Решение б/н б/а от 10 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-14576/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.11.2023                                                                                 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...........>,

членов Комиссии:

<...........>,

<...........>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей  <...........>, действующего на основании доверенности от 24.10.2023 № 129/И-23, <...........> <...........>, действующей на основании доверенности от 26.06.2023 № 95,

рассмотрев жалобу <...........> (далее — Заявитель) на действия <...........> (далее — Заказчик)  <...........> (реестровый № <...........>) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, одна из которых перенаправлена письмом ФАС России от 24.10.2023 № 28/88116/23.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Заявитель в жалобе указывает на нарушение Заказчиком установленных Извещением сроков подведения итогов и неправомерным признанием Заявителя уклонившимся от заключения договора.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения, утвержденным

При проведении закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг <...........>, утвержденным советом директоров <...........> (протокол № 46 от 26.09.2022) (далее — Положение о закупках).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что информация о проведении Закупки опубликована Заказчиком на электронной торговой площадке АСТ ГОЗ (адрес в сети «Интернет» - https://www.astgoz.ru/).

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 58 695 (пятьдесят восемь тысяч шестьсот девяносто пять) рублей 96 копеек, в том числе НДС 20% - 9 782 (девять тысяч семьсот восемьдесят два) рубля 66 копеек.

Дата начала – дата и время окончания срока подачи заявок: с 25.09.2023, и до 10 ч. 00 мин. 03.10.2023 (по местному времени организатора закупки).

Согласно протоколу подведения итогов от 04.10.2023 Заявитель признан победителем.

Протоколом об уклонении победителя закупки от заключения договора от 16.10.2023 на основании пункта 20.6 Положения о закупке принято решение отказаться от заключения договора и признать Заявителя уклонившимся от заключения договора.

Из жалобы следует, что Заказчиком подведены итоги Закупки ранее установленного в Извещении срока.

Так, Заявитель 16.10.2023 зайдя в личный кабинет на электронной площадке обнаружил, что срок для заключения договора истек. При этом об изменении сроков подведения итогов Заявитель не был уведомлен.

Также Заявитель указывает, что электронная площадка не направила уведомление об изменении статуса прохождения процедуры. Ознакомившись с текстом договора, Заявитель 16.10.2023 направил Заказчику протокол разногласий.

Вместе с тем Комиссией установлено следующее.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 15.2.3 Положения о закупках в извещении должны быть указаны, в том числе, место и дата оценки и сопоставления заявок, подведения итогов закупки.

Согласно пункту 12.2 Извещения место и дата рассмотрения заявок: 10:00 (по местному времени организатора закупки) 17.10.2023 в электронной форме в соответствии с регламентом и функционалом ЗЭТП по адресу Заказчика.

Согласно пункту 12.3 Извещения место и дата оценки и сопоставления, подведения итогов закупки: 10:00 (по местному времени организатора закупки) 17.10.2023 в электронной форме в соответствии с регламентом и функционалом ЗЭТП по адресу Заказчика.

Согласно информации, размещенной на сайте электронной площадки /www.astgoz.ru/ дата и время рассмотрения заявок: 17.10.2023 в 15:00. дата и время подведения итогов: 17.10.2023 в 16:00.

В соответствии с пунктом 3.4.2 Закупочной документации ЗЭТП, посредством которой проводится закупка в электронной форме, указана в п. 8 информационной карты. В случае наличия противоречий между информацией о времени и дате процедуры закупки (в том числе, времени и дате окончания срока подачи заявок, рассмотрения заявок, подведения итогов закупки), указанной в электронной карточке закупки на ЗЭТП и в размещенной извещении о закупке, приоритет имеет информация, указанная в электронной карточке закупки на ЗЭТП.

Таким образом, в извещении установлена конкретная дата подведения итогов — 17.10.2023.

Между тем, фактически итоги закупочной процедуры подведены — 04.10.2023.

Так, согласно протоколу подведения итогов от 04.10.2023 Заявитель признан победителем.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4.19.6 Извещения проект договора, заключаемого по итогам закупки, направляется заказчиком лицу, с которым заключается договор, в течение 2 (двух) рабочих дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель, или протокола рассмотрения единственной заявки участника, заявка которого признана соответствующей требованиям извещения о закупке.

В этой связи 06.10.2023 Заказчиком посредством электронной площадки в адрес Заявителя направлен на подписание проект договора.

На основании пункта 4.19.7 Извещения не позднее 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем размещения Заказчиком в соответствии с п. 4.18.6 проекта договора, лицо с которым заключается договор осуществляет одно из следующих действий:

(1) подписывает проект договора в электронной форме электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, а также предоставляет обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено в соответствии с п. 33 информационной карты);

(2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке протокол разногласий в случае наличия разногласий в отношении информации, включенной в проект договора направленный заказчиком в соответствии с п. 4.18.6, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении, и положениям заявки такого участника закупки.

Таким образом, учитывая, что Заказчиком размещен протокол подведения итогов — 04.10.2023, крайний срок у Заявителя для подписания договора — 13.10.2023.

Как следует из пояснений Заказчика, в Извещении установлен максимальный срок рассмотрения заявок и подведения итогов. Учитывая, что заявка Заявителя была единственной и у Заказчика не было оснований рассматривать данную заявку именно 17.10.2023, поскольку при отсутствии иных заявок, временные затраты на рассмотрение единственной заявки значительно меньше и позволяют Заказчику оперативно рассмотреть и принять решение относительно поступившей заявки. К тому же, закупочная процедура проводилась Заказчиком в электронной форме, протокол рассмотрения заявок был своевременно размещен Заказчиком на электронной площадке. Размещение протокола на электронной площадке означает автоматическое оповещение участника о данном факте, поскольку в соответствии с п.7.9.10. Регламента функционирования электронной площадки «АСТ-ГОЗ» в течении одного часа, с момента размещения на электронной площадке протокола подведения итогов, оператор площадки направляет участникам, заявки которых рассматривались уведомление о принятом решении.

В связи с неподписанием договора Заявителем, 16.10.2023 Заказчиком на основании пункта 20.6. Положения о закупках, пункта 4.19.16 Извещения принято решение об отказе от заключения договора и признании Заявителя уклонившимся от заключения договора.

Комиссия расценивает доводы Заказчика критически на основании следующего.

Комиссия отмечает, что в Извещении установлен конкретный срок подведения итогов Закупки — 17.10.2023.

Соответственно, итоги должны быть подведены в конкурентную дату, а именно не ранее и не позднее 17.10.2023.

При этом Заказчиком принято решение подвести итоги Закупки ранее установленного в Извещении срока — 04.10.2023.

Действительно, Регламент ЭТП предусматривает уведомление участника о принятом решении Заказчика по подведению итогов закупочной процедуры.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить, что в данном случае у Заявителя не имелось каких-либо оснований для отслеживания статуса Закупки, поскольку в Извещении установлен конкретный срок подведения итогов.

В свою очередь, Заказчиком не представлено фактических и правовых обоснований относительно несоблюдения установленных в Извещении сроков подведения итогов.

Комиссия отмечает, что осуществление вышеуказанных действий при проведении закупочной процедуры в установленный Извещением срок является обязанностью Заказчика, которая в настоящем случае не была исполнена.

Таким образом, учитывая, что в назначенную дату Заказчиком не были подведены итоги закупочной процедуры, Комиссия усматривает в действиях Заказчика несоблюдение подпункта 5 пункта 15.2.3, пункта 2.3 Извещения.

На основании подпункта 1 пункта 20.6 Положения о закупках участник Закупки признается уклонившимся от заключения договора в случае непредставления / ненаправления подписанного им договора в предусмотренные извещением, документацией о закупке сроки.

В данном случае, учитывая, что Заказчиком нарушены сроки подведения итогов Закупки, у Заказчика отсутствовали основания для отказа от заключения договора и признания Заявителя уклонившимся от заключения договора.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...........> на действия <...........> при проведении Закупки при проведении Закупи обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение подпункта 5 пункта 15.2.3, пункта 12.3 Извещения.

3. Выдать заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны