Решение (комиссия) б/н б/а от 21 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-7732/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
18.06.2024 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО «КамПром-сервис» (далее — Заявитель) на действия ГБС РАН (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку мульчера на трактор МТЗ-82и (реестровый № 32413669831, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с положениями Закупочной документации.
Как указывает Заявитель, совокупность установленных Заказчиком значений характеристик товара делает возможной поставку исключительно техники определённой модели и производителя - мульчера FERRI TFCB/F 1600 (производства Италия).
По мнению Заявителя, указанные обстоятельства не соответствуют требованиям Закона о закупках и влекут ограничения конкуренции.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что на рынке имеются несколько производителей, товар которых соответствует техническим характеристикам, установленным в Закупочной документации.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При проведении закупочных процедур Заказчик руководствуется требованиям Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук, утвержденного Заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации от 19.05.2023 (далее — Положение).
Извещение о проведении Закупки опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 03.06.2024.
Дата начала срока подачи заявок: 03.06.2024.
Дата окончания срока подачи заявок: 17.06.2024.
Дата подведения итогов: 17.06.2024.
В силу пункта 16 Информационной карты Начальная (максимальная) цена договора составляет 1 776 666,67 руб. (один миллион семьсот семьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть рублей 67 копеек), в т.ч. НДС 20%.
В соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 к извещению о проведении Закупки (далее — Техническое задание) объектом Закупки является поставка мульчера на трактор МТЗ-82.
В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Пунктом 3 Технического задания установлены требования к поставляемому товару:
№ п/п |
Наименование товаров |
Наименование показателя |
Требование к значению показателя, установленное заказчиков |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Мульчер на трактор МТЗ-82 |
Необходимая мощность трактора, л.с. (диапазон) |
От 60 до 90 |
шт. |
1 |
Требуемые обороты ВОМ, об/мин |
Не более 540 |
||||
Удаление деревьев диаметром, мм |
Не менее 150 |
||||
Количество молотков фиксированных, шт |
Не более 33 |
||||
Диаметр ротора (по оси ротора), мм |
Не менее 200 |
||||
Диаметр ротора (по резам) мм |
Не более 410 |
||||
Высота резца относительно оси ротора, мм |
Не более 80 |
||||
Рабочая ширина, мм |
Не менее 1500 |
||||
Общая ширина, мм |
Не более 1870 |
||||
Высота (без толкающей рамы) |
Не более 1210 |
||||
Вес, кг |
Не менее 720 не более 1240 |
||||
Регулируемые по высоте салазки |
в комплекте, не менее 2 положений регулировки |
||||
Количество ремней привода |
Не менее 4 |
||||
Количество гидроцилиндров на защитной крышке |
Не более 1
|
||||
Защитная шторка из цепей |
В наличии |
||||
Механическая толкающая рама: регулируемая |
В наличии |
||||
Количество точек крепления толкающей рамы к корпусу мульчера |
Не менее 3 |
||||
Приварных рядов контрножей |
Не менее 2 |
||||
Карданный вал |
В наличии |
||||
Защита от наматывания проволоки |
В наличии |
||||
Привод ротора: односторонний |
Соответствие |
||||
Винтов крепящих резец к ротору, шт |
Не более 1 |
||||
Количество режущих граней резцов |
Не менее 2 |
||||
Количество твердосплавных вставок (карбид вольфрама) на резце, суммарно |
Не менее 4
|
||||
Защита от абразивного износа: Корпус мульчера из стали |
соответствие |
||||
Плавающий режим трехточечной навески на центральной точке крепления |
соответствие |
||||
Срок гарантии, мес. |
Не менее 12 |
Согласно пункту 27 Информационной карты источников финансирования Закупки являются средства гранта в форме субсидии из бюджета города Москвы на выполнение услуг по содержанию, благоустройству и охране территории Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина Российской академии наук, согласно Соглашению о предоставлении гранта в форме субсидии из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам №050-2024/1 от 09.01.2024 (далее — Соглашение).
В соответствии с пунктом 2 Соглашения грант имеет строго целевое назначение и не может быть использован на цели, не предусмотренные пунктом 1.1. настоящего Соглашения, и на оплату затрат, не предусмотренных пунктом 1.4 настоящего Соглашения.
Приложение № 4 к Соглашению устанавливает обязанность Заказчику провести конкурентную процедуру на поставку Мульчера FERRI TFC/R 1600 на трактор МТЗ-82 Ferri или аналога.
Согласно пункту 1 Раздела 3 Положения при осуществлении закупок определение и обоснование начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (далее – НМЦД), включая определение формулы цены и максимального значения цены договора, определение и обоснование цены единицы товара, работы, услуги, определение максимального значения цены договора производится Заказчиком в соответствии с настоящим Положением о закупке.
Подпунктом 1 пункта 6 раздела 3 Положения установлено, что НМЦД может определяется и обосновываться Заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Комиссией установлено, что при определении НМЦД посредством анализа рынка Заказчиком были направлены запросы на получение коммерческих предложений о поставке товара, соответствующего требованиям Технического задания.
В ответ на указанные запросы Заказчиком получены коммерческие предложения, которые содержали предложения о поставке мульчеров производства FORSTER и FERRI.
Таким образом, Заказчиком представлены коммерческие предложения, подписанные генеральными директорами хозяйствующих субъектов, подтверждающих, что требованиям Технического задания соответствуют мульчеры разных производителей.
В свою очередь, Заявителем не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих, что совокупным требованиям Технического задания соответствуют исключительно мульчеры производства FERRI.
Так, Заявителем в жалобе приведено сравнение технических характеристик мульчера FERRI TFCB/F 1600 с требованиями, установленными Техническим заданием.
Комиссия отмечает, что указанная сравнительная таблица не может служить доказательством, что на рынке не имеется мульчеров, соответствующих требованиями Технического задания помимо FERRI TFCB/F 1600.
Так, Заявителем не представлен анализ рынка, с документальным подтверждением (письма производителей, либо дистрибьюторов или иные документы), свидетельствующих, что требованиям Технического задания соответствуют исключительно мульчеры FERRI TFCB/F 1600.
При этом Заказчиком представлены документы и сведения, подтверждающие, что требованиям Технического задания соответствуют мульчеры нескольких производителей.
Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «КамПром-сервис» (ИНН: 5906063778, ОГРН: 1055903425830) на действия ГБС РАН (ИНН: 7715038478, ОГРН: 1027739758892) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 10.06.2024 № НП/23045/24.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.