Решение б/н по делу № 077/07/00-2012/2020 о нарушении процедуры торгов ... от 24 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Жилищник района Восточное Дегунино» 

 

127591, г. Москва, Керамический проезд, д. 57, корп. 3

 

 

ИП Федянина Наталья Владимировна

 

143005, Московская обл, Одинцовский р-н, Одинцово г, Можайское ш, дом № 122, квартира 214

 

 

АО «ЕЭТП»

117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2012/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

10.02.2020

г. Москва

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

ищник района Восточное Дегунино» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для выполнения ремонта подъездов МКД района Восточное Дегунино в 2020 году (реестровый № 32008780288),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении закупки.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 6.1. статьи 3 закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Заявитель в жалобе не согласен с действиями заказчика по отклонению его заявки от участия в закупочной процедуре.

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32008780288, наша заявка № 319817 отклонена по следующим основаниям: «Отказать в допуске на основании: «Несоответствие участника закупки требованиям документации»

При этом как указывает заявитель в Протоколе не указана конкретная причина отклонения. Согласно протоколу рассмотрения первых частей из восьми заявок шесть заявок отклонено по аналогичным основаниям, ни для одной из заявок не указаны конкретные причины отклонения. Из оставшихся двух допущенных заявок в проводившихся торгах принял участие только один участник, падение от НМЦК составило 0,5 %.

Законом о закупках статьей 3 провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости.

Применительно к составлению протокола рассмотрения заявок на участие в закупке соблюдение принципа информационной открытости означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие конкурентной процедуре, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения заявки, а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность заказчика (организатора закупки) в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения.

Участникам же закупки должна быть предоставлена возможность, в случае несогласия с соответствующим решением заказчика (организатора закупки), оспорить его в установленном законом порядке, в связи с чем неопубликование указанной информации непосредственно затрагивает права и законные интересы участников закупочных процедур.

Названный правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и злоупотреблений. Вместе с тем в настоящем случае указанный протокол содержит сведения о количестве начисленных значений участникам Закупки без обоснования принятия такого решения.

В связи с чем, Комиссия Управления в настоящем случае лишена возможности рассматривать жалобу заявителя по существу, поскольку неуказание заказчиком конкретных причин отклонения заявки от участия в закупке в протоколе лишает права заявителя на подачу жалобы в контрольный орган по тем основаниям, которые фактически заявляются заказчиком исключительно на заседании Комиссии Управления.

Учитывая отсутствие в протоколе четкого и недвусмысленного обоснования принятого решения о причинах отклонения заявки заявителя, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной и о наличии в действиях заказчика нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В целях процессуальной экономии с учетом позиции лиц, участвующих в деле, было принято решение об отложении рассмотрения дела с целью ознакомления заявителя с причинами отклонения его заявки.

На заседании Комиссии представитель заказчика представил пояснения относительно несоответствия заявки заявителя требованиям документации.

Так, Заказчик в своих письменных возражениях на жалобу указывает в качестве оснований для отказа в спорном допуске:

1) позиция «стремянка»:

Требование документации: длина в сложенном и разложенном состоянии должна быть от 1,70 до 3,70 м; участником указана длина - 3,69 м;

Пояснения заказчика: длина в сложенном и разложенном состоянии не может быть

одинакова.

2) позиция «рулетка»

Требование документации: полный средний ресурс должен быть не менее 1500;

участник указал - 1500 циклов.

Пояснения заказчика: по ГОСТ 7502-98 для рулетки из нержавеющей стали ресурс 2000 циклов

3) позиция «совок для мусора овальный» требования документации: длина ручки и общая должна быть от 105 и до 185 мм Участник указал: 180 мм.
Таким образом, следует, что заявка заявителя соответствует требованиям установленным в документации в части их буквального толкования, однако несоответствие лишь обесловлено отдельными условиями инструкции по заполнению заявки, а именно
в случае, если значения, требования параметра или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «запятая» «точка с запятой», союза «и» или одновременном использовании всех символов, участнику закупки необходимо предоставить значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.

Как следует из буквального содержания вышеприведенных характеристик, которым должны соответствовать предлагаемые участниками закупки товары, требования фактически предъявлены исключительно к параметрам поставляемой продукции. При этом, каких-либо правил, указаний, детального описания того, каким образом осуществляется сборка спорного товара, методы и способы соединения либо крепления различных частей продукции, их конструктивные особенности Заказчиком не предусмотрено в принципе. Также аукционная документация не содержит и упоминаний о произведении каких-либо расчетов, сложений/вычитаний числовых значений, сравнений таких характеристик.

Таким образом, потенциальный поставщик, подавая заявку на участие в конкурентной процедуре, при формирования собственного предложения может руководствоваться исключительно теми требованиями, которые напрямую перечислены в аукционной документации.

Вместе с тем, у такого участника отсутствует обязанность по раскрытию способов сборки товара, пояснению особенностей и деталей крепежей составных частей продукции и прочего.

Однако наличие указания Заказчиком в документации на проведение проверки представленных участниками закупки характеристик позволило бы потенциальному участнику торгов в целях избежания подобных ситуаций представить в составе заявки дополнительные пояснения относительно конкретных характеристик товаров.

Но в отсутствие таких указаний участник не может предположить, как именно будут проверяться представленные им сведения, что также свидетельствует об отсутствии в нарушение п. 1 ст. 3 Закона о закупках существенной информации о проводимых торгах.

Данные «недостатки» аукционной документации приводят к тому, что Заказчик, предусматривая изначально определенную совокупность требований на стадии принятия заявок потенциальных участников, в дальнейшем производит расчеты, не учитывающие многообразие способов взаимного скрепления элементов конструкции (закрепления на соединенных элементах, вставление элементов товара в пазы, резьбовые соединения и прочее), впоследствии приводящие к оценке заявок без учета специфики поставляемого товара, а следовательно, к недостоверному результату такой оценки.

По п. 2 оснований для отклонения в части несоответствия условиям ГОСТ, ИП Федянина указала, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом организатору закупки надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

В соответствии с требованиями документации, в частности Технического задания поставляемый товар со всеми необходимыми комплектующими, согласно документации производителя, а также со всеми необходимыми документами (технические паспорта, сертификатами, инструкциями и руководствами по эксплуатации товара, гарантийными талонами и прочими документами, относящимися к товару в соответствии с действующими в РФ нормативно-правовыми актами) должен соответствовать Приложениям к договору.

Показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе, а так же законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Качество поставляемого товара должно:

- полностью отвечать техническим требованиям, требованиям безопасности;

- подтверждаться сертификатами соответствия (если оно подлежит сертификации согласно Постановлению правительства РФ № 982 от 01.12.09 г.), и иными документами, положенными при поставках такого вида товара. Поставщик должен гарантировать качество и безопасность поставляемого товара.

Кроме того, Техническим заданием также предусмотрено, что поставляемый товар должен удовлетворять действующим в Российской Федерации требованиям стандартов качества, безопасности, санитарным и гигиеническим нормам, иметь сертификаты соответствия, гигиенические сертификаты, в случае если это предусмотрено Законом. Поставляемый товар, тара, упаковка и маркировка должны соответствовать действующим ГОСТам, ТУ и СанПиНам.

Пунктом 13 Технического задания определено, что качественные и количественные характеристики поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг: в соответствии со спецификацией.

Из Технического задания следует, что заказчиком предусмотрена, что поставляемый товар должен быть изготовлен и замаркирован в соответствии с техническими условиями и/или ГОСТом. Также Техническим заданием определено, что товар должен соответствовать требованиям к качеству, установленным государственными стандартами и отраслевыми стандартами, техническим условиям, иным документам, устанавливающим требованиям к качеству данного товара, а также требованиям Заказчика.

Таким образом, вышеназванные положения аукционной документации указывают, что Спецификация к договору по результатам закупки формируется на основании качественных и функциональных характеристик, сформированных заказчиком в Форме 2, подлежащему заполнению участниками закупки. Вместе с тем указанные положения также определяют, что потребность заказчика выражена им в Форме посредством описания требований к качественным и функциональным характеристикам товара.

В соответствии с пунктом 4.2 Проекта договора Товары, поставляемые Поставщиком Заказчику, должны соответствовать качеству, техническим и функциональным характеристикам, указанным в Техническом задании. При исполнении Договора по согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками Товара, указанными в Техническом задании. В указанном случае соответствующие изменения должны быть оформлены в виде дополнительного соглашения и внесены Заказчиком в реестр Договоров.

Таким образом, усматривается, что положения документации связывают требования к товарам в соответствии с Техническим заданием, а не заявкой участника закупки. В связи с чем участники закупки обязаны будут поставить товар в соответствии с Техническим заданием и Формой 2, которая также является неотъемлемой частью документации. В связи с чем Комиссия Управления не усматривает основания для вывода о необходимости отклонения заявки участника закупки по первым частям ввиду того, что поставляемый Товар в любом случае должен соответствовать требованиям документации и заказчик на стадии заключения договора вправе предъявить требования к товарам в соответствии с Формой 2.

Соответственно, допуск участника закупки по первым частям (при том как сформирована документация заказчиком об обязанности исполнителя поставить товар в соответствии с Техническим заданием и как следовательно в том числе с учетом требований, изложенных заказчиком в Форме 2), не приведет к несоблюдению потребности заказчика или возможности закупки товара, неудовлетворяющего его потребности.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Федяниной Н.В. на действия ГБУ г. Москвы «Жилищник района Восточное Дегунино» при проведении закупки обоснованной.

  2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать обязательное к исполнению предписание.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны