Решение б/н б/а от 1 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-997/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
30.01.2023                                                                                                 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<..........>,

членов Комиссии:

<..........>,

<..........>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ИП <..........>,., ФГАНУ «ФИЦТО»,

рассмотрев жалобу ИП <..........>, (далее - Заявитель) на действия ФГАНУ «ФИЦТО» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку ноутбуков, мышей компьютерных, клавиатур, док-станций и мониторов (реестровый № 32212007370) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

При этом в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

ФГАНУ «ФИЦТО» осуществляет свою закупочную деятельность на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг федерального государственного автономного научного учреждения «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования» в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении Аукциона, утверждено протоколом на заседании Наблюдательного совета федерального государственного автономного научного учреждения «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования» от 26.09.2022 № 15 (далее – Положение о закупке).

Как следует из материалов дела, что 29.12.2022 Заказчик на сайте электронной торговой площадки ООО «ЭТП ГПБ» (http://etp.gpb.ru), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку ноутбуков, мышей компьютерных, клавиатур, док-станций и мониторов (реестровый № 32212007370) (далее – аукцион, процедура).

Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 18.01.2023 № 32212007370-2 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией на основании следующего:

«Участником закупки во второй части заявки на участие в аукционе не представлены реквизиты специального банковского счета участника аукциона или независимая гарантия или ее копия (в зависимости от выбранного способа обеспечения заявки на участие в аукционе), что не соответствует части 19.6 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также пункту 13.5.8 части III Аукционной документации, подпункту 2.8 пункта 18 части VIII Аукционной документации.

Допущенное нарушение является основанием для отклонения заявки на участие в аукционе на основании пункта 21.5 части VI Аукционной документации.».

Заявитель в жалобе ссылается на то, что в Законе о закупках и Закупочной документации отсутствует прямое требование о предоставлении реквизитов специального счета. При этом, Заявитель обладает необходимой суммой на специальном счете. Также Заявитель отметил, что реквизиты специального счета Участников закупки не несут для Заказчика смысловой нагрузки. Заказчик не уполномочен распоряжаться средствами, находящимися на специальном счете Участника закупки, внесенными в качестве обеспечения заявки ни при каких обстоятельствах. В договорах реквизиты специального счета не указываются.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Так, в соответствии с пунктом 8 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке:

а) реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;

б) независимая гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется независимая гарантия.

Как следует из части 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 указанной статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

При этом предусмотренные данной частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 указанной статьи.

Аналогичные требования к содержанию заявки на участие в аукционе в электронной форме установлены Заказчиком в разделе 39 «Порядок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме» Положения о закупке.

На основании указанных норм Заказчиком в пункте 13.5 Закупочной документации и подпункте 2.8 пункта 18 Информационной карты установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, информацию и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке, а именно:

а) реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;

б) независимая гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется независимая гарантия.

Требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме установлено Заказчиком в пункте 23 Информационной карты и пункте 19 Извещения о проведении Аукциона.

В соответствии с пунктом 23 Информационной карты и пунктом 19 Извещения о проведении Аукциона сумма обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме предусмотрена в следующем размере:

2% начальной (максимальной) цены договора, что составляет: 186 172 рубля 80 копеек (Сто восемьдесят шесть тысяч сто семьдесят два рубля 80 копеек), НДС не облагается.

Порядок внесения:

Обеспечение заявки на участие в аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или предоставления независимой гарантии в порядке, установленном регламентом работы электронной площадки (ЭТП ГПБ (http://etpgpb.ru).

Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме осуществляется участником закупки самостоятельно.

Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками аукциона на специальные банковские счета.

Таким образом, исходя из вышеизложенных положений Закупочной документации пункт 23 Информационной карты и пункт 19 Извещения прямо указывают на то, что обеспечение заявки предусмотрено документацией, а равно, участник Закупки в зависимости от выбора обеспечения заявки обязан в составе своей заявки представить реквизиты специального банковского счета либо независимую гарантию.

На основании пункта 21.5 Аукционной документации основанием для отклонения заявки на участие в аукционе в электронной форме является в том числе:

- непредоставление участником аукциона в электронной форме информации и документов, предусмотренных пунктом 13.5 части III Аукционной документации, или предоставления недостоверной информации.

Комиссией установлено, что Заявителем в качестве обеспечения заявки были внесены денежные средства на электронной площадке. При этом, в нарушение пункта 13.5 Закупочной документации и подпункта 2.8 пункта 18 Информационной карты Заявителем в составе второй части заявки не были представлены реквизиты специального банковского счета.

Доводы Заявителя о том, что в Законе о закупках и Закупочной документации отсутствует прямое указание на предоставление реквизитов специального счета, основаны на неверном толковании норм Закона о закупках, поскольку пунктом 8 части 19.1 статьи 3.4. Закона о закупках прямо предусмотрено предоставление информации и документов об обеспечении заявки (в данном случае реквизитов специального банковского счета участника), учитывая, что требование об обеспечении заявки прямо предусмотрено документацией.

При этом, доказательств того, что информация о реквизитах специального счета отображается Заказчику на электронной площадке, Заявителем не представлено.

Кроме того, учитывая, что у Заявителя имеется на электронной площадке специальный счет, обоснований невозможности представить реквизиты специального счета в составе заявки, Заявителем также не представлено.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае заявка Заявителя не соответствовала требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.

В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП<..........>, на действия ФГАНУ «ФИЦТО» (ИНН: 7725071812; ОГРН: 1027739516815) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 24.01.2023 № НП/2982/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны