Решение б/н б/а от 9 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10347/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

07.08.2024                                                                              г. Москва

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<............>,

членов Комиссии:

<............>,

<............>,

при участии посредством видео-конференц-связи представителей <............>,

рассмотрев жалобу ООО «Мега» (далее — Заявитель) на действия ООО «ОРГТОРГ» (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по реализации имущества должника (сообщение № 14019390, лот № 1) (далее — Торги)

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.03.2023 № СП/14532/23 порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, установленный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции. Данная позиция соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в судебных актах по делу № АКПИ20-632.

Таким образом, требование части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции об обязательности проведения анализа состояния конкуренции при рассмотрении каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства не подлежит применению при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом установленный в статье 18.1 Закона о защите конкуренции особый порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров позволяет обеспечить защиту прав и законных интересов участников торгов (участников гражданского оборота).

Важно отметить, что торги представляют собой способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди претендентов как предложивший лучшие условия и в силу этого выигравший торги. Следовательно, проведение торгов вне зависимости от правовых оснований, в соответствии с которыми они проводятся, неразрывно связано с конкуренцией, так как подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, направленную на обеспечение наиболее выгодных условий для организатора торгов.

Нарушение процедуры проведения торгов может оказывать влияние на результаты торгов и приводить к ущемлению прав и законных интересов не только участников, подавших заявки на участие в торгах, но и потенциальных участников, которые могли бы принять в них участие.

При этом потенциальными участниками торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, может являться любой хозяйствующий субъект, заинтересованный в приобретении реализуемого на торгах имущества должника.

Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены). Аналогичная позиция указана в пункте 4 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101.

Соответственно, публичное извещение о проведении торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, обеспечивает возможность подачи заявки на участие в торгах для любого физического и юридического лица.

Необеспечение равных условий для участников при проведении конкурентных процедур, равно как и любое другое нарушение процедуры проведения торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, безусловно свидетельствует об ограничении (возможности ограничения) конкуренции.

Предоставленное участникам или потенциальным участникам торгов право обжалования действий их организаторов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей ускоренный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, направлено на обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, заинтересованных в обжалуемых торгах.

С учетом изложенного, рассмотрение жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, безусловно связано с защитой публичного интереса, направленного на недопущение ограничения, устранения конкуренции, обеспечение конкуренции на торгах, проводимых в рамках процедуры банкротства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона. Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее — Приказ № 495) утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Организатор торгов по поручению КУ <............>, члена Союза арбитражных управляющих «Созидание» на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) размещена информация о проведении открытых торгов в форме публичного предложения с закрытой формой представления предложений о цене по продаже имущества (сообщение № 14019390 от 29.03.2024).

Предмет торгов:

Лот № 1: Право требования денежных средств к: 1.1. ООО «Прогресс Групп» <............>) в размере 12 928 600,00 руб., на основании Определением АС Ростовской обл. по делу №А53-24363/18 от 10.12.2020; 1.2. ООО «Прогресс Групп» (ИНН <............>) по Договору займа № 2016 01-01/08/3 от 08.08.2016 на сумму 3 287 640 руб., на основании Определения АС Ростовской обл. по делу №А53-24363/18 от 07.12.2020; 1.3. ООО «Паритет Актив Групп» (ИНН <............>) в размере 5 000 000,00 руб. к, на основании Постановления 15 арбитражного апелляционного суда по делу №А53-24363/18 от 09.10.2021; 1.4. ООО «Паритет Актив Капитал» (ИНН <............>) в размере 5 756 460,00 руб., на основании Определения АС Ростовской обл. по делу №А53-24363/18 от 10.12.2020.

Дата и время начала подачи заявок: 01.04.2024 в 10:00 (Московское время МСК).

Дата и время окончания подачи заявок: 06.07.2024 в 19:00 (Московское время МСК).

Начальная цена: 24 275 430,00 рублей.

Место проведения: ООО «ТТ».

Периоды приема заявок на участие и предложений о цене, размер снижения цены устанавливаются согласно графику (цены в графике указаны в % по отношению к начальной цене лота на торгах посредством публичного предложения):

с 10:00 01.04.2024 по 19:00 07.05.2024 - 100%;

с 10:00 08.05.2024 по 19:00 10.05.2024 - 95%;

с 10:00 11.05.2024 по 19:00 13.05.2024 - 90%;

с 10:00 14.05.2024 по 19:00 16.05.2024 - 85%;

с 10:00 17.05.2024 по 19:00 19.05.2024 - 80%;

с 10:00 20.05.2024 по 19:00 22.05.2024 - 75%;

с 10:00 23.05.2024 по 19:00 25.05.2024 - 70%;

с 10:00 26.05.2024 по 19:00 28.05.2024 - 65%;

с 10:00 29.05.2024 по 19:00 31.05.2024 - 60%;

с 10:00 01.06.2024 по 19:00 03.06.2024 - 55%;

с 10:00 04.06.2024 по 19:00 06.06.2024 - 50%;

с 10:00 07.06.2024 по 19:00 09.06.2024 - 45%;

с 10:00 10.06.2024 по 19:00 12.06.2024 - 40%;

с 10:00 13.06.2024 по 19:00 15.06.2024 - 35%;

с 10:00 16.06.2024 по 19:00 18.06.2024 - 30%;

с 10:00 19.06.2024 по 19:00 21.06.2024 - 25%;

с 10:00 22.06.2024 по 19:00 24.06.2024 - 20%;

с 10:00 25.06.2024 по 19:00 27.06.2024 - 15%;

с 10:00 28.06.2024 по 19:00 30.06.2024 - 10%;

с 10:00 01.07.2024 по 19:00 03.07.2024 - 5%;

с 10:00 04.07.2024 по 19:00 06.07.2024 - 1% (минимальная цена (цены отсечения)).

Как следует из доводов жалобы, 06.07.2024 в 18:00 Заявителем были предприняты попытки подачи заявки для участия в Торгах на последнем этапе снижения цены с 10:00 04.07.2024 по 19:00 06.07.2024, а также оплачен задаток, однако вход на площадку, а именно в раздел торги по банкротству был заблокирован, при входе в торги по банкротству данный блок выдавал ошибку сервера. Учитывая указанные обстоятельства Заявитель обратился в службу технической поддержки Оператора ЭТП по электронной почте, указанной на сайте Оператора ЭТП — <............>, сообщив о блокировке торговой процедуры. Также Заявителем был осуществлен звонок на телефон горячей линии <............>, на который представители электронной площадки не ответили. После чего Заявителем в адрес Оператора ЭТП на электронную почту <............> направлено сообщение с просьбой принять заявку на участие в Торгах с ценой 250 000 рублей.

На отправленные Заявителем сообщения от Оператора ЭТП ответов не поступило.

Также Заявитель указывает, что по состоянию на 06.07.2024 на день окончания приема заявок последнего периода снижения цены Заявитель был единственным участником Торгов.

Вместе с тем, заявка Заявителя не была рассмотрена Организатором торгов, после чего 08.07.2024 на сайте ЕФРСБ было опубликовано сообщение о признании Торгов несостоявшимися, которое в последствии было аннулировано Организатором торгов.

Также, как указывает Заявитель, 08.07.2024 им был осуществлен звонок на телефон горячей линии Оператора ЭТП <............>, в ходе которого представитель Оператора ЭТП сообщил, что сбоев на электронной площадке не было зафиксировано. После чего представитель Оператора ЭТП предложил подать заявку на указанную процедуру повторно, поскольку процедура Торгов продлена до 19:00 09.07.2024.

По мнению Заявителя, срок проведения Торгов был продлен Организатором торгов неправомерно и в нарушение Регламента ЭТП, поскольку блокировка процедуры, по мнению Заявителя, не является техническим сбоем.

Также Заявитель отметил, что указанные действия Организатора торгов по продлению сроков процедуры торгов до 19:00 09.07.2024 предоставили возможность аффилированному лицу внести задаток.

Организатор торгов и Оператор ЭТП с доводами жалобы не согласились, представили возражения в письменной форме, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В силу пункта 6.2 Приказа № 495 при возникновении технического сбоя в работе электронной площадки, препятствующего проведению торгов (далее - технический сбой), оператор электронной площадки размещает на электронной площадке в соответствии с подпунктом «ж» пункта 8.1 настоящего Порядка информацию в форме электронного сообщения с указанием даты и точного времени возникновения технического сбоя, предполагаемых сроков его устранения.

После возобновления работы электронной площадки оператор электронной площадки в соответствии с подпунктом «ж» пункта 8.1 настоящего Порядка размещает на электронной площадке информацию в форме электронного сообщения с указанием даты и времени возобновления работы электронной площадки, о мерах, принятых оператором для устранения технического сбоя. Указанная информация в форме электронного сообщения одновременно с ее размещением на электронной площадке направляется организаторам торгов, лицам, представившим заявки на участие в торгах, участникам торгов, проведению которых препятствовал технический сбой.

Организатор торгов принимает решение об установлении новых сроков, предусмотренных при проведении торгов, с учетом положений пунктов 6.2.1 и 6.2.2 настоящего Порядка и направляет такое решение оператору электронной площадки в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, не позднее десяти рабочих дней со дня получения от оператора электронной площадки информации о возобновлении работы электронной площадки.

Оператор электронной площадки в соответствии с подпунктом «з» пункта 8.1 настоящего Порядка размещает на электронной площадке указанное в абзаце третьем настоящего пункта электронное сообщение и одновременно с размещением на электронной площадке направляет его лицам, представившим заявки на участие в торгах, участникам торгов.

В соответствии с пунктом 6.2.1 Приказа № 495 при возникновении технического сбоя при проведении торгов посредством публичного предложения организатор торгов устанавливает дату и время возобновления представления заявок на участие в торгах для периода проведения торгов, в течение которого произошел технический сбой, и новые дату и время окончания представления заявок на участие в торгах для этого периода проведения торгов.

Аналогичные требования предусмотрены Регламентом ЭТП.

Так, согласно пункту 11.13 Регламента ЭТП при возникновении технического сбоя в работе электронной площадки, препятствующего проведению торгов (далее - технический сбой), оператор электронной площадки размещает на электронной площадке информацию в форме электронного сообщения с указанием даты и точного времени возникновения технического сбоя, предполагаемых сроков его устранения.

После возобновления работы электронной площадки оператор электронной площадки размещает на электронной площадке информацию в форме электронного сообщения с указанием даты и времени возобновления работы электронной площадки, о мерах, принятых оператором для устранения технического сбоя. Указанная информация в форме электронного сообщения одновременно с ее размещением на электронной площадке направляется организаторам торгов, лицам, представившим заявки на участие в торгах, участникам торгов, проведению которых препятствовал технический сбой.

В соответствии с пунктом 11.14 Регламента ЭТП после возобновления работы электронной площадки организатор торгов принимает решение об установлении новых сроков, предусмотренных при проведении торгов, и направляет такое решение оператору электронной площадки в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, не позднее десяти рабочих дней со дня получения от оператора электронной площадки информации о возобновлении работы электронной площадки.

На основании подпункта «б» пункта 11.15 Регламента ЭТП организатор торгов при проведении торгов посредством публичного предложения устанавливает дату и время возобновления представления заявок на участие в торгах для периода проведения торгов, в течение которого произошел технический сбой, и новые дату и время окончания представления заявок на участие в торгах для этого периода проведения торгов.

Таким образом, исходя из вышеизложенных положений, в случае возникновения технического сбоя при проведении публичного предложения Организатор торгов устанавливает дату и время возобновления представления заявок на участие в торгах в период их проведения, то есть продлевается период снижены цены, в который произошел технический сбой.

На заседании Комиссии представитель Оператора ЭТП пояснил, что 06.07.2024 на сайте электронной площадки был зафиксирован технический сбой, выразившийся в замедлении работы площадки, а также в проблеме доступа к личным кабинетам пользователей площадки.

Во исполнения требований пункта 11.13 Регламента ЭТП Оператором ЭТП 06.07.2024 на сайте электронной площадки в разделе «Новости» размещено сообщение, информирующее пользователей площадки о замедлении работы сайта.

В свою очередь, Организатор торгов пояснил, что поскольку некоторые участники не могли войти в личные кабинеты на сайте электронной площадки, Организатором было принято решение продлить последний этап приема заявок, о чем было размещено сообщение об изменении сообщения о проведении торгов № 14816587 от 08.07.2024, согласно которому срок последнего периода снижения цены был продлен до 19:00 09.07.2024.

Комиссия, принимая во внимание пояснения Оператора ЭТП и Организатора торгов, изучив материалы дела пришла к выводу о том, что в данном случае у Организатора торгов имелись основания для возобновления сроков представления заявок на участие в Торгах на последнем периоде снижения цены, поскольку на сайте электронной площадке в день окончания этапа снижения цены был зафиксирован технический сбой, не позволивший участникам осуществить вход в личный кабинет.

При этом Комиссия отмечает, что информация о наличии технического сбоя была размещена на сайте электронной площадки и была доступна всем заинтересованным лицам. Соответственно, Заявитель не был лишен возможности ознакомиться с данной информацией.

Кроме того, согласно протоколу определения участников от 09.07.2024 по лоту № 1 поступило две заявки, в том числе заявка Заявителя.

При этом заявка Заявителя была подана 09.07.2024 в 18:26:56, что свидетельствует о том, что она была принята и рассмотрена Организатором торгов, а препятствий для ее подачи у Заявителя не было.

Комиссия также обращает внимание, что согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, антимонопольным органом подлежит выяснению вопрос действительности нарушения прав и законных интересов подателя жалобы оспариваемыми действиями.

В рассматриваемом случае, Заявителем не приведено доказательств, каким образом нарушены его права, учитывая, что его заявка принята и рассмотрена Организатором торгов.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу пункта 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Организатора торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В свою очередь, Комиссия обращает внимание, что Заявителем не представлено доказательств своей позиции.

На основании изложенного, Комиссия не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений в части продления сроков проведения процедуры Торгов, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями пункта 6.2.1 Приказа № 495 и пункта 11.15 Регламента ЭТП.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмами Московского УФАС России от 02.08.2024 № НП/31464/24, от 05.08.2024 № НП/31647/24.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны