 без НДС присвоен порядковый номер 1;
- заявке «...» с ценовым предложением 3 963 339,84 без НДС присовен порядковый номер 2;
- заявке ООО «Фортакс» с ценовым предложением 3 340 000,00 без НДС, 4 008 000,00 с НДС (20%) был присвоен порядковый номер 3.
В своей жалобе Заявитель указывает, что, исходя из условий оценки ценовых предложений, установленных Заказчиком в закупочной документации, а именно, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений произвести оценку заявок по цене без НДС, следует, что заявке ООО «Фортакс» должен быть присвоен порядковый номер 1.
Тем самым, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения и оценки заявок.
Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссия обращает внимание, что в соответствии с определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065 по делу № А56-75118/2019 при сопоставлении заявок участников закупки Заказчик не вправе производить самостоятельный перерасчёт ценовых предложений заявок участников, включая самостоятельное применение к этим предложениям налоговых ставок НДС, плательщиками которого один (или несколько) участников не являются в силу применения ими упрощённой системы налогообложения.
Таким образом, Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае Заказчик производит сопоставление ценовых заявок оспариваемой Закупки в соответствии с ценовыми предложениями, поданными самими участниками.
То есть, ранжирование заявок участников проводилось в соответствии с требованиями закупочной документации, без приведения заявок участников к единой системе налогообложения. Ценовые предложения заявок участников рассматривались так, как они были поданы самими участниками, перерасчёт ценовых предложений в целях приведения к единой системе налогообложения не производилось.
В оспариваемой Закупке ценовое предложение ООО «СПЕЦЭКОСЕРВИС» составило 3 830 000 (три миллиона восемьсот тридцать тысяч) руб., ценовое предложение Заявителя - 4 008 000 (четыре миллиона восемь тысяч) руб. При этом Заявитель подал заявку с указанием общей цены договора и указал, что является плательщиком НДС.
Исходя из представленных участниками ценовых предложений закупочная комиссия Заказчика признала победителем Закупки ООО «СПЕЦЭКОСЕРВИС», как предложившего наименьшую цену договора из числа претендентов, допущенных к участию в Закупке. Также Победитель не является плательщиком НДС в связи с применением упрощённой системы налогообложения.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика совершены в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими закупочную деятельность Заказчика.
Действительных доказательств, подтверждающих нарушение прав Заявителя установленными требованиями, Заявителем Комиссии не представлено.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Закупочной документации в момент подачи им заявок на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Документации, которая не была оспорена Заявителями ни в административном, ни в судебном порядке.
Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании необоснованной жалобы Заявителя на действия Заказчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Фортакс» (ОГРН: 1172468064801, ИНН: 2446009170) на действия ООО «Киностудия «ЗВЕЗДА» (ОГРН: 1137746934610, ИНН: 7717765214) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 07.12.2021 № НП/74885/21.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.