Решение б/н решение от 23 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-6307/2021 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
20.04.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу /////// (далее - Заявитель) на действия
ПАО «ФСК ЕЭС», АО «ЭССК ЕЭС» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по информационному обеспечению функционирования автоматизированного комплекса ПАО «ФСК ЕЭС» в части его интеграционного взаимодействия с Единой информационной системой в сфере закупок (ТП ЕИС) (реестровый № 32110127779, далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с положениями Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик неправомерно установил требования по оценки Участников.
Так, по критерию «Опыт выполнения договоров» (Roi) оценивается наличие у Участника исполненных или действующих договоров по оказанию консультационных услуг по настройке интеграционного взаимодействия, формированию XML пакетов, применяемым механизмам интеграции в рамках интеграционных процессов в сфере закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. No 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с ценой договора не менее 20 (двадцати) процентов от начальной (максимальной) цены договора.
Заявитель указал, что наличие данного критерия ведет к ограничению конкуренции, так как участники Закупки, не имеющие такой опыт, при оценке заявок не получают по критериям Заказчика никаких баллов.
Заказчик с доводами жалобы не согласился и представил письменные возражения.
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке установлены в пункте 1 Приложения № 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».
Пунктом 4 Приложения № 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» предусмотрен порядок оценки по критерию «опыт выполнения договоров (Roi)», в том числе с указанием необходимых подтверждающих сведений и документов.
Так по критерию «Опыт выполнения договоров» (Roi) оценивается наличие у Участника исполненных или действующих договоров по оказанию консультационных услуг по настройке интеграционного взаимодействия, формированию XML пакетов, применяемым механизмам интеграции в рамках интеграционных процессов в сфере закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с ценой договора не менее 20 (двадцати) процентов от начальной (максимальной) цены договора.
Оценка по показателю Roi выполняется на основании представленных в составе заявки: справки об опыте выполнения договоров по оказанию консультационных услуг по настройке интеграционного взаимодействия, формированию XML пакетов, применяемым механизмам интеграции в рамках интеграционных процессов в сфере закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее 223-ФЗ) с ценой договора не менее 20 (двадцати) процентов от начальной (максимальной) цены договора (форма 5) с приложением заверенных уполномоченным лицом Участника копий документов по выполненным или действующим договорам (включая приложения), актов выполненных работ/оказанных услуг, договоров с обязательным указанием сумм в договорах и актах.
Включение указанного критерия оценки обусловлено требованиями к составу оказываемых услуг, которые установлены в пункте 4 Технических требований, а именно:
Оказание услуг по информационному обеспечению функционирования автоматизированного комплекса ПАО «ФСК ЕЭС» в части его интеграционного взаимодействия с Единой информационной системой в сфере закупок включает в себя:
1. Консультационные услуги по настройке интеграционного взаимодействия, формированию XML пакетов, применяемым механизмам интеграции в рамках интеграционных процессов в сфере закупок по 223-ФЗ;
2. Консультационные услуги по способам построения интегрируемых систем, необходимых изменениях в способах передачи информации по телекоммуникационным каналам связи в рамках интеграционных процессов в сфере закупок по 223-ФЗ.
Заказчик пояснил, что в связи с большим объемом закупок, критичных для энергетической отрасли, и необходимостью своевременного исполнения 223-ФЗ ПАО «ФСК ЕЭС» требуется обеспечить бесперебойное функционирование автоматизированного комплекса ПАО "ФСК ЕЭС" в части его интеграционного взаимодействия с Единой информационной системой в сфере закупок. Учитывая большой объем изменений, происходящих на сайте госзакупок, в связи с развитием функционала ЕИС, и как следствие, расширяющих требования к интеграции и усложняющих схемы интеграции с ЕИС, возникла необходимость получения своевременной именно экспертной консультационной поддержки о предстоящих изменениях, степени их влияния на текущий функционал. Все это позволяет заблаговременно внести необходимые изменения в корпоративных системах ПАО «ФСК ЕЭС», чтобы обеспечить к необходимому сроку перевести новый функционал в продуктивную эксплуатацию и обеспечить бесперебойное функционирование автоматизированного комплекса ПАО "ФСК ЕЭС" в части его интеграционного взаимодействия с Единой информационной системой в сфере закупок. Интеграционное взаимодействие корпоративных систем ПАО «ФСК ЕЭС» (автоматизированный комплекс ПАО "ФСК ЕЭС") с Единой информационной системой в сфере закупок по 223-ФЗ технически реализовано и поддерживается в ПАО «ФСК ЕЭС» отдельным IT интегратором, с которым заключен договор на соответствующие работы. В единой информационной системе госзакупок существуют две отдельные секции для госзакупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, для каждой секции на сайте госзакупок отдельно представлены руководство пользователя, обучающие материалы, методические и технические требования. Требования к информационному взаимодействию корпоративных систем Заказчика с ЕИС по 223- ФЗ отличаются от 44-ФЗ и на сайте госзакупок также представлены отдельно. Архитектурно сервисы по 223 ФЗ и 44-ФЗ в ЕИС разделены, соответственно и тестовые стенды разделены, поддержка и развитие данных секций осуществляется разными группами специалистов службы поддержки и развития ЕИС.
Комиссия оценив представленные документы и сведения отмечает следующее.
Комиссия отмечает, что Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, условиям допуска к участию, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, при этом он обязан, в первую очередь, при формировании таких требований руководствоваться принципами провозглашенными Законом о закупках.
При этом Комиссия отмечает, что при проведении Закупки Заказчик имеет право получить то, на что он рассчитывал, проводя конкурентную процедуру. Цели её проведения (удовлетворение нужд Заказчика в работах, товарах, услугах) не будут достигнуты в случае принятия заявки, не соответствующей предъявленным требованиям. Само по себе желание участвующего в Закупке хозяйствующего субъекта поставить имеющийся у него товар, который такой участник считает наиболее приемлемым для Заказчика, не может свидетельствовать о соблюдении целей Закона о закупках, поскольку условия документации, которые, безусловно, должны соответствовать действующему законодательству и не ограничивать в правах участников, формируются Заказчиком в соответствии с его потребностями.
На заседании Комиссии было установлено, что на участие в Закупке было подано 2 заявки, Заявитель заявку не подавал.
При этом Комиссия отмечает, что Заказчиком был установлен критерий оценки в соответствии с потребностью.
Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении
от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).
Таким образом, Комиссия учитывая фактические обстоятельства дела, а также вышеизложенным, признает жалобу Заявителя необоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу Заявителя на действия ПАО «ФСК ЕЭС» (ИНН: 4716016979) при проведении Закупки необоснованной.
- Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 14.04.2021 № ЕО/20983/21.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.