Решение б/н РЕШЕНИЕ от 3 сентября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «03» сентября 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено «03» сентября 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дела № 077/01/11-349/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии — заместителя руководителя Московского УФАС России ; членов Комиссии: начальника отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России, специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 077/01/11-349/2019 по признакам нарушения ООО «ПРОФ-СЕРВИС» ИНН 5009104500 ОГРН 1165009052031 (место нахождения: 142000, Московская область, г. Домодедово, ул. Малая Гороховка, стр. 1Б, пом. 1Л, ком. 4) и ООО «ТОП-СЕРВИС» ИНН 5047134150 ОГРН 1125047011924 (место нахождения: 141400, Московская область, г. Химки, территория аэропорт Шереметьево, пом. 3, офис 144) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цены на торгах,
в отсутствие представителей ООО «ТОП-СЕРВИС», ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и , при надлежащем уведомлении с учетом постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61,
УСТАНОВИЛА:
Основанием для проведения анализа действий ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» послужило заявление (далее - Заявитель) (вх. № 7186-ЭП/19 от 11.02.2019) (далее - Заявление), в котором содержались сведения о признаках нарушения ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» антимонопольного законодательства в ходе их участия в электронных аукционах с реестровыми №№ 0173100013917000161, 0173200001417001276, 0373100047017000117, 0173200005316000146, 0373200558316000229, 0373200558316000199, 31604158805, 0373200558316000138, 0173200005317000103.
Заявителем было сообщено, что ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» участвовали в электронных аукционах, поочередно становясь победителями с минимальным снижением от начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), в результате отказа от конкурентной борьбы друг с другом. По мнению Заявителя, вышеуказанное свидетельствует о взаимосвязи и взаимодействии между ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС», что, учитывая незначительное снижение начальной цены контрактов, может свидетельствовать о нарушении ими антимонопольного законодательства в ходе электронных аукционов, которое выразилось в поддержании цен на электронных торгах.
Ранее Управлением было рассмотрено дело № 1-11-583/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам которого решением от 18.12.2018 № ЕП/62460/18 ООО «ПРОФ-СЕРВИС», ООО «ТОП-СЕРВИС» и ООО «ПРОФИ» были признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме с реестровыми №№ 0373200558316000138, 0373200558316000229, 0173200005316000146, 0173100013917000161, и могла привести к поддержанию цен на аукционах в электронной форме с реестровыми №№ 0873200008715000192, 0373100047015000186 0373200558316000199, 0373200067116000489, 0173200005317000103, 0373100047017000117, 0173200001417001276 и 0873200008715000192.
В ходе рассмотрения указанного дела от ООО «ПРОФ-СЕРВИС» (вх. № 56178/18 от 06.11.2018) и ООО «ТОП-СЕРВИС» (вх. № 55952/18 от 02.11.2018) поступили заявления о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством устного соглашения с целью поддержания цен на торгах при участии в рассматриваемых 11 электронных аукционах с реестровыми №№ 0873200008715000192, 0373100047015000186, 0373200558316000138, 0373200558316000199, 0373200067116000489, 0373200558316000229, 0173200005316000146, 0173200005317000103, 0373100047017000117, 0173200001417001276, 0173100013917000161, а также дополнительно представленном аукционе с реестровым №0873200008717000364, достигнутом на встрече указанных обществ 15.11.2016.
Также Комиссия отмечает, что в заявлениях ООО «ПРОФ-СЕРВИС» (вх. № 56178/18 от 06.11.2018) и ООО «ТОП-СЕРВИС» (вх. № 55952/18 от 02.11.2018) о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения, поданных в рамках рассмотрения дела № 1-11-583/77-18, были представлены сведения об аукционах, проведенных в период с 27.09.2016 по 15.01.2018. При этом информация об аукционе с реестровым № 31604158805, который также был проведен в вышеуказанный период, в заявлениях ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» отсутствует.
В рамках рассмотрения Заявления Управлением проведена работа по взаимодействию с электронной торговой площадкой АО «ЕЭТП» (далее — Торговая площадка) с целью получения детальной информации об электронном аукционе с реестровым № 31604158805, в котором приняли участие ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС».
На основании сведений, представленных Торговой площадкой, Управлением установлены факты, указывающие на признаки реализации картельного соглашения ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» в ходе электронного аукциона с реестровым № 31604158805.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом Московского УФАС России от 26.04.2019 № 93 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 077/01/11-349/2019 по признакам нарушения ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела № 077/01/11-349/2019 и детального анализа сведений, представленных Торговой площадкой и содержащихся в Единой информационной системе в сфере закупок «zakupki.gov.ru» (далее — ЕИС), Комиссией было установлено следующее.
В ЕИС в 2016 г. ГБУ г. Москвы «Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы» был опубликован аукцион в электронной форме с реестровым № 31604158805, предметом которого являлось:
- оказание услуг по уборке помещений и территории (поддерживающая уборка), а также круглосуточное предоставление услуг по уборке помещений и территорий и услуг грузчиков по заявкам.
В аукционе с реестровым № 31604158805 приняли участие ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС».
Ответчики, подав в ходе аукциона по одному ценовому предложению, отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы друг с другом. В результате снижение по рассматриваемому аукциону составило 1% от начальной (максимальной) цены контрактов (далее - НМЦК).
НМЦК по рассматриваемому аукциону составила 4 754 661,24 руб.
Данные о реестровом номере аукциона, его предмете, НМЦК, дате публикации, дате проведения, победителе, ценовых предложениях, снижениях и участниках сведены в таблицу №1.
Таблица № 1
Номер аукциона |
Предмет аукциона |
Заказчик |
НМЦК, руб. |
дата публикации и извещения |
Дата торгов |
Наименование победителя |
ЦП победителя, руб. |
Снижение, % |
Наименование других участников |
ЦП участника, руб. |
Снижение, % |
31604158805 |
Аукцион в электронной форме |
ГБУ г. Москвы «Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы» |
4 754 661,24 |
30.09.2016 |
28.10.2016 |
ООО «ПРОФ-Сервис» |
4 707 114,62 |
1% |
ООО "ТОП-СЕРВИС" |
4 730 887,92 |
0,5% |
По итогам вышеуказанного аукциона ООО «ПРОФ-СЕРВИС» победило по цене 4 707 114,62 руб.
Торговой площадкой представлена информация о том, что подача заявки и ценового предложения ООО «ТОП-СЕРВИС», а также подписание контракта ООО «ПРОФ-СЕРВИС» осуществлялись с одного IP-адреса (данные сведены в Таблицу №2).
Таблица №2
Номер аукциона |
Наименование Победителя |
IP-адрес подачи заявки |
IP-адрес подачи ценового предложения |
IP-адрес подписания контракта победителем |
31604158805 |
ООО «ПРОФ-Сервис» |
83.220.237.251 |
83.220.237.251 |
95.143.15.2 |
ООО "ТОП-СЕРВИС" |
95.143.15.2 |
95.143.15.2 |
|
Согласно сведениям, указанным ответчиками в качестве контактных данных на Торговой площадке, их фактическим местонахождением являлись следующие адреса:
- ООО «ПРОФ-СЕРВИС» - 142000, Московская область, г. Домодедово, микрорайон Западный, ул. Лунная, д. 5, пом. VIII;
- ООО «ТОП-СЕРВИС» - 141400, Московская обл., г. Химки, территория аэропорт Шереметьево, пом. 3, офис 144;
Таким образом, в период проведения рассматриваемого аукциона ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» находились по различным адресам, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на Торговой площадке.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Комиссией установлено, что ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» в рассматриваемом аукционе совершали юридически значимые действия, такие, как подача заявок и ценовых предложений ООО «ТОП-СЕРВИС», а также подписание контракта ООО «ПРОФ-СЕРВИС», используя совместно единую инфраструктуру с IP-адресом: 95.143.15.2, который согласно сведениям сайта https://2ip.ru/ принадлежит ООО «Авелаком Бизнес».
Согласно информации, представленной провайдером ООО «Авелаком Бизнес» письмом от 24.04.2018 (вх. №21059/18) на запрос Управления от 04.04.2018 № ЕП/15579/18, IP-адрес 95.143.15.2 в соответствии с договором № 77/152 от 01.06.2017 выделен ООО «ТОП-СЕРВИС» по адресу: 115184, г. Москва, Овчинниковский Средний, д. 16, эт. 1, офис 124.
Соответственно, ООО «ТОП-СЕРВИС» в рассматриваемом аукционе совершало подачу заявки и ценового предложения, а ООО «ПРОФ-СЕРВИС» подписание контракта, используя совместно инфраструктуру ООО «ТОП-СЕРВИС».
Кроме того, в результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой от ответчиков, поданных ими в рамках участия в рассматриваемом аукционе, установлено совпадение учетных записей, на которых ответчиками создавались файлы заявок, а также совпадение дат изменения таких файлов (данные сведены в Таблицу №3).
Таблица №3
№ аукциона |
Наименование организации |
Наименование файла заявки |
Учетная запись, создавшая файл |
Учетная запись, изменившая файл |
Дата и время изменения файла |
31604158805 |
ООО «ПРОФ-СЕРВИС» |
Декларация[4] |
Dmitriy |
Журавлев Дмитрий |
24.10.2016, 13:57:00 |
Учетная_карточка |
Морозова Елена Викторовна |
Журавлев Дмитрий |
21.10.2016, 13:54:00 |
||
ООО "ТОП-СЕРВИС" |
Декларация[3] |
Dmitriy |
Журавлев Дмитрий |
24.10.2016, 13:06:00 |
|
Карточка_контрагента |
Морозова Елена Викторовна |
Журавлев Дмитрий |
21.10.2016, 12:23:00 |
В результате анализа вторых частей заявок Комиссией установлено, что подготовкой заявок ответчиков на рассматриваемый аукцион занималась Морозова Елена Викторовна.
Согласно сведениям, содержащимся в Выписках из Единого государственного реестра юридических лиц и во вторых частях заявок, поданных ответчиками в рамках участия в рассматриваемом аукционе, в период с 26.06.2012 по 16.04.2019 являлась учредителем ООО «ТОП-СЕРВИС», владеющим долей в уставном капитале указанного общества в размере 37,5%.
Тот факт, что заказчиком ни одна заявка не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ООО «ПРОФ-СЕРВИС», ООО «ТОП-СЕРВИС» осуществлялся в целях допуска ответчиков до аукциона.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Следовательно, такие действия ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Сведения и документы, содержащиеся в материалах дела № 1-11-583/77-18, были также использованы в ходе проведения проверки на предмет соблюдения ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» антимонопольного законодательства в ходе рассматриваемого аукциона № 31604158805.
Так, в рамках рассмотрения дела № 1-11-583/77-18, Комиссией было установлено, что расчетные счета, принадлежащие ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» открыты в одной кредитной организации.
В целях установления наличия взаимосвязей между ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» в рамках рассмотрения дела № 1-11-583/77-18 Управлением был направлен запрос о предоставлении информации по расчетным счетам указанных организаций в банк.
В результате анализа сведений, представленных банком, в выписках из расчетного счета, принадлежащего ООО «ТОП-СЕРВИС», и расчетного счета, принадлежащего ООО «ПРОФ-СЕРВИС», Комиссией установлены многочисленные финансовые перечисления между ООО «ТОП-СЕРВИС» и ООО «ПРОФ-СЕРВИС» за период с 01.08.2014 по 12.02.2018.
Таким образом, анализ выписок из расчетных счетов ответчиков показал наличие устойчивых финансово-хозяйственных взаимосвязей между ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС», а именно наличие перечислений за оказание услуг по комплексной уборке территорий и внутренних помещений, а также наличие перечислений заемных финансовых средств.
Комиссией в ходе изучения первых частей заявок было установлено, что ответчики при участии в рассматриваемом аукционе использовали сертификаты ключей подписей, изготовленных удостоверяющим центром УЦ АО «ЕЭТП».
С целью установления лиц, уполномоченных предоставлять документы в указанный удостоверяющий центр, в рамках рассмотрения дела № 1-11-583/77-18 был направлен запрос информации в УЦ АО «ЕЭТП» (исх. от 29.03.2018 №ЕП/14701/18).
В результате анализа сведений, представленных УЦ АО «ЕЭТП» (исх. от 09.04.2018 № 1767-Д/18), Комиссией установлено, что в доверенности ООО «ПРОФ-СЕРВИС» от 17.08.2016 и в доверенности ООО «ТОП-СЕРВИС» от 08.08.2016 указано одно уполномоченное лицо -
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о совместном ведении ответчиками хозяйственной деятельности, наличии доверительных отношений между ними, а также о наличии взаимного интереса по совместному участию в торгах и получению контракта по итогам торгов по максимальной цене.
На основании данных, представленных операторами электронных торговых площадок АО «Единая электронная торговая площадка», ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «РТС-тендер», АО «Электронные торговые системы» и АО «Электронные торговые системы», относительно торгов, в которых принимали участие ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС», Комиссией в рамках рассмотрения дела № 1-11-583/77-18 был проведен сравнительный анализ участия и поведения ответчиков в ходе торгов, состоявшихся в период с 01.01.2015 по 25.01.2018.
Информация, относительно поведения ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» при участии в аукционах с третьими лицами, состоявшихся в период с 01.01.2015 по 27.02.2018, представлена в таблице № 4.
Таблица №4
Номер аукциона |
Предмет аукциона |
НМЦК |
Дата проведения |
ООО «ПРОФ-СЕРВИС» |
ООО «ТОП-СЕРВИС» |
Иные участники |
0173200001415001198 |
Совместный аукцион на оказание услуг по уборке нежилых помещений, прилегающей территории и объектов дорожно-транспортной инфраструктуры (ДтиРДТИ) |
62 756 868,63 |
11.12.15 |
|
У (-14,5%) |
ООО "ФОРТИС – СТРОЙ" (П) |
0373200558315000229 |
Оказание услуг по комплексной уборке помещений |
4294615,00 |
28.12.15 |
|
У (-22%) |
ООО «Сервис Эконом»(П); ООО “АЗБУКА Лифта”; ООО «ОНИКС»; ООО “ВиОНа-Клининг” |
0873100004416000020 |
Определение исполнителя в целях заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному санитарному содержанию зданий и территорий объектов и подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве |
56 019 959,39 |
21.03.16 |
|
У (-20%) |
АО “ЭЛМАШ-К” (П); ООО "Ротекс"; |
0873200008716000183 |
Оказание услуг по уборке нежилых помещений |
1530399,66 |
07.10.16 |
|
У (-32,5%) |
ООО «Эверест» (П); ООО «ЕвроКлин» |
0873200008716000297 |
Оказание услуг по уборке нежилых помещений (Скаковая ул.19, стр.1,2) |
361905,42 |
25.11.16 |
|
У (-62%) |
ООО «Рестор» (П); ИП УЛЬЯНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА |
0373200067116000495 |
Оказание услуг по комплексной и поддерживающей уборке административного помещения префектуры СЗАО города Москвы в 2017 году |
3480890,00 |
15.12.16 |
У (-38,5%) |
|
ООО «Технологии сервиса и комфорта» (П); ООО «ОЛИМП» |
0173200001416001692 |
Совместный аукцион на оказание услуг по уборке нежилых помещений, прилегающей территории и объектов дорожно-транспортной инфраструктуры |
66 020 968,93 |
09.01.17 |
|
У (-41%) |
ИП Борисов Юрий Леонидович (П); ООО «РусТендеры»; ООО «Офис комфорт» |
0173200005317000010 |
Оказание услуг по уборке офисных помещений для нужд Департамента в 2017 году |
2400000,00 |
27.03.17 |
У (-8,33%) |
|
ООО «ГрандАльянс» (П);с ООО «ДЕТЕРГЕНТ»; ООО «АМД»; ООО «МИЛОРА-КОМПАНИ»; ООО «ИНЖЕНИРИНГ-СВС»; ООО “Система Технологий +”; |
0373200074317000005 |
Электронный аукцион по техническое обслуживание систем автоматики безопасности газоиспользующего оборудования котельной |
286750,00 |
24.04.17 |
У (-11%) |
|
ООО “Инженерный сервис” (П); |
0173200001417000168 |
Оказание услуг по обслуживанию инженерных систем |
54 680 223,68 |
22.05.2017 |
|
У (-47%) |
ООО «Лидер» (П); ООО “Рельеф”; |
0873200008717000183 |
Оказание услуг по уборке нежилых помещений (г.Москва, ул. 2-я Фрезерная, д.10) |
1488691,41 |
07.08.17 |
У (-20%) |
|
ООО «ПрофитСтрой» (П); ООО «Промышленный участок”; ООО “Город”; |
0873200008717000182 |
Оказание услуг по уборке прилегающей территории (г.Москва, ул. 2-я Фрезерная, д.10) |
2465225,78 |
21.08.17 |
У (-20%) |
|
ООО «МЕТЛА 24» (П); ООО «КЛИНИНГ-СЕРВИС»; |
3,73E+017 |
Оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию системы электроснабжения здания ГБУК г. Москвы «Московский академический театр сатиры» |
5490910,71 |
01.09.17 |
|
У (-14%) |
ООО «СпецЭлектроМонтаж-5» (П); ООО «Техникс»; ООО “СК Триумф”; ООО “ЭНЕРГО ЭКСПЕРТ МОНТАЖ” |
0373200558317000132 |
Оказание услуг по комплексной уборке помещений |
17928161,16 |
13.10.17 |
У (-10%) |
|
ООО «ГИДРОПРОМСЕРВИС» (П); ООО «МЕГАСИТИСЕРВИС»; |
0895100000117000305 |
Выполнение работ (оказание услуг) по технической эксплуатации административных зданий (помещений) Управления Федерального казначейства по Московской области и Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» |
27 966 400,00 |
01.12.2017 |
|
У (-10%) |
ООО "СТИ-ПОРТ" (П); ООО "УК ИНИЦИАТИВА"; |
0348500001117000110 |
Оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и эксплуатации зданий, сооружений, инженерных сетей и систем |
9 989 434,35 |
08.12.17 |
|
У (-30%) |
ООО "ОРДИНАТОР" (П); АО “Стройсервис-ЮГ”; ООО “ЭПИ”; |
0373200067117000580 |
Оказание услуг по комплексной и поддерживающей уборке административных помещений префектуры Северо-Западного административного округа города Москвы в 2018 году |
3780700,00 |
15.12.17 |
У (-4%) |
|
ООО «Информационно-Аналитический центр «Мегаполис» (П); ООО «БЕСТ ХОУМ»; ООО ""ЧИСТЫЙ МИР"" |
0373200067117000600 |
Оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию административного здания префектуры Северо-Западного административного округа города Москвы в 2018 году |
8488367,54 |
18.12.17 |
У (-26,5%) |
|
ООО «Информационно-Аналитический центр «Мегаполис» (П); ООО «СПЕЦСНАБ-М»; ООО «ПроектКомплектСервис «Альтеко»; ООО «Меркурий 21»; ООО ""ИНЖЕНИРИНГ-СВС"" |
0348200074917000048 |
Комплексная уборка служебных помещений |
7 969 311,65 |
29.12.17 |
У (-15%) |
|
ООО "СКРАВ" (П); ООО "СТРОЙИНВЕСТ"; |
0173200001417001438 |
Оказание услуг по обслуживанию инженерных систем зданий образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы |
69 176 173,16 |
18.01.2018 |
|
У (-15%) |
ООО «СВЕЖИЙ ВЕТЕР» (П); |
0173200001418000007 |
Оказание услуг по обслуживанию наружных инженерных сетей, водозаборных узлов, очистных сооружений |
96 857 873,70 |
19.02.18 |
|
У (-58,33%) |
ООО "Визави Синтез" (П); ООО «Управляющая компания» РБЕ Клининг”; ООО "Юнивест"; ООО "ТЕРЭКС" |
Данные, приведенные в таблице № 4, свидетельствуют об активном поведении ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» в ходе торгов в борьбе за контракты с другими хозяйствующими субъектами. Снижение НМЦК в аукционах, где ответчики приняли раздельное участие, составляет от 4 % до 62 %, тогда как в рассматриваемом аукционе, где ответчики участвовали совместно без третьих лиц, снижение составило 1% от НМЦК.
Таким образом, проведенный сравнительный анализ участия ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» в торгах за период с 11.12.2015 по 19.02.2018 показал активное снижение ответчиками НМЦК в борьбе за контракт при их участии в торгах с третьими лицами, тогда как в отсутствие третьих лиц такая борьба между ними отсутствует, что, по мнению Комиссии, свидетельствует о наличии договоренностей между ответчиками по совместному участию в торгах и отказе от конкурентной борьбы друг с другом.
Вышеизложенные факты, установленные в рамках рассмотрения дела № 1-11-583/77-18 также свидетельствует об использовании ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» единой инфраструктуры, совместной подготовке к торгам и наличии договоренностей между компаниями.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела № 077/01/11-349/2019 ООО «ТОП-СЕРВИС» представило заявление (вх. № 45326/19 от 12.08.2019) в котором сообщило, что в рамках ранее рассмотренного дела № 1-11-583/77-18 ООО «ТОП-СЕРВИС» было представлено заявление (вх. № 55952/18 от 02.11.2018) в котором было указано, что при участии в рассматриваемых 8 электронных аукционах с реестровыми №№ 0373200558316000138, 0373200558316000199, 0373200067116000489, 0373200558316000229, 0173200005316000146, 0173200005317000103, 0373100047017000117, 0173200001417001276, 0173100013917000161, а также дополнительно представленном аукционе с реестровым №0873200008717000364, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в период с 27.09.2016 по 15.01.2018, было заключено устное соглашение, достигнутое при встрече 15.11.2016 с ООО «ПРОФ-СЕРВИС», направленное на поддержание цен на указанных аукционах и реализованное посредством использования инфраструктур, принадлежащих ООО «ТОП-СЕРВИС». ООО «ТОП-СЕРВИС» также было сообщено об отказе от участия в соглашении, заключенном с ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и были представлены документы и сведения, которые подтверждают взаимодействия между ними.
ООО «ТОП-СЕРВИС» также сообщено, что информация об аукционе с реестровым № 31604158805, проведенном в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 28.10.2016, отсутствовала в заявлении, представленном в рамках рассмотрения дела № 1-11-583/77-18, в связи с допущенной ООО «ТОП-СЕРВИС» технической ошибкой, тем самым фактически признано нарушение в ходе аукциона с реестровым № 31604158805.
Таким образом сведения, изложенные в заявлении, поданном ООО «ТОП-СЕРВИС» в рамках рассмотрения дела № 077/01/11-349/2019, а также установленные Комиссией обстоятельства по делу № 077/01/11-349/2019, свидетельствуют о заключении устного антиконкурентного соглашения между ООО «ТОП-СЕРВИС» и ООО «ПРОФ-СЕРВИС» при участии в аукционе с реестровым № 31604158805, реализация которого могла привести к поддержанию цены на вышеуказанном аукционе.
Вышеуказанное устное антиконкурентное соглашение ответчиков позволило ООО «ПРОФ-СЕРВИС» выиграть аукцион и в дальнейшем заключить контракт по цене 4 754 661,24 руб. со снижением 1% от НМЦК.
Согласно Аналитическому отчету от 14.08.2019, по результатам анализа состояния конкуренции в ходе закупочной процедуры с реестровым № 31604158805, Комиссией установлено следующее:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 30.09.2016 по 28.10.2016.
2. Предметом аукциона с реестровым № 31604158805 является:
- оказание услуг по уборке помещений и территории (поддерживающая уборка), а также круглосуточное предоставление услуг по уборке помещений и территорий и услуг грузчиков по заявкам.
3. В состав участвовавших хозяйствующих субъектов в аукционе № 31604158805 входили ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС», которые в период проведения торгов являлись между собой конкурентами на право заключения государственного контракта.
Согласно сведениям, размещенным на сайте ФНС России, а также информации имеющейся в материалах дела, установлено, что ответчики не входили в одну группу лиц на дату проведения рассматриваемого аукциона по признакам, предусмотренным части 7,8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
На основании вышеизложенного Комиссия, учитывая совокупность имеющихся по делу № 077/01/11-349/2019 доказательств, а именно:
- подача заявки и ценового предложения ООО «ТОП-СЕРВИС» и подписание контракта ООО «ПРОФ-СЕРВИС» с одного IP-адреса: 95.143.15.2;
- совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, поданные ответчиками в ходе рассматриваемого аукциона, в том числе совпадение наименования учетной записи, с помощью которой создавались файлы заявок, с ФИО учредителя ООО «ТОП-СЕРВИС», владевшем в период проведения рассматриваемого аукциона, долей в размере 37,5% — ;
- нетипичное поведение в ходе торгов, а именно отказ ООО «ТОП-СЕРВИС» от конкурентной борьбы, обеспечивший победу ООО «ПРОФ-СЕРВИС» в ходе аукциона с реестровым № 31604158805 с незначительным снижением НМЦК в 1%, при активной конкурентной борьбе в иных торгах с участием иных хозяйствующих субъектов;
- наличие устойчивых финансово-хозяйственных взаимосвязей между ответчиками;
- предоставление ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» полномочий по представлению интересов в удостоверяющем центре УЦ АО «ЕЭТП» одному лицу - Искровой Ольге Васильевне;
- предоставление ООО «ТОП-СЕРВИС» заявления о заключении между ответчиками недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения в ходе рассматриваемого Комиссией аукциона с реестровым № 31604158805,
приходит к выводу о том, что ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС» в ходе аукциона № 31604158805, нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены в указанных торгах.
Доход ООО «ПРОФ-СЕРВИС», полученный по результатам аукциона с реестровым № 31604158805, состоявшегося в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, составил 4 707 114,62 руб.
Доход ООО «ТОП-СЕРВИС» от участия в аукционе, прошедшего в условиях картельного соглашения между ответчиками, Комиссией не установлен.
Ущерб от реализации устного картельного соглашения, заключенного между ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и ООО «ТОП-СЕРВИС», Комиссией не установлен.
Заключение об обстоятельствах дела № 077/01/11-349/2019 было вынесено 14.08.2019 (исх. от 19.08.2019 № ЕП/42007/19).
Указанное заключение получено ООО «ТОП-СЕРВИС» 19.08.2019. Возражений, замечаний и пояснений на заключение об обстоятельствах дела № 077/01/11-349/2019 ООО «ТОП-СЕРВИС» не представлено.
В связи с отсутствием информации о получении заключения об обстоятельствах дела № 077/01/11-349/2019, в адрес ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и повторно направлено указанное заключение (исх. от 27.08.2019 № НП/43656/19; исх. от 27.08.2019 № НП/43658/19). Возражений, замечаний и пояснений на заключение об обстоятельствах дела № 077/01/11-349/2019 ООО «ПРОФ-СЕРВИС» и не представлено.
По результатам рассмотрения дела № 077/01/11-349/2019, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «ПРОФ-СЕРВИС» ИНН 5009104500 ОГРН 1165009052031 и ООО «ТОП-СЕРВИС» ИНН 5047134150 ОГРН 1125047011924 нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены на аукционе с реестровым № 31604158805;
2. В соответствии с подпунктами д, н) пункта 2 части 1 статьи 23, статьей 50 Закона о защите конкуренции выдать ООО «ПРОФ-СЕРВИС» ИНН 5009104500 ОГРН 1165009052031 и ООО «ТОП-СЕРВИС» ИНН 5047134150 ОГРН 1125047011924 предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
3. Материалы по делу № 077/01/11-349/2019 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования в отношении ООО «ПРОФ-СЕРВИС» ИНН 5009104500 ОГРН 1165009052031 и ООО «ТОП-СЕРВИС» ИНН 5047134150 ОГРН 1125047011924 в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.