Решение б/н Решение от 8 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-20731/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

03.12.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

в присутствии представителей ООО «Комплексные системы безопасности», ГАУ «Московский зоопарк»,

рассмотрев жалобы ООО «Комплексные системы безопасности» (далее - Заявитель) на действия ГАУ «Московский зоопарк» (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов в электронной форме (реестровые № № 32009694718, 32009695023, 32009695025) (далее - Конкурсы), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурсов.

Как следует из доводов жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурсов выразилось в установлении завышенных требований к опыту выполнения работ, связанных с предметом договора. Также Заявитель оспаривает показатель «Обеспеченность кадровыми ресурсами».

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанных жалоб в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи
3 Закона о закупках.

Комиссия, рассмотрев жалобы Заявителя приняла решение о признании
их обоснованными, исходя их следующих фактических обстоятельств дела.

Как следует из материалов дела, Заказчиком в единой информационной системе закупок опубликованы извещения о проведении Конкурсов.

Учитывая, что доводы жалоб носят идентичный характер, нарушения со стороны Заказчика будут рассматриваться на примере процедуры с реестровым номером 32009695023.

Согласно п. 3.2.1 Конкурсной документации показатель «Обеспеченность кадровыми ресурсами» оценивается на основании количества сотрудников/специалистов, состоящих в штате либо привлеченных на основе гражданско-правовых договоров. При этом требования о наличии сотрудников в штате и/или привлекаемых на основе гражданско-правовых договоров указаны в параметрах оценки показателя. Подтверждается сведениями о персонале, привлекаемого для оказания услуг по предмету закупки, в том числе подтверждается копией штатного расписания участника, копиями гражданско-правовых договоров с привлеченными специалистами, копиями трудовых договоров, Сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М на последнюю отчетную дату с отметкой территориального органа пенсионного фонда о приеме Сведений, а так же копиями документов, подтверждающих квалификацию персонала и специалистов (свидетельства о присвоении/повышении квалификации, удостоверения, сертификаты, свидетельства профессиональной переподготовки по указанным направлениям и пр.). При этом, документы, подтверждающие прохождение сотрудниками участника закупки обучения по работе с оборудованием, должны быть выданы производителями обслуживаемых систем и оборудования, официальными дистрибьютерами производителей или аккредитованным производителем оборудования учебными центрами. Такие документы должны однозначно свидетельствовать о том, что сотрудники участника закупки прошли обучение и имеют необходимые навыки для обслуживания и проведения ремонтно-восстановительных работ указанных в Техническом задании систем.

В случае смены фамилии, необходимо представить документы, позволяющие определить принадлежность статуса данного человека. В случае если документы, подтверждающие квалификацию, предоставлены на иностранном языке, то они должны сопровождаться точным переводом на русский язык, заверенным в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Участниками закупки предоставляются актуальные документы и сведения на сотрудников/специалистов, состоящих в штате либо привлеченных на основе гражданско-правовых договоров.

0 баллов – будет присвоено участнику закупки, который не представил документы, подтверждающие факт наличия квалифицированных специалистов (документы в полном объеме).

Баллы по показателю начисляются в следующем порядке:

п/п

Предмет оценки

Порядок присвоения баллов

Дополнительно прикладываемые документы, подтверждающие квалификацию сотрудников

  1.  

Наличие в штате участника закупки и/ или на основе гражданско-правовых договоров сотрудников не ниже IV квалификационной группы по электробезопасности:

3 и более чел. - 10 баллов

Копия журнала учета проверки знаний (с отметкой комиссии Ростехнадзора или комиссии участника закупки);

Копии документов о прохождении профессионального обучения и допуска к производству работ;

Копии протоколов аттестационной комиссии о присвоении квалификационной группы по электробезопасности.

Для аттестационных комиссий, созданных в организациях участников закупки, необходимо предоставить копии документов и сведений, предусмотренных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (ред. от 13.09.2018) "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" и Положением об отраслевой комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора, утверждённой приказом Ростехнадзора от 28.05.2008 № 362а

от 1 до 2 чел. - 5 баллов

0 чел. – 0 баллов

  1.  

Наличие в штате участника закупки и/ или на основе гражданско-правовых договоров сотрудников не ниже III квалификационной группы по электробезопасности:

15 чел. и более – 5 баллов

от 9 до 14 чел. – 3 балла

от 5 до 8 чел. - 2 балла

от 1 до 4 чел. - 1 балл

0 чел. – 0 баллов

  1.  

Наличие в штате участника закупки и/ или на основе гражданско-правовых договоров сотрудников с допуском к работам на высоте не ниже II группы:

5 чел. и более - 5 баллов

Копии документов о прохождении профессионального обучения и допуска к производству работ

от 2 до 4 чел. - 3 балла

от 1 до 2 чел. – 2 балла

0 чел. – 0 баллов

  1.  

Наличие в штате участника закупки и/ или на основе гражданско-правовых договоров сотрудников с удостоверением о повышении квалификации по программе: «Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»

8 чел. и более – 5 баллов

Копии документов о прохождении обучения

от 5 до 7 чел. – 3 балла

от 1 до 4 чел. – 2 балла

0 чел. – 0 баллов

  1.  

Наличие в штате участника закупки и/ или на основе гражданско-правовых договоров сотрудников, прошедших обучение по работе с системой «АСБ Рубикон»

5 чел. и более - 30 баллов

Копии документов о прохождении обучения

от 3 до 4 чел. - 15 баллов

от 1 чел. до 2 чел. – 5 балла

0 чел. – 0 баллов

  1.  

Наличие в штате участника закупки и/или на основе гражданско-правовых договоров сотрудников, прошедших обучение по администрированию программной среды TRASSIR

5 чел. и более – 25 баллов

Копии документов о прохождении обучения

от 1 до 4 чел. - 10 баллов

0 чел. – 0 баллов

  1.  

Наличие в штате участника закупки и/или на основе гражданско-правовых договоров сотрудников, прошедших обучение по работе c интегрированной системой безопасности SecurOS

2 чел. и более – 15 баллов

Копии документов о прохождении обучения

1 чел. – 6 балла

0 чел. – 0 баллов

  1.  

Наличие в штате и/ или на основе гражданско-правовых договоров участника закупки сотрудников, имеющих удостоверения эксперта-аудитора внутренних проверок системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, эксперта-аудитора внутренних проверок системы менеджмента качества, эксперта-аудитора внутренних проверок системы экологического менеджмента

по 4 чел. и более на каждый вид сертификации – 5 баллов

Копии удостоверений экспертов-аудиторов, наличие которых установлено в настоящей закупочной документации

от 1 до 3 чел. на каждый вид сертификатов – 2 балла

0 чел. – 0 баллов

Рейтинг по показателю «Обеспеченность кадровыми ресурсами» вычисляется по формуле:

НЦБi = КЗ х Кi, где:

КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi – количество баллов, присвоенных заявке участника по показателю.

Максимальная оценка в баллах по показателю - 100

Коэффициент значимости показателя - 0,50

Максимальное количество баллов по показателю – 50

Рекомендуемая форма предоставления информации: Приложение № 2.2 к второй части заявки на участие в конкурсе.

Согласно тексту жалобы Заказчиком, в части подтверждения наличия сотрудников участника закупки установлены требования, ограничивающие конкуренцию и нарушающие законные права Заявителя.

Заказчик в качестве подтверждения наличия сотрудников в штате или на основании договоров гражданско-правового характера устанавливает требование о предоставлении сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М на последнюю отчетную дату с отметкой территориального органа пенсионного фонда о приеме сведений.

В соответствии с ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).»

Срок окончания подачи заявок 27.11.2020. Таким образом, последним отчетным периодом в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ на дату окончания подачи заявок является октябрь 2020 года.

Соответственно в указанный отчет вносится информация о сотрудниках участника оформленных не позднее 31.10.2020. Учитывая вышеизложенное, сотрудники, принятые на работу или с которыми заключены договоры гражданско-правового характера после 31.10.2020, не могут быть приняты к учету при подсчете баллов по показателю, так-как на этих сотрудников отчет по форме СЗВ-М должен быть сдан до 15.12.2020.

По мнению Заявителя, текущая редакция порядка оценки заявок ограничивает участника закупки в части невозможности предоставления сведений о сотрудниках, оформленных после 31.10.2020 и создает искусственные преимущества для участников закупки у которых трудовые отношения с сотрудниками начаты ранее 01.11.2020.

Исходя из возражений Заказчика, после получения запроса на предоставление разъяснений положения Конкурсной документации им были внесены изменения в документацию о закупке, в том числе в части требований к документам и сведениям на сотрудников и специалистов, информация о которых предоставляется в составе заявки, а именно:

«Участниками закупки предоставляются актуальные документы и сведения на сотрудников/специалистов, состоящих в штате либо привлеченных на основе гражданско-правовых договоров.».

Таким образом, по мнению Заказчика, наличие в Конкурсной документации формулировки «актуальные документы» свидетельствует о том, что актуальные сведения о застрахованных лицах (в том числе привлекаемых на основании договоров гражданско-правового характера) участниками могут быть предоставить только по состоянии на конец месяца предшествующего месяцу опубликования извещения о закупке, то есть за октябрь 2020 года и поданных в территориальный орган до 15.11.2020.

Заказчиком в документации не было установлено требование о недопустимости предоставление в составе заявке участников закупки документов и сведений о сотрудниках, трудоустроенных позже 31.10.2020, а также о специалистах, привлечённых на основании гражданско-правовых договоров также позже 31.10.2020. Документы и сведения о таких сотрудниках/специалистах являются актуальными, если содержат все необходимые атрибуты, являющиеся обязательными для данного вида документов и сведений. В случае, если правовые отношения у участника закупки у таких сотрудников/специалистов возникли после подачи сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в территориальный орган пенсионного фонда и такие отношения не отражены в сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, подтверждать их наличие в сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М не требовалось. Достаточно было предоставить сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М на последнюю отчетную дату с отметкой территориального органа пенсионного фонда о приеме сведений в которой отражено наличие специалистов участника закупки, у которых правовые отношения возникли до их подачи.

Вместе с тем, по мнению Комиссии, данной формулировки недостаточно для того, чтобы потенциальный участник уяснил на какую именно дату необходимо предоставлять сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М.

Таким образом, оспариваемый показатель содержит противоречия, поскольку неясно, необходимо предоставлять сведения актуальные либо сведения на последнюю отчетную дату, поскольку исходя из положений Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ такие даты могут отличаться.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а довод жалобы признается обоснованным.

Показатель «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг)» оценивается на основании предложения участника об объемах (количественный показатель) заключенных и исполненных участником контрактов (гражданско-правовых договоров), аналогичных предмету конкурса, за 2 года до даты окончания подачи заявок на участие в настоящей закупке (с 27.11.2018 по 27.11.2020г.), без нарушений сроков и иных нарушений условий контрактов (гражданско-правовых договоров) по вине участника. Контракты/гражданско-правовые договоры, заключенные ранее указанной даты, оценке не подлежат.

Сведения о наличии опыта участника должны подтверждаться копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ/оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами выполненных работ/оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и содержащих сведения о стоимости оказанных услуг. При этом стоимость ранее исполненного одного контракта (гражданско-правового договора) должна составлять не менее начальной (максимальной) цены договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Не представление в составе заявки таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако, оценке по настоящему показателю подлежат только те сведения, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Аналогичными договорами будут считаться исполненные на дату окончания подачи заявок договора (контракты) по оказанию услуг участником закупки по техническому обслуживанию указанных в Техническом задании систем, исключая договоры со смешанным составом работ.

6 и более договоров – 100 баллов;

от 3 до 5 договоров – 60 баллов

от 1 до 2 договоров – 20 баллов;

0 договоров – 0 баллов.

Рейтинг по показателю «Опыт оказания услуг, аналогичных по предмету закупки» вычисляется по формуле:

НЦБi = КЗ х Кi, где:

КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi – количество баллов, присвоенных заявке участника по показателю.

Рекомендуемая форма предоставления информации: Приложение № 2.1 к второй части заявки на участие в конкурс.

Максимальная оценка в баллах по показателю - 100

Коэффициент значимости показателя - 0,20

Максимальное количество баллов по показателю – 20.

По мнению Заявителя, установление требования о принятии к учету по указанному показателю договоров/контрактов со стоимостью каждого из них не менее начальной (максимальной) цены договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, является избыточным и ограничивающим конкуренцию так как лишает возможности участника закупки у которого имеется опыт оказания аналогичных услуг по нескольким договорам/контрактам в общем объеме равный или превышающий начальную максимальную цену договора, или же имеет опыт выполнения работ по одному договору/контракту на сумму чуть менее НМЦ получить балл по показателю «Опыт оказания услуг, аналогичных по предмету закупки».

На заседании Комиссии представитель Заказчика против рассматриваемого довода жалобы возражал.

Между тем, Комиссия отмечает, что установление в настоящем случае таких необоснованно завышенных требований к опыту успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема несоизмеримо Н(М)ЦД.

Учитывая, каким образом Заказчиком сформулировано требование к наличию у участника необходимого опыта, а именно то, что в качестве подтверждения такого опыта Заказчиком принимаются исключительно договоры на сумму равную или больше НМЦ, представляется возможным сделать вывод, что совокупность установленных условий направлено не на выявление лучших условий исполнения договора, а имело целью ограничить конкуренцию.

Вместе с тем, Комиссия оценивает довод Заказчика как несостоятельный, поскольку им не приведено объективных обоснований установления подобного рода значимости критерия.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не должным образом установлен порядок оценки заявок, что не отвечает пункту 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы в рассматриваемой части.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобы ООО «Комплексные системы безопасности» (ОГРН: 1107746085886, ИНН: 7725687545) на действия ГАУ «Московский зоопарк» (ОГРН: 1037700057768, ИНН: 7710031380) при проведении Конкурсов обоснованными.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны