Решение б/н ООО «СТС» на действия ФГБОУ ВО «МГЮА имени О.Е. Кутафина» от 22 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4023/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

  

17.03.2021

    г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

при участии представителей посредством видеоконференцсвязи от ООО «СТС», ФГБОУ ВО «МГЮА имени О.Е. Кутафина», рассмотрев жалобу ООО «СТС» на действия ФГБОУ ВО «МГЮА имени О.Е. Кутафина» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг на оказание услуг по уборке зданий и прилегающих территорий объектов МГЮА (реестровый № 32109979620),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

В соответствии с п. 1 ч. 10. ст. 3 Закона о закупках подлежат оспариванию в административном порядке действия заказчика при осуществлении закупки с нарушением требований Закона о закупках. Доводы жалобы соответствуют основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 10. ст. 3 Закона о закупках, и подлежат рассмотрению антимонопольным органом в административном порядке в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

10.02.2021 в единой информационной системе нами была размещена закупка в форме открытого конкурса в электронной форме субъектами которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства по предмету «Оказание услуг по уборке зданий и прилегающих территорий объектов МГЮА» (реестровый №32109979620). Закупка размещена в рамках Федерального закона 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от (далее – Закон № 223-ФЗ), с учетом Положения о закупках Заказчика.

Как следует из материалов дела, ФГБОУ ВО «МГЮА имени О.Е. Кутафина» опубликовано извещение о проведении при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг на оказание услуг по уборке зданий и прилегающих территорий объектов МГЮА (реестровый № 32109979620).

Из доводов жалобы следует, что Заказчиком установлено избыточное требование о представлении конкретных показателей товаров, подлежащим использованию при оказании услуг. Заказчиком такие требования сформированы на 480 листах, что затрудняет заполнение заявки и влечет риск быть отклоненным в случае наличия ошибки при формировании первой части заявки.

Например, Заказчиком, по приведенному в жалобе товару «Ершик» установлены требования к следующим параметрам: цвет щетины, наличие крышки, наличие перфорации в корпусе, форма подставки, назначение, материал изготовления ручки, цвет подставки, высота ершика, стекло подставки, наличие крышки, диаметр ершика, тип размещения подставки ершика.

В соответствии с п. 6.1. статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

На комиссии представитель заказчика пояснил, что конкурсная документация разработана с учетом потребностей Заказчика и Положения о закупках учреждения Заказчика. В соответствии с требованиями ч.1 Раздела 6 «Описание предмета закупки», при описании предмета закупки Заказчик указывает требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, работ, услуг, эксплуатационные характеристики (при необходимости), требования к безопасности товаров, работ, услуг, порядок приемки товаров, работ, услуг и иные требования, связанные с определением соответствия товаров, работ, услуг потребностям Заказчика.

 В соответствии с п.3 ч.9 Раздела 1 Главы III Положения о закупках Заказчика наряду с иными требованиями, конкурсная документация должна включать требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик.

Руководствуясь указанными положениями, в соответствии с ч.21 Раздела 2 Положения о закупках, конкурсная документация содержит пункт 4.3.1.1 требований к содержанию и составу заявки на участие в настоящем конкурсе: Первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать предложение участника закупки с описанием поставляемого товара в соответствии с Приложением №1 к Техническому заданию.

В указанном Приложении приведены наименования поставляемых товаров, требования к их функциональным и техническим свойствам (столбец «Требуемое значение, установленное заказчиком»), а также инструкция по предоставлению сведений участниками в составе первой части заявки (столбец «Инструкция по предоставлению сведений по показателю»).

Заказчиком указан порядок предоставления значения по каждой характеристике каждого товара таким образом, что у участников не может возникнуть двусмысленного понимания относительно предоставления таких сведений. Например, п.1 «Электросушилка для рук» наименование параметра товара «Назначение» установлено требуемое значение: «сушитель должен быть предназначен для сушки рук струей теплого воздуха в помещениях с высокой проходимостью; должен быть предназначен для сушки рук струей теплого воздуха и дезинфекции рук при помощи ультрафиолетового излучения в помещениях с высокой проходимостью», в столбце «Инструкция по предоставлению сведений по показателю» указано: «Участник закупки представляет информацию о конкретных значениях показателей товара, соответствующих значениям показателей, установленных заказчиком в порядке, определенном настоящим пунктом. Участнику закупки по данному параметру необходимо предоставить в заявке одну из групп значений, разделенных символом «точка с запятой», при этом все значения, перечисленные через союз "и" в каждой группе значений, требуется указать с учетом следующего правила: Участник закупки должен предоставить конкретное значение показателя, указывающее на наличие данной характеристики товара любым удобным ему способом, например - "имеется", "есть", "в наличии" и т.д. В случае наличия словесного описания параметра товара совместно с применением слова "должен быть" или "должен" (во всех лицах и числах), наличие данного словесного описания является обязательным при указании значения параметра товара. Например: установлено требование - "должен быть прочный и должен выдерживать большую нагрузку", участник должен указать - "прочный и выдерживает большую нагрузку" или "является прочным и выдерживает большую нагрузку" и.т.п.. Положения настоящего пункта является обязательным для всех участников, предоставление конкретных показателей̆ товара по данной̆ характеристики без его соблюдения является основанием отклонения заявки».

Комиссия Управления также отмечает, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. В связи с этим требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Названный правовой подход, изложенный в п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, поддержан Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287, в котором Суд указал, что желание заказчика требовать от участника закупки подробного описания в заявке различных показателей значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара, после его производства, фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 Закона о контрактной системе.

Однако в настоящем случае Комиссией Управление не установлено, что заказчиком предъявляются требования к указанию показателей товара, которые можно установить только по результатам испытаний или физико-химические свойства товара, которые невозможно установить, отразить на этапе подачи заявки.

В составе Приложения №1 к Техническому задания, устанавливающем требования к поставляемым товарам отсутствуют избыточные и/или испытательные требования относительно таких товаров. Все требования установлены Заказчиком в соответствии с паспортами и/или техническими характеристиками производителей таких товаров, размещенными в открытом доступе, в частности, в сети Интернет.

Таким образом, Заказчиком подробно, с примером установлен порядок предоставления сведений. Обеспечение Заказчиком однозначного трактования положений конкурсной документации, в том числе, требований к поставляемым товарам, является надлежащим исполнением учреждением своих обязанностей, определенных Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), не влечет за собой ограничение числа участников, не может ввести последних в заблуждение.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СТС» на действия ФГБОУ ВО «МГЮА имени О.Е. Кутафина» при проведении конкурса в электронной форме необоснованной.
  2. Снять ограничения с закупки, наложенные письмом Управления ЕО/12865/21 от 10.03.2021.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны