Решение б/н Решение от 24 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Яндекс»
<...>
ИП Ильичева М.А.
<...>
ООО «Амальтея»
<...>
ООО «АДВ-сервис»
196084, г. Санкт-Петербург,
Цветочная ул., 16, лит. П, пом. 4, 6
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/05/5-9006/2023
«24» октября 2023 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по
рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
(далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: <...>ой,
членов Комиссии:<...>ой, <...>ой,
рассмотрев дело №077/05/5-9006/2023 по признакам нарушения ООО «АДВ-
сервис», ИП Ильичевой М.А. пункта 1 части 2, пункта 20 части 3 статьи 5
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о
рекламе), выразившегося в распространении в системе ООО «ЯНДЕКС» рекламы
услуг такси:
2023-54962
2
-«Работа в такси на своем авто!»,
в присутствии представителей ООО «АДВ-сервис» (по доверенностям),
в отсутствие ООО «Амальтея», ООО «Яндекс»,ИП Ильичевой М.А.,
УСТАНОВИЛА:
Дело № 077/05/5-9006/2023 возбуждено Московским УФАС России на
основании заявления ООО «Амальтея» относительно распространения в системе
ООО «ЯНДЕКС» рекламы услуг такси:
-«Работа в такси на своем авто!»:
реклама 1 реклама 2
реклама 3
В материалы дела представлены документальные подтверждения
распространения рекламы в виде фотографий.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения
дела, выслушав доводы представителей сторон по делу, оценив в совокупности и
взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства
Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к
2023-54962
3
следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является
информация, распространенная любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование
или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть
заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной
стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта
рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для
неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице
или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама
направлена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом
рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и
(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной
деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт,
конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к
которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи,
обмена или иного введения в оборот.
Согласно представленным в материалы дела документам и сведениям
объявления распространялись через ЯндексДирект.
Информация размещалась в сети Интернет, а следовательно, сведения были
распространены широкому заранее неопределенному кругу лиц, на территории
Российской Федерации.
Установлено, что данное объявление содержало ссылки на интернет-страницы
https://nemaximtaxi.ru/ и https://nemaximtaxi.top/.
Использование в тексте рекламы словосочетания «Работа в такси на своем
авто! Комиссия агрегатора 0%», «Работа в такси на своем авто! Комиссия
водителя 0%! Зарабатывай от 4000 руб. за смену на личном авто! Выплата денег
ежедневно!», а также использование подсвеченный опознавательный фонарь на
автомобиле такси, в частности, в рекламном объявлении № 1 использовалось
тождественное товарному знаку обозначение «maxim» (№ 649833), в рекламном
объявлении № 2 использовалось обозначение «nemaxim, буква «е» выделена
красным цветом, сходное до степени смешения с товарным знаком «maxim» (№
649833), может ввести третьих лиц в заблуждение, поскольку используются
обозначения сходные до степени смешения.
В рекламе 1 используется фраза «Работаешь в такси? Надоело платить
комиссию агрегатору? В нашем парке комиссия 0%». При одновременном укзаании
фразы «надоело платить комиссию..» и изображения «nemaxim», сходного с
товарным знаком «maxim», у потребителя создает негативное впечатление об
услугах сервиса такси Maxim.
2023-54962
4
ООО «Амальтея» является правообладателем товарного знака «maxim»
№ 649833. При этом, ООО «Амальтея» не является рекламодателем рассматриваемой
рекламы, не имеет отношения к указанному в рекламе сайту в сети Интернет по
адресам https://nemaximtaxi.ru/ и https://nemaximtaxi.top/.
Использование рекламодателями данных изображений вводит или может
ввести третьих лиц в заблуждение, поскольку используют обозначения сходные до
степени смешения и без разрешения изготовителя товара/услуги.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе не допускается
реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об
изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе
недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения
рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены
другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Как следует из представленных пояснений ООО «Яндекс», в сервисе
«Яндекс.Директ» в период с 14.10.2022 по 16.12.2022 размещалось следующее
рекламное объявление:
«Работа в такси на своем авто! Комиссия агрегатора 0% Работаешь в такси?
Надоело платить комиссию агрегатору? В нашем парке комиссия 0%!» (далее –
Реклама 1), данное рекламное объявление было размещено в рамках договора
возмездного оказания услуг № 74008/17 от 20.10.2017, заключённого между
Яндексом и ООО «АДВсервис» (ИНН 7810704382).
Согласно представленным пояснениям ООО «АДВсервис» рекламодателем
рекламных объявлений и лицом ответственным за содержание данных объявлений
является ИП Ильичева Мария Александровна (ИНН:434549675200).
Между ООО «АДВсервис» и ИП Ильичевой М.А. заключен договор на
оказание услуг в Интернете № 2017/11/01-145988-adv.
Вместе с тем, согласно представленным в материалы дела сведениям,
ООО «АДВ-сервис» является юридическим лицом, оказывающем услуги в сети
«Интернет» по предоставлению возможности с использованием сервиса eLama
управлять рекламными компаниями с помощью инструментов сервиса и размещать
рекламу через такие рекламные площадки, как «Яндекс.Директ».
Данный сервис представляет собой платформу автоматизации контекстной
рекламы, который упрощает процесс работы с рекламными кампаниями в сети
«Интернет».
Так размещение спорной рекламы было осуществлено в рамках договора на
оказание услуг в сети «Интернет», заключенного между ИП Ильичевой М.А. и
ООО «АДВ-сервис», посредством заключенного договора на оказание услуг в
Интернете № 2017/11/01-145988-adv., что дополнительно подтверждается
платежными поручениями.
Кроме того согласно пунктам 7.12. Оферты индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам на оказание услуг eLama.ru, Клиент несет
всю ответственность за соблюдение всех требований действующего
законодательства Российской Федерации, в том числе (но не ограничиваясь)
законодательства РФ о рекламе.
2023-54962
5
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к
выводу о том, что ООО «АДВ-сервис» не является ни рекламораспространителем,
ни рекламодателем, так как при распространении данной рекламы осуществляло
техническую функцию посредника.
Согласно представленным пояснениям, ИП Ильичева М.А. подтвердила факт
распространения рекламы, изображения которых указаны в материалах дела.
Таким образом, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о
том, что рекламодателем спорной рекламы является именно ИП Ильичева М.А.
Данная рекламная компания была прекращена добровольно с февраля 2023
года, в подтверждение о прекращении распространения спорной рекламы
ИП Ильичева М.А. представила скриншоты из личного кабинета.
Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
24 ноября 2020 года № 1922 (далее — Правила), при установлении факта нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях
прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному
(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 54 Правил добровольное устранение лицом (лицами)
совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не
выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе.
В письменных пояснения, ИП Ильичева М.А. сообщила, что реклама с
февраля 2023 года и в настоящий момент не размещается, в подтверждение о
прекращении распространения спорной рекламы представила скриншоты из
личного кабинета.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о
нецелесообразности выдачи предписания лицу, в чьих действиях установлено
нарушение положений Закона о рекламе.
При этом, в случае выявления новых фактов распространения данной рекламы
с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе заявитель не
лишен возможности подать в антимонопольный орган новое заявление.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о
рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия Московского УФАС
России
РЕШИЛА:
1. Признать ИП Ильичеву М.А. нарушившей пункт 1 части 2, пункт 20 части 3
статьи 5 Закона о рекламе при распространении в системе «Яндекс.Директ» рекламы
услуг такси (согласно тексту решения по делу № 077/05/5-9006/2023).
2. Не выдавать ИП Ильичевой М.А. предписание о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе.
2023-54962
6
3. В отношении ООО «АДВ-сервис» рассмотрение дела прекратить.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
Московского областного УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об
административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,
предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.
Председатель комиссии <...>а
Члены комиссии:
<...>а
<...>а
<...>