Решение б/н решение и предписание от 10 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1572/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

05.02.2021 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:рассмотрев жалобу(далее также — Заявитель) на действия ФГАОУ ВО «МФТИ» (далее также — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку мебели (реестровый № 32009866832, далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе.

Также Заявитель указывает, что Заказчиком не был дан надлежащий ответ на запрос.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 27.01.2021 заявка Заявителя (Заявка 4) не допускается к участию в аукционе, в соответствии со следующим.

 

 

Сведения, указанные в Техническом задании

 

Сведения, указанные в Заявке участника

 

Требования к заполнению Конкретных характеристик

 

Причина отклонения

10. Кресло для посетителей

...При изготовлении каркаса спинки должны использоваться фанера, шпон лущеный и клей. Толщина каркаса должна быть не < 10 мм. Сорт шпона II; III; VI…

10. Кресло для посетителей

…При изготовлении каркаса спинки используется фанера, шпон лущеный и клей. Толщина каркаса 12 мм. Сорт шпона II ...

В ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ

КОНКРЕТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Приложения №1

к документации об открытом конкурсе в электронной форме указано: ««,», «;» - означает, что требуются все из перечисленных значений»

Несоответствие Инструкции:

«не указаны показатели: «...II; III; VI…»

20. Тумба прикроватная

Крышка должна быть из ЛДСП, толщиной в интервале от 16 до 25 мм, цвет по согласованию с

Заказчиком

20. Тумба прикроватная

…Крышка из ЛДСП, толщиной в интервале 16 мм , цвет по согласованию с Заказчиком

В ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ

КОНКРЕТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Приложения №1

к документации об открытом конкурсе в электронной форме указано: «...В заявке должны отсутствовать предложения по показателям, допускающим разночтения или двусмысленное толкование...»

Не соответствие Инструкции: «отсутствие конкретного показателя, допускающего разночтение или двусмысленное толкование».

 

Заявитель с данным отклонением не согласился и направил жалобу в антимонопольный орган, в которой указал, что заявка в полном объеме соответствовала требованиям документации конкурса в электронной форме и требованиям Закона о закупках.

Заказчик с доводами не согласился и представил письменные возражения, в которых указал, что предложенные Заявителем технические характеристики не соответствуют требованиям Закупочной документации.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Во исполнение приведенной нормы права Заказчиком разработана и утверждена Закупочная документация, в которой им предъявлены требования к функциональным и техническим характеристикам товаров.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки направо участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.

Комиссия отмечает, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.

Предъявление к участнику закупки требований о представлении в составе своей заявки конкретных показателей товара, в отношении которого заказчиком установлены неизменяемые показатели, равно как и отклонение такого участника ввиду неуказания им таких показателей не только напрямую противоречит требованиям Закона о закупках, не соответствует балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и противоречит законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (пункт 5 статьи 10 ГК РФ), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ), поскольку подобное требование не только является бесполезным дублированием требований аукционной документации (предлагаемого к поставке товара не станет внезапно больше, нежели требуется заказчику, и у такого товара не появятся иные показатели в части веса и формы упаковки, если участником дано согласие на предъявленные заказчиком в этой части требования) и беспричинно усложняет процесс заполнения заявки, но и в принципе оставляет разрешение вопроса о допуске той или иной заявки к участию в аукционе на исключительное субъективное усмотрение заказчика (который единолично разрешает вопрос достаточности ему согласия участника или необходимости указания им конкретных показателей своего товара).

В соответствии с пунктом 2.1.1 Извещения участник закупки должен изучить извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и документацию об открытом конкурсе в электронной форме, включая все приложения, инструкции, формы, условия и спецификации (техническое задание), а также изменения и разъяснения к документации об открытом конкурсе в электронной форме, если таковые имеются.

Согласно пункту 10 Технического задания Заказчику тербуется:

10

Кресло для посетителей

Кресло должно соответствовать габаритным размерам: Ширина не менее 455 мм, глубина не менее 590 мм, Общая высота кресла должна быть более 909 мм. Кресло должно соответствовать требованиям: ГОСТ 19917-2014 "Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия."; ГОСТ 26800.3-86 "Мебель для административных помещений. Функциональные размеры.".

Кресло должно состоять из каркаса и мягкого элемента. Каркас кресла должен быть согнут из цельной круглой металлической трубы сечением не менее 25 мм. Труба должна быть выполнена из конструкционной стали. Толщина стенок труб должна быть не менее 2 мм и должна иметь хромированное защитно-декоративное покрытие. На полозьях кресла должны быть пластиковые опорные кольца для предотвращения самопроизвольного скольжения кресла и защищающие напольное покрытие. Перекладина спины и нижний кронштейн должны крепиться на опорах с помощью винтов. Мягкий элемент кресла должен быть 4-слойный, состоять из экокожи - верхнего и нижнего слоя, цвет «черный», пенополиуретана и подкладочной ткани - внутреннего слоя. Мягкий элемент должен быть простеган и натянут между опор каркаса. Спинка должна быть прострочена по горизонтали не менее девятью строчками. Требования к техническим характеристикам предлагаемого к поставке материала эко-кожи:

Эко-кожа должна имитировать классическую матовую кожу и быть предназначена для обивки офисной и мягкой мебели. Эко-кожа должна быть на хлопчатобумажной основе и обладать хорошими эксплуатационными и гигиеническими свойствами.

Технические свойства обивочного материала:

Состав должен быть хлопок более 74 %, полиуретан менее 26 %.

Плотность не менее 280 г/м2.

Устойчивость к истиранию [более 50000] циклов.

Устойчивость к изгибу [более 200000] циклов.

Цветоустойчивость к свету не менее, чем 4 балла.

При изготовлении каркаса спинки должны использоваться фанера, шпон лущеный и клей. Толщина каркаса должна быть не < 10 мм. Сорт шпона II; III; IV. Шпон должен быть лиственных пород. Влажность шпона до 9 %. Сидение должно быть изготовлено из плиты ДСП толщиной не менее 18 мм. При изготовлении подушки сидения (склейка поролона с сидением) должен использоваться высококачественный клей. Толщина поролона спинки должна быть не менее 40 мм. Толщина поролона сидения должна быть не менее 50 мм. Максимальный вес нагрузки должен быть не менее 120 кг. Подлокотники должны быть стальные, хромированные, должны крепиться к каркасу с помощью винтов. Транспортирование и хранение должно быть по ГОСТ 16371-2014.

Для удобства транспортировки и хранения кресло должно поставляться в разобранном виде. Каждое кресло должно быть упаковано в отдельный 5-слойный гофрокороб.

Инструкция по сборке должна прилагаться.

Гарантийный срок должен составлять не менее 12 (двенадцати) месяцев.

В пункте 20 Технического задания указано:

20

Тумба прикроватная

Тумба прикроватная с одной дверцей и одной вкладной полкой на полкодержателях. Габаритные размеры не должны быть (ШхГхВ) менее 600х500х650 мм. Крышка должна быть из ЛДСП, толщиной в интервале от 16 до 25 мм, цвет по согласованию с Заказчиком. Свес крышки относительно боковин и задней стенки каркаса не должен составлять больше 3 мм. Кромка ПВХ толщиной менее 2,3 мм с лицевой стороны и толщиной не менее 0,5 мм с 3-х остальных сторон, цвет по согласованию с Заказчиком. Каркас, в том числе и задняя стенка тумбы, должны быть выполнены из ЛДСП, толщиной 15-20 мм. Кромка каркаса должна быть из ПВХ толщиной не менее 0,5 мм и должна быть оклеена со всех сторон деталей. В основание каркаса должны быть установлены 4 пластиковые регулируемые опоры, высотой более 2,5 см, изготовленные из синтетического материала, не оставляющего следов на напольном покрытии. На фасад (дверку) должна быть установлена пластиковая ручка с межцентровым расстоянием не менее 96 мм, окрашенная в хромированную краску со специальным покрытием, устойчивым к царапинам. Облицовка фасада должна быть из ПВХ со всех сторон, толщиной не менее 0,5 мм, цвет по согласованию с Заказчиком. Фасад (дверка) должен иметь возможность открываться как с правой, так и с левой стороны. Конструкция тумбы должна быть сборно-разборной и состоять в одной серии, в одном стиле и цвете с другими столами, стеллажами, тумбами. По степени блеска покрытия плиты ЛДСП могут быть матовые или глянцевые. Фактура поверхности покрытия плит ЛДСП гладкая\рельефная. Класс эмиссии формальдегида плит ЛДСП должен быть Е1. Группа качества плит ЛДСП может быть А, Б или У. Сорт покрытия плит ЛДСП I или II.

Задняя стенка тумбы должна быть изготовлена из ЛДСП, толщиной не менее 16 мм, цвет по согласованию с Заказчиком. ЛДСП должна быть устойчивой к механическим, тепловым и химическим воздействиям, а также должна отличаться повышенной износостойкостью и выдерживать любую агрессивную среду из бытовых веществ и химикатов. Тумба должна собираться при помощи стальной эксцентрикой стяжки, которая должна закрываться пластиковой заглушкой в цвет ЛДСП и бронзовой футорки.

Вся мебель и фурнитура должны соответствовать ГОСТ Р 50460-92 и ГОСТ–16371-2014, а также быть устойчивыми к влажной уборке и эксплуатироваться в зонах с возможным попаданием влаги на поверхность материала.

Ко всем изделиям обязательно должны прилагаться схемы сборки и сертификаты соответствия.

Гарантийный срок должен составлять не менее 12 (двенадцати) месяцев.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в Закупочной документации указано, что вся мебель и фурнитура должны соответствовать должны соответствовать требованиям ГОСТ.

При этом Комиссия также отмечает, что способ изложения требований, допущенный Заказчиком в настоящем деле, в том числе инструкция по заполнению заявки, не позволяет идентифицировать надлежащую потребность Заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником Конкурса ошибок при заполнении заявки.

Также Комиссия обращает внимание на то, что Заказчиком приведено обозначение «;», определение которому носит нестандартное значение, так, Заказчик указывает, что «,», «;» - означает, что требуются все из перечисленных значений, однако, Комиссия считает данное требование недопустимым, так как значение «;» обозначает союз «или», как принято в практике проведения закупочных процедур, при этом также стоит отметить, что два символа не могут обозначать один союз, то есть указывать на одно действие.

Также Комиссия обращает внимание, что в целях обеспечения конкуренции на торгах заказчику в документации достаточно предусмотреть возможность участникам закупки выразить свое согласие на поставку товаров с качественными характеристиками, определенными им в Закупочной документации, и не предусматривать обязанность по заполнению участниками закупки конкретных характеристик, которые уже и так определены Заказчиком в документации. Указанное изменение сократит возможность допущения участниками закупки ошибок в части заполнения ими характеристик товаров, подлежащих поставке, поскольку потребность заказчика уже определена им путем формирования требований к товарам посредством описания качественных характеристик в Закупочной документации, которые могут быть воспроизведены участниками закупки посредством копирования (или предоставления согласия).

В рассматриваемом же случае Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки было представлено согласие, что является достаточным для принятия участия в процедуре.

Следовательно, отклонение заявки Заявителя является следствием утверждения Заказчиком ненадлежащих требований к участнику процедуры.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по отклонению заявки Заявителя не отвечают принципам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и признает обоснованной жалобу Заявителя на действия Заказчика.

Вместе с тем Заявителем был направлен запрос в адрес Заказчика, ответ на который был размещен – 18.01.2021.

ВОПРОС

РАЗЪЯСНЕНИЕ

Уважаемый заказчик в техническом задании во многих позициях указано:

Группа качества плит ЛДСП может быть А; Б или У

В 10 поз. Кресло для посетителей. Прописано: Сорт шпона II; III; VI;

Так же присутствует описание: Фактура поверхности покрытия плит ЛДСП гладкая, рельефная.

В поз. 17 прописано: Отделение для обуви должно быть предназначено для хранения обуви в горизонтальном положении, наклонном положении; в вертикальном положении

Исходя из инструкции участник должен оставить фактуру поверхности в виде перечислений? Или должны указать один показатель?

Группа качества плит ЛДСП может быть А; Б или У. — Правильно ли понимает участник, что согласно вашей инструкции («,», «;» - означает, что требуются все из перечисленных значений) необходимо оставить группы качество А; Б, либо А; У, то есть (оба значения) или требуется одно значения?

«,», «;» - означает, что требуются все из перечисленных значений - Следуя инструкции заказчик имеет в виду оставить значения в виде перечисления? Или участник на свое усмотрение имеет право предложить один из перечисленных вариантов???

Не присутствует ли опечатка в данной описание продукции?

Просим внести изменения

В противном случае действия Заказчика приводят к невозможности участия в торгах более широкого круга хозяйствующих субъектов (других производителей и поставщиков) что, нарушает антимонопольные требования, предусмотренные

Уважаемый поставщик!

Техническое задание составлено в соответствии с теми или иными потребностями Заказчика. Это и касается, в частности, требований к группам качества плит ЛДСП, их фактурам покрытия, а также к сортам шпона, используемого в изготовлении мебели для сидения. В связи с чем убедительная просьба при заполнении Конкретных характеристик предлагаемой к поставке продукции руководствоваться Инструкцией, которая является составной частью Документации. Данная Инструкция исчерпывающим образом разъясняет методику заполнения Конкретных характеристик в соответствии с Приложением №1 к документации об открытом конкурсе в электронной форме.

При этом Комиссия отмечает, что данный Заказчиком ответ на запрос не является исчерпывающим и не дает ответы на поставленные вопросы Заявителя, а носит формальный ответ не носящий никакого смыслового значения, что также указывает на недобросовестное поведение Заказчика.

Таким образом, Комиссия усматривает наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, а также учитывая то, что Заказчик не смог пояснить требование Закупочной документации о необходимости соответствия указанному требования, в частности в части первых частей заявки, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной и необходимости выдачи Заказчику предписания о пересмотре заявок участников с учетом решения Комиссии.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия ФГАОУ ВО «МФТИ» (ИНН: 5008006211) при проведении Аукциона обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

  1. ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-1572/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

05.02.2021 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании вынесенного решения от 05.02.2021
по делу № 077/07/00-1572/2021,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГАОУ ВО «МФТИ» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку мебели (реестровый № 32009866832, далее — Закупка):

1. Заказчику все отменить протоколы, составленные при проведении Закупки;

2. Заказчику назначить новую дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки;

3. Заказчику пересмотреть заявки участников Закупки с учетом принятого решения от 05.02.2021 по делу № 077/07/00-1572/2021;

4. Заказчику не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания, разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания;

5. Заказчику продолжить проведение Закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, Положения о закупке, Закупочной документации;

6. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 09.03.2021;

7. Заказчику надлежит сообщить в адрес Московского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 10.03.2021 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

 

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны