Решение №49477/22 б\а от 22 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-13948/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.09.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

членов Комиссии:

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «НКЦ «Эталонъ», АО «ЖТК», <...>, АО «Комита»,

рассмотрев жалобу ООО «НКЦ «Эталонъ» (далее - Заявитель) на действия АО «ЖТК» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 31242/ОКЭ-АО «ЖТК»/2022/Д на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с относящимися к ним объектами движимого имущества АО «ЖТК» для их совместной продажи (реестровый № 32211569447, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя была неправомерно отклонена, поскольку соответствовала требованиям Закупочной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 22.07.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru), была размещена информация о проведении Закупки.

Предмет: оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с относящимися к ним объектами движимого имущества АО «ЖТК» для их совместной продажи.

Цена договора: 8 319 588,01.

Дата начала срока подачи заявок: 22.07.2022.

Дата и время окончания подачи заявок: 09.08.2022 в 11:00.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией было установлено, что Заявитель принимал участие в Закупке как участник № 8.

В соответствии с пунктом 1.3.1 протокола № 31242/ОКЭ-АО «ЖТК»/2022/Д/1 от 29.08.2022 заявки на участие в конкурсе № 31242/ОКЭ-АО «ЖТК»/2022/Д отклоняются и в допуске к участию в конкурсе № 31242/ОКЭ-АО «ЖТК»/2022/Д Заявителю отказано со следующим обоснованием:

«Участнику № 8 на основании пункта 3.6.22 конкурсной документации в связи с тем, что участником в техническом предложении, подготовленном по Форме технического предложения участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации, допущена арифметическая ошибка при отражении цены договора, а именно участником № 8 произведен неверный расчет цены договора при умножении цены за единицу услуги по актуализации отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с относящимися к ним объектами движимого имущества АО «ЖТК» для их совместной продажи без учета НДС на объем закупаемых услуг, и, как следствие, неверный расчет цены договора».

Согласно пункту 1 приложения № 1.4 к Документации при сопоставлении заявок и определении победителя открытого конкурса оцениваются:

1. Цена договора;

2. Квалификация участника;

2.1. Опыт участника;

2.2. Квалификация персонала;

2.3. Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.

Значимость критерия «Цена договора» составляет 60 баллов.

Оценка осуществляется на основании технических предложений, представленных в заявках участников, следующим образом:

Заявкам участника, в технических предложениях которых содержатся предложения демпинговой цены (сниженной на размер превышающий установленный в пункте 1.4 конкурсной документации, а именно на 25% и более от начальной (максимальной) цены) присваивается максимальное количество баллов по критерию «цена договора». Заявки, содержащие предложения демпинговой цены (сниженной на размер превышающий, установленный в пункте 1.4 конкурсной документации на 25% и более от начальной (максимальной) цены), по приведенной формуле не оцениваются.

Заявка каждого участника, в которой предложена не демпинговая цена, оценивается путем сравнения начальной (максимальной) цены, сниженной на максимально допустимый размер снижения цены, установленный в пункте 1.4 конкурсной документации (Цmin – 5 199 742,52 руб. без учета НДС) с ценой, предложенной каждым участником (Цj), по формуле:

Цmin

Бj = ────── * 60, где

Цj

j = 1…n, n – количество участников;

Бj – количество баллов j-ого участника;

Цj – цена, предложенная j-ым участником (без учета НДС);

Цmin – 5 199 742,52 (начальная (максимальная) цена, сниженная на максимально допустимый размер снижения цены, установленный в пункте 1.4 конкурсной документации);

60 – максимально возможное количество баллов.

При этом заявкам, содержащим предложение демпинговой цены (сниженной на размер превышающий, максимально допустимый размер снижения (на 25% и более от начальной (максимальной) цены), присваивается максимальное количество баллов по критерию «цена договора». Заявки, содержащие предложения демпинговой цены (сниженной на размер превышающий, установленный в пункте 1.4 конкурсной документации), по вышеприведенной формуле не оцениваются.

Согласно пункту 3.6.4. Документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случаях, установленных конкурсной документацией, в том числе следующих случаях:

3.6.4.1. непредставление определенных конкурсной документацией документов и/или предоставления информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, несоответствующей действительности;

3.6.4.2. несоответствие участника конкурса предусмотренным конкурсной документацией требованиям;

3.6.4.3. невнесение обеспечения конкурсной заявки (если конкурсной документацией установлено такое требование);

3.6.4.4. несоответствие конкурсной заявки требованиям конкурсной документации, в том числе:

  • конкурсная заявка не соответствует форме, установленной конкурсной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям конкурсной документации;

  • документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями конкурсной документации);

  • техническое предложение не соответствует требованиям конкурсной документации.

3.6.4.5. предложение о цене договора (цене лота) превышает начальную (максимальную) цену договора/цену лота (если такая цена установлена), в том числе предложение о цене за единицу товара, выполняемых работ, оказываемых услуг превышает начальную (максимальную) цену за единицу (если такая цена за единицу установлена в конкурсной документации);

3.6.4.6. лица, выступающие на стороне одного участника, подали заявку на участие в этой же закупке самостоятельно либо на стороне другого участника;

3.6.4.7. отказ участника от продления срока действия заявки и обеспечения конкурсной заявки.

В обоснование своей позиции Заказчик сослался на положения пункта 3.6.22 Документации, в соответствии с которыми, если в конкурсной заявке имеются арифметические ошибки при отражении цены договора (цены лота) (неверный расчет цены договора/лота при умножении цены за единицу товара, работы, услуги без учета НДС на объем закупаемых товаров, работ, услуг, и (или) при суммировании произведений цен за единицу товара, работы, услуги без учета НДС на объем закупаемых товаров, работ, услуг и (или) неверный расчет цены договора/лота при суммировании цен без учета НДС по этапам/годам поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг), конкурсная заявка такого участника отклоняется.

При этом Комиссия оценивает доводы Заказчика критически и отмечает, что согласно пункту 3.6.9 Документации Заказчик вправе до подведения итогов конкурса в письменной форме запросить у участников конкурса информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с конкурсной заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в конкурсной документации. При этом не допускается изменение и (или) дополнение конкурсных заявок участников.

В ходе рассмотрения заявок заказчик вправе потребовать от участников закупки разъяснения положений заявок. Запрос информации осуществляется в обязательном порядке при наличии неточностей в заявке или необходимости уточнения информации, содержащейся в заявке участника.

Ответ от участника конкурса, полученный после даты, указанной в запросе, не подлежит рассмотрению.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.6.19. Документации Заказчик может не принимать во внимание мелкие погрешности, несоответствия, неточности в конкурсной заявке, которые существенно не влияют на ее содержание и дальнейшую оценку (при соблюдении равенства всех участников конкурса) и не оказывают воздействия на рейтинг какого-либо из участников при рассмотрении и оценке конкурсных заявок.

В силу пункта 3.6.20. Документации Заказчик вправе допустить участника к участию в конкурсе в случае, если участник или его конкурсная заявка не соответствуют требованиям конкурсной документации, но выявленные недостатки носят формальный характер и не влияют на содержание и условия заявки на участие в конкурсе, а также на условия исполнения договора и не влекут рисков неисполнения обязательств, принятых таким участником в соответствии с его конкурсной заявкой.

Комиссией было установлено, что в составе Заявки Заявителем было представлено следующее техническое предложение:

 

4. Наименование предложенных услуг, их количество (объем) и предложенная цена договора

Наименование услуги

Ед. изм.

Кол-во (объем)

Цена за ед. без учета НДС, руб.

Цена за ед. с учетом НДС, руб.

Всего без учета НДС, руб.

Всего с учетом НДС, руб.

Оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с относящимися к ним объектами движимого имущества
АО «ЖТК» для их совместной продажи, в том числе:

           

1.1. Оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с относящимися к ним объектами движимого имущества АО «ЖТК» для их совместной продажи

           

1.2. Оказание услуг по актуализации отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с относящимися к ним объектами движимого имущества АО «ЖТК» для их совместной продажи

           

ИТОГО

           

 

Комиссия было установлено, а Заявителем на заседании не оспаривался факт допущенной арифметической ошибки при подсчете общей суммы договора без учета НДС, а именно при умножении количества продукции и цену за единицу без учета НДС расчет должен был выглядеть таким образом: <...> рублей.

В техническом же предложении Заявителя указана цена <...> руб.

При этом ценовое предложение Заявителя с учетом НДС рассчитано верно.

Заявителем также было направлено в адрес Заказчика письмо, в котором он уведомил Заказчика о допущенной ошибке.

Комиссия также отмечает, что в Заказчик, в свою очередь, запросов участнику об уточнении информации в соответствии с пунктом 3.6.9 Документации, не направлял.

При этом Комиссия отмечает, что положения Документации не содержат указания, что именно относится к «неточностям», в свою очередь, наличие арифметической ошибки при указании ценового предложения без НДС также возможно трактовать как неточность.

Комиссия обращает внимание, что согласно Документации заявка оценивается с использованием данных «цена, предложенная j-ым участником (без учета НДС)».

Таким образом, в виду незначительности погрешности Заказчик мог использовать положения пункта 3.6.19 Документации и принять в расчет цену, предложенную участником.

При этом, Комиссия отмечает, что в Документации предусмотрен пункт 3.6.23, согласно которому если в заявке участника имеются арифметические ошибки в расчете цены с НДС, то экспертная группа пересчитывает цену с НДС в следующем порядке: цена единицы товаров, работ, услуг без учета НДС, округленная до двух знаков после запятой, умножается на количество, полученное значение округляется до двух знаков после запятой и умножается на 1,2 (либо иной коэффициент в зависимости от ставки НДС, применяемой в отношении участника). Оценка заявки участника по критерию «цена договора» осуществляется по цене, рассчитанной экспертной группой.

Таким образом, конкурсная комиссия также имеет полномочия по арифметическим перерасчетам технического предложения и его изменению.

Также Комиссией установлено, что при заключении договора с победителем используется цена с учетом НДС, которая указана Заявителем верно.

В свою очередь, Заказчиком не дано разъяснений по вопросу целей проверки правильности расчета цены за единицу услуг и их общей суммы, учитывая, что цены за единицу услуг не применяются ни при определении победителя, ни при заключении договора по результатам Закупки.

Таким образом, вышеназванная арифметическая ошибка не влияет на итоги Закупки, а также на условия исполнения договора и не влечет рисков неисполнения обязательств, принятых таким участником в соответствии с его конкурсной заявкой, что соответствует условиям допуска участника, предусмотренным пунктом 3.6.20 Документации, ввиду наличия формальных несоответствий, неточностей в заявке, которые, по условиям самой же документации (п. 3.6.9 Документации) Заказчик мог уточнить путем направления запроса.

Комиссия также отмечает, что на участие в Закупке было подано 7 заявок, 3 из них отклонены, в том числе 2 участников по оспариваемому основанию.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о возможности проведения оценки заявок на основании ценовых предложений, представленных в заявках. В том числе оценка заявки Заявителя подлежит на основании ценового предложения (без НДС) в размере 670 493,25 руб.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пунктов 3.6.20, 3.6.9 Документации.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

В настоящем случае, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение Заказчика об отклонении заявки Заявителя по указанному выше основанию принято в нарушение Закона о закупках и осуществлено Заказчиком по формальному основанию. При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным в пункте 2 части 1, пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «НКЦ «Эталонъ» на действия АО «ЖТК» при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пунктов 3.6.9, 3.6.20 Закупочной документации.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны