Решение б/н б/а от 27 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-15695/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров


25.10.2022                                                                                  г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

..............

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «Пож-Проект Сервис», АО «АКИН»,

рассмотрев жалобу ООО «Пож-Проект Сервис» (далее — Заявитель) на действия АО «АКИН» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение текущего ремонта системы автоматической пожарной сигнализации по адресу: г. Москва, ул. Шверника, д. 4 (реестровый № 32211732406) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Комиссией установлено, что 30.09.2022 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение текущего ремонта системы автоматической пожарной сигнализации по адресу: г. Москва, ул. Шверника, д. 4 (реестровый № 32211732406) (далее – запрос котировок, процедура).

Согласно Протоколу подведения итогов от 10.10.2022 № 32211732406 заявка Заявителя отклонена на основании следующего:

«Участником закупки в составе заявки не представлены конкретные показатели материалов и оборудования, используемых при выполнении работ».

Так, пунктом 1.1 Приложения № 1 к Извещению установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Закупке, в соответствии с которыми участники Закупки обязаны оформить заявку на участие в Закупке (далее – Заявка) по образцу, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Извещения (Приложение № 4 к Извещению).

Согласно форме заявки на участие в закупке (Приложение № 4 к Извещению) в части описания материалов и оборудования, используемых при выполнении работ указываются конкретные характеристики и показатели материалов и оборудования, которые должны соответствовать требованиям Технического задания.

Также участник в составе заявки указывает, что «в случае признания нас победителем закупки, либо при поступлении в наш адрес предложения о заключении договора, мы берем на себя следующее обязательство:

- подписать со своей стороны договор в соответствии с требованиями документации (извещения) и условиями нашей заявки на участие в закупке:

- на поставку товаров/выполнение работ/оказание услуг, с характеристиками, указанными в документации (извещении) о закупке, на условиях, предусмотренных проектом договора».

Таким образом, форма заявки на участие в закупке предусматривает наличие согласия участника со всеми условиями Закупочной документации.

В Техническом задании (Приложение № 2 к Извещению) в пункте 3.2 указаны виды и и объем выполняемых работ, а также пунктом 7 Технического задания (Приложение № 2 к Извещению) представлен следующий перечень материалов и оборудования, используемых при выполнении работ:

 

п/п

Наименование материалов и оборудование

Ед. изм.

Кол-во

1

Труба гофрированная ПВХ Д20 мм

м

670

2

Скоба двухлапковая D20 (43620)

шт.

2680

3

Коробка JBS100 трехполюсная (0,15…2,5 мм) 100х100х55 (43007HF) Коробка монтажная огнестойкая без галогена

шт.

19

4

Кабель КПСнг(А)-FRHF 1х2х0,75

м

500

5

Кабель КПСнг(А)-FRHF 2х2х0,75

м

200

6

ДИП-34А-03 (ИП 212-34А) Извещатель пожарный дымовой

шт.

60

7

ДИП-34А-04 (ИП 212-34А) Извещатель пожарный дымовой

шт.

2

8

ИПР 513-3АМ исп.01 Извещатель пожарный ручной адресный

шт.

2

9

С2000-КДЛ, Контроллер двухпроводной линии связи

шт.

1

10

С2000-КПБ Блок контрольно-пусковой

шт.

1

11

Оповещатель охранно-пожарный световой (табло) Молния-24 «Выход»

шт.

2

12

Оповещатель охранно-пожарный световой (табло) Молния-24 «Стрелка вправо»

шт.

1

13

Оповещатель охранно-пожарный звуковой Гром-24Д

шт.

16

14

Модуль подключения нагрузки МПН

шт.

19

15

Аккумулятор 12В 17А

шт.

2

 

На основании пункта 5.1 Закупочной документации основаниями отклонения Заявок являются:

1) непредставление документов и информации, предусмотренных документацией (извещением) о Закупке;

2) несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным документацией (извещением) о Закупке, в том числе условиям Технического задания;

3) превышение в Заявке НМЦД;

4) несоответствия участника Закупки требованиям, установленным документацией (извещением) о Закупке;

5) признание претендента уклонившимся от заключения договора, если со дня такого события прошло менее одного года.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлено техническое предложение со следующими характеристиками товара:

Описание материалов и оборудования, используемых при выполнении работ:

№ п/п

Наименование материалов и оборудование

Ед. изм.

Кол-во

1

Труба гофрированная ПВХ Д20 мм

м

670

2

Скоба двухлапковая D20 (43620)

шт.

2680

3

Коробка JBS100 трехполюсная (0,15…2,5 мм) 100х100х55 (43007HF) Коробка монтажная огнестойкая без галогена

 

шт.

 

19

4

Кабель КПСнг(А)-FRHF 1х2х0,75

м

500

5

Кабель КПСнг(А)-FRHF 2х2х0,75

м

200

6

ДИП-34А-03 (ИП 212-34А) Извещатель пожарный дымовой

шт.

60

7

ДИП-34А-04 (ИП 212-34А) Извещатель пожарный дымовой

шт.

2

8

ИПР 513-3АМ исп.01 Извещатель пожарный ручной адресный

шт.

2

9

С2000-КДЛ, Контроллер двухпроводной линии связи

шт.

1

10

С2000-КПБ Блок контрольно-пусковой

шт.

1

11

Оповещатель охранно-пожарный световой (табло) Молния-24 «Выход»

шт.

2

12

Оповещатель охранно-пожарный световой (табло) Молния-24 «Стрелка вправо»

шт.

 

1

13

Оповещатель охранно-пожарный звуковой Гром-24Д

шт.

16

14

Модуль подключения нагрузки МПН

шт.

19

15

Аккумулятор 12В 17А

шт.

2


 

Таким образом, Заявителем в составе заявки представлены конкретные характеристики товара, в соответствии с Техническим заданием.

При этом, иных требований в части указания подробных характеристик каждого товара, помимо тех, что указаны в техническом задании не установлено.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что указание конкретных характеристик в составе заявки имеет существенное значение и позволяют установить пределы использования оборудования и материалов. Также Заказчик обращает внимание на то, что работы связаны с пожарной безопасностью помещений, в которых работают сотрудники Заказчика.

Комиссия отмечает, что описание выполняемых работ и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям Заказчика, определены в Закупочной документации.

Следовательно, Заказчик самостоятельно определил условия выполнения работ текущего ремонта системы автоматической пожарной сигнализации.

В связи с чем, выражение готовности участником в Техническом предложении о выполнении услуг в полном объеме и в соответствии с Закупочной документацией не приводит к несоблюдению потребности Заказчика или возможности закупки оказываемых услуг, не удовлетворяющего потребности последнего.

В настоящем случае Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика исходят из сугубо формального толкования требования положений Закупочной документации и законодательства о Закупках, свидетельствующие об отсутствии ориентированности Заказчика на достижение таких целей правового регулирования соответствующей сферы, таких как расширение круга участников конкурентных процедур, не учитывающие базовые принципы Закона о закупках, определенные в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Указанный правовой подход отражен в Постановлении Арбитражного суда Московского Округа от 16.06.2021 по делу № А40-73528/20, в котором суд обращает внимание на то, что «при оценке приведенного заказчиком в указанной части довода необходимо принять во внимание, что предъявляя требования о соответствии товара определенным государственным стандартам, у заказчика отсутствует объективная необходимость повторного их предъявления к участникам закупочной процедуры, поскольку, выражая согласие на оказание услуг, выполнение работ с использованием товаров, соответствующих требованиям закупочной документации, участник фактически подтверждает соответствие товара требованиям государственных стандартов.

Кроме того, суд указал, что потребность заказчика впоследствии выражается именно в получении итогового результата - надлежащего оказания услуг в соответствии с требованиями технического задания.

Вместе с тем, как обоснованно отметили суд, способы оказания услуг или выполнения работ не являются непосредственным объектом закупочной процедуры, а значит у заказчика отсутствовала объективная необходимость при составлении документации устанавливать обязанность в предоставлении конкретных характеристик товара, с помощью которых будут выполняться работы, а достаточно лишь указать, что предложения потенциальных участников аукциона должны соответствовать требованиям документации.».

Стоит также учитывать, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки. В связи с чем требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Названный правовой подход, изложенный в пункте 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, подержан Верховным судом Российской Федерации в решении от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287, в котором суд указал, что желание заказчика требовать от участника закупки подробного описания в заявке различных показателей значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции.

Как было указано ранее, пунктом 7 Технического задания установлен перечень материалов и оборудования, используемых при выполнении работ.

Комиссия также отмечает, что в соответствии с письмом ФАС России от 25 июня 2020года ИА/53616/20 заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи.

В настоящем случае, используемые материалы не передаются Заказчику.

На вопрос Комиссии Заказчик пояснил, что товары будут использоваться при проведении работ.

Комиссия также отмечает, что в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации подача участником заявки для участия в конкурентной процедуре свидетельствует о принятии им условий его проведения, содержащихся в Закупочной документации.

В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.

Формальное отклонение заявки за непредставление предусмотренных сведений не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника, если Заказчиком не доказано реальное несоответствие такого участника требованиям.

Доказательств обратного Заказчиком Комиссии не представлено, при этом Комиссия принимает во внимание, что из 6 поданных на участие в оспариваемой Закупке заявок, 5 Участников отклонены по аналогичным основаниям.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя необоснованным и принятым не в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия отмечает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Вместе с тем, действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали, поскольку объективно повлекли за собой их нарушение. Между тем, указанные действия Заказчика влекут за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости (пункт 1 статьи 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6 частью 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В данном случае в действиях Заказчика также усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках, поскольку отклонение заявки, мотивировано, том числе, неуказанием конкретных характеристик, которые не были указаны Заказчиком в Техническом задании.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным в пункте 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Пож-Проект Сервис» (ИНН: 7726651037; ОГРН: 1107746273953) на действия АО «АКИН» (ИНН: 7727804367; ОГРН: 1137746376074) при проведении закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны