Решение б/н б/а от 4 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-13253/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


30.07.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ГУП БИСЕР» и ПАО «ОАК»,

рассмотрев жалобу ООО «ГУП БИСЕР» (далее — Заявитель) на действия ПАО «ОАК» (далее — Заказчик) и др. при проведении при проведении конкурса в электронной форме без квалификационного отбора одноэтапный на право заключения договора на поставку спецодежды. (реестровый № 32110486655, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя
на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает требования закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

20.07.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110486655 о проведении конкурса в электронной форме без квалификационного отбора одноэтапный на право заключения договора на поставку спецодежды.

Заявитель указывает, что нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в неправомерном требовании закупочной документации.

В приложении №1 к информационной карте в квалификационных требованиях к участникам Закупки требуется наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору, а именно: наличие на праве собственности, в аренде или на ином законном основании не менее 1 (одного) производственного объекта площадью не менее 7 000 кв. м.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Комиссией установлено, что ПАО «ОАК» является организатором закупки и осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Единым положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее - Положение), утвержденным решением Наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростех» от 25.06.2021 № 9.

В соответствии с пунктом 10.4.5 Положения при проведении закупок на общих основаниях, в том числе конкурса в электронной форме без квалификационного отбора одноэтапный, могут быть установлены квалификационные требования к участникам закупки, в том числе наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору.

В оспариваемой Закупке для производства и поставки спецодежды требуется длительный производственный процесс, состоящий из нескольких циклов (конструирование, раскрой деталей, вышивка логотипа, пошив, крепление фурнитуры, контроль качества, упаковки, маркировки и т. д).

Заказчик поясняет, что все процессы не являются автоматизированными, требуют человеческого участия. Учитывая длительность производственного цикла, количество работников, задействованных в производственном процессе при обязательном соблюдении норм охраны труда, в том числе по площади одного рабочего места, определена минимальная площадь производственного комплекса не менее 7 000 кв.м.

Согласно действующим стандартам, а именно Ведомственным нормам технологического проектирования (Нормы технологического проектирования предприятий легкой промышленности; раздел 10. трикотажная промышленность; 10.1. производство верхних изделий; 10.1.2. крашение, отделка, дата введения 1986-03-01) норма площади на одно рабочее место швеи составляет 7 – 7,5 кв. метров в соответствии с подпунктом 5 таблицы 1 пункта 4 (Нормы размещения оборудования, проходов, проездов, рабочей площади).

Заказчиком установлено не менее 73000 шт. изделий.

Учитывая длительность технологического цикла, поставку тканей, раскрой, вышивку и т.д. на производство указанного количества изделий время на пошив квартального объема сокращается до 1 месяца.

Заказчик принимает во внимание следующие факторы: 8-ми часовой рабочий день; 5-ти дневную рабочую неделю. Тем самым, рабочее время одной швеи в месяц составляет 168 часов или 10 080 швейных минут.

Исходя из вышеперечисленного, для изготовления 73000 изделий потребуется не менее 890 швей (8976000/10080).

Соответственно, на 890 швей потребуется не менее 6230 кв. м. только
для размещения швейного цеха.

Учитывая указанные нормативы в производстве также задействованы сопутствующие производства:

- склад сырья и готовой продукции – 300-400 кв. м.;

- зона разбраковки и промера материалов и контроля качества материалов – не менее 100 кв.м.;

- раскройный участок, включающий зону раскладки, зону подготовки лекал (оборудование плотер (для печати лекал), раскройные комплексы (длина до 12 м.), раскройные столы (не менее 4) - 600 кв.м.;

- экспериментальный цех (15 ед. 3 конструктора, 2 технолога, 10 портных), цех для пошива образцов не менее – 180 кв.м. из расчета 6 м. на 1 ед.;

- швейное производство – 6230 кв.м.;

- цех комплектации и упаковки – 150 кв.м.;

- санитарные гигиенические зоны, зоны общего пользования.

Таким образом, для выполнения установленного объема производственная площадка должна располагать достаточной площадью для размещения всех указанных производственных цехов. Тем самым, Заказчиком обоснованно установлено требование о наличии площади не менее 7 000 кв. м.

В ходе проведения закупочной процедуры Заказчику поступили запросы о разъяснении положений извещения, документации о Закупке (далее – запрос). В соответствии представленными разъяснениями под производственным объектом площадью не менее 7000 кв. м. понимается совокупность зданий, строений, помещений, площадей, используемых для производства спецодежды.

Комиссия обращает особое внимание, что Заявитель уведомляет о наличии нескольких фабрик и цехов. Тем самым, установленное требование о наличии производственного объекта площадью не менее 7 000 кв. м. не ограничивает допуск Заявителя к участию в Закупке и не ведет к ограничению или устранению конкуренции.

Также необходимо отметить, что проведение Закупки без предъявления соответствующего квалификационного требования непосредственно к участнику Закупки невозможно, поскольку привлечение к выполнению обязательств по договору (изготовление и поставка спецодежды) поставщика, не обладающего необходимыми материально-техническими ресурсами ставит под угрозу своевременное обеспечение Заказчиков необходимой спецодеждой, что является условием для функционирования таких предприятий, как объектов по производству продукции не только гражданского, но и военного назначения.

Требование о наличии у участника Закупки материально-технических ресурсов в равной мере применяется ко всем участникам Закупки и не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причине, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

В определении Верховного суда Российской Федерации от 31.07.2017 по делу № 305-КГ17-2243 установлено, что «заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Право на разработку и утверждение положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности».

Законом о закупках не установлены ограничения в определении требований к участникам закупки, а также не определены конкретные показатели, которые должны применяться заказчиками, равно, как и не установлен запрет на использование определенных показателей. Такие показатели устанавливаются самостоятельно заказчиками в документации о закупках, не противоречащие закону о защите конкуренции.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В п. 4, 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к поставщику квалификационных требований.

Также оспариваемое требование установлено в целях исключения риска неисполнения договора, является оправданным, исполнимым для хозяйствующих субъектов, осуществляющих профессиональную деятельность на соответствующем товарном рынке, подаче заявки на участие в закупке не препятствует, обеспечивает баланс интересов заказчиков и участников закупки при конкурентном отборе контрагентов.

Комиссия отмечает, что право Заказчика устанавливать квалификационные требования в документации о закупке закреплено Положением о закупке.

Непредоставление документов, подтверждающих соответствие квалификационным требованиям, в составе Заявки является основанием для отклонения заявок участников.

В свою очередь, в рамках порядка оценки и соответствия установленных Приложением 2 к Информационной карте документации о Закупке заявок по критерию «Квалификация участника закупки» оценивается обеспеченность участника закупки кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору, и наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности по данному доводу жалобы.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании необоснованной жалобы Заявителя на действия Заказчика.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 28.07.2021 № ЕО/45018/21.


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны