Решение №25728/24 б/а от 26 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8102/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.06.2024                                                                 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»,

членов Комиссии:

«...»,

«...»,

«...»,

рассмотрев жалобу ООО «Ла Вита» (далее - Заявитель) на действия ППК «ВСК» (далее - Заказчик) при проведении закрытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной и поддерживающей уборке помещений и прилегающей территории ППК «ВСК» (реестровые №№ 240002695900550, 32413669836, закупочная процедур опубликована на официальном сайте: «...», далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с положениями Закупочной документации, а именно: порядок оценки не позволяет выявить наилучшие условия исполнения договора, поскольку он не предполагает пропорциональности в выставляемых оценках, а также не учитывает конкретные предложения участников закупки по показателям оценки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражение, а также истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Извещение о проведении Закупки опубликовано на сайте оператора торговой площадки ООО «АСТ ГОЗ» 03.06.2024.

Дата начала срока подачи заявок: 03.06.2024.

Дата окончания подачи заявок: 19.06.2024.

НМЦ Закупки составляет 16 490 116 рублей.

Комиссия, рассмотрев доводы Заявителя о том, что установленные критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупках не являются объективными и не позволяют выявить лучшие условия исполнения договора отмечает следующее.

Подпунктами 13, 14 части 9 статьи 6 Положения о закупках установлено, что в документации о конкурентной/неконкурентной закупке должны быть указаны в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 19 Информационной карты установлена значимость критериев оценки

 

 

19.

 

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

При оценке заявок применяются следующие критерии и их значимость:

1. Цена договора – 70%;

2. Опыт участника закупки – 20%.

3. Качественные и функциональные характеристики предмета закупки – 10%.

Согласно пункту 3 порядка открытия доступа к поданным заявкам на участие в закупке оценка и сопоставление заявок на участие в закупке осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Документацией.

Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

При оценке количественных параметров деятельности коллективного Участника, количественные параметры членов объединения суммируются в соответствии с распределением объемов оказываемых услуг между членами коллективного Участника.

При оценке финансовой устойчивости коллективного Участника оценка производится по суммарным значениям всех членов коллективного Участника по каждому показателю.

Критерии оценки заявок могут содержать показатели критериев оценки заявок, а также их значимость. В случае установления показателей критерия необходимо учитывать следующее:

- Устанавливаются не менее двух показателей критерия оценки заявок;

- Устанавливается рейтинговая система оценки показателей критерия оценки;

- Сумма значимостей показателей критериев оценки по каждому критерию оценки должна составлять сто процентов.

Пунктом 3.1.1 Закупочной документации установлен порядок присвоения количества баллов по ценовому критерию оценки «Цена договора».

Первое рейтинговое место присваивается заявке с наименьшим предложенным значением критерия «Цена договора».

Последнее рейтинговое место присваивается заявке, содержащей предложение с максимальным значением критерия «Цена договора».

При этом пунктом 3.2.1 Закупочной документации установлено, что неценовыми критериями оценки являются:

«Опыт участника закупки».

«Качественные и функциональные характеристики предмета закупки».

Порядок оценки и сопоставления заявок по неценовому критерию оценки «Опыт участника закупки».

Первое рейтинговое место присваивается заявке, содержащей большее количество аналогичных договоров.

Последнее рейтинговое место присваивается заявке с наименьшим количеством аналогичных договоров.

К аналогичным договорам относятся государственные контракты (контракты), договоры, заключенные участником закупки в качестве исполнителя услуг, по комплексной и поддерживающей уборке помещений с площадью не менее 8700 м2 и прилегающей к ним территорий в объеме услуг, указанных в Техническом задании.

В целях исключения возможности предоставления недостоверных сведений в отношении критерия оценки, к оценке принимаются сведения о надлежащем опыте участника закупки с предоставлением контактных данных заказчиков, а также копии договора (договоров) оказания услуг, цена каждого из которых не должна быть менее 30% от начальной (максимальной) цены договора, установленной Извещением, с приложением документов, подтверждающих надлежащее оказание услуг. Дата подписания последнего документа, подтверждающего надлежащее оказание услуг, должна быть не позднее 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Допускается предоставление сведений о государственных контрактах (договорах) без предоставления копий документов, в случае их наличия в ЕИС. В указанном случае в столбце «Номер и дата договора» участником закупки предоставляется ссылка на указанный документ в ЕИС.

Предельное значение исполненных государственных контрактов (контрактов), договоров: 20.

Порядок оценки и сопоставления заявок по неценовому критерию «Качественные и функциональные характеристики предмета закупки»:

Первое рейтинговое место присваивается заявке, в столбце 5 Формы № 5.2 заявки которой представлены сведения о наибольшем количестве работников, одновременно осуществляющих оказание услуг по ежедневной и генеральной уборке помещений в зданиях Заказчика.

Последнее рейтинговое место присваивается заявке, в столбце 5 Формы № 5.2 заявки которой представлены сведения о наименьшем количестве работников, одновременно осуществляющих оказание услуг по ежедневной и генеральной уборке помещений в зданиях Заказчика.

Итоговое рейтинговое значение участника закупки рассчитывается после суммирования рейтинговых мест, набранных таким участником по каждому из критериев с учетом их значимости, по следующей формуле:

Q = A*B + C*D,

где: C*D = C1*D1 + C2*D2 + …+ Cn*Dn,

при этом: A+ C1+ C2+ …+ Cn =100 %,

где: Q – итоговое рейтинговое значение участника закупки; А – значимость ценового критерия «Цена договора»; B – рейтинговое место участника закупки по ценовому критерию; C1, …, Cn – значимость каждого неценового критерия, установленного закупочной документацией. D1, …, Dn – рейтинговое место участника закупки по неценовым критериям; n – количество неценовых критериев.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в закупке закупочной комиссией каждой заявке на участие в закупке относительно других по мере увеличения итогового значения количества баллов присваивается порядковый номер.

Первый номер присваивается заявке на участие в закупке, набравшей по результатам оценки и сопоставления минимальное итоговое рейтинговое значение. Такая заявка считается содержащей лучшие условия исполнения договора.

В случае если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения договора и такие заявки получили одинаковые итоговые значения количества баллов, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие условия.

Победителем закупочной процедуры признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие, в закупке которого, присвоен первый номер.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в закупке закупочной комиссией каждой заявке на участие в закупке относительно других по мере увеличения итогового рейтингового значения присваивается порядковый номер.

Первый номер присваивается заявке на участие в закупке, набравшей по результатам оценки минимальное итоговое рейтинговое значение. Такая заявка считается содержащей лучшие условия исполнения договора.

Оценка и присвоение порядковых номеров осуществляется по каждому лоту отдельно.

В случае если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения договора и такие заявки получили одинаковые итоговые рейтинговые значения, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие условия.

Победителем закупочной процедуры признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в закупке которого, присвоен первый номер.

Комиссия, проанализировав положения документаций в части установленных критериев оценки и сопоставления заявок на участие в Закупках, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018), указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Как отмечается в определении Верховного суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупках.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупках согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

В свою очередь, Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.

Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентных процедур наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика.

Принцип равноправия в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленные Заказчиком критерии оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупок, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 № 305-ЭС21-21513 по делу № А40-265434/2020.

Комиссия также отмечает, что непредставление документов, установленных в критериях оценки и сопоставления заявок на участие в закупках, не влечет отклонение заявки.

Не являясь условием допуска к участию, данные документы учитываются Заказчиком только в рамках оценочной стадии.

Как следует из материалов дела, на участие в Закупке было подано 3 заявки, что свидетельствует о том, что на рассматриваемом рынке имеются хозяйствующие субъекты, готовые принять участие в закупке на условиях, предусмотренных документацией.

Указанные обстоятельства опровергают довод заявителя об ограничении конкуренции оспариваемыми условиями.

Действительных доказательств, подтверждающих нарушение своих прав оспариваемыми критериями Заявителем Комиссии не представлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Ла Вита» (ИНН: «...», ОГРН: «...») на действия ППК «ВСК» (ИНН: «...», ОГРН: «...») при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 18.06.2024 № «...».

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны