Решение №28496/23 б/а от 7 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8779/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.07.2023                                                                                                                              г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «…..», «…..»,

рассмотрев жалобу «…..» (далее также - Заявитель) на действия «…..» (далее также — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку смазочных материалов для автотранспортных средств для нужд филиала ФГУП ГЦСС – Управления специальной связи по г. Москве и Московской области (реестровый № 32312445525, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 27.06.2023 № 28/50610/23.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы:

1. Заявитель не согласен с оценкой своей заявки по подкритерию № 2 «Наличие у участника подтверждения соответствия товара установленным требованиям» критерия «Квалификация участника».

2. Заявителем оспаривается установленный подкритерий № 2 «Наличие у участника подтверждения соответствия товара установленным требованиям» критерия критерию «Квалификация участника».

3. Заявителем оспаривается ненадлежащий ответ Заказчика на запрос о даче разъяснений документации, а также сроки размещения разъяснения положений документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Комиссией установлено, что 06.06.2023 Заказчик на сайте электронной торговой площадки АО «Сбербанк-АСТ» (адрес в сети «Интернет» - https://sberbank-ast.ru/), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 5 023 892,64 (пять миллионов двадцать три тысячи восемьсот девяносто два) рубля 64 копеек, включая все расходы, налоги, сборы, обязательные платежи.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Закупке — 31.05.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Закупке — 14.06.2023 в 08 часов 00 минут (время московское).

Рассмотрев довод жалобы в части несогласия с оценкой своей заявки по подкритерию № 2 «Наличие у участника подтверждения соответствия товара установленным требованиям» Комиссией установлено следующее.

Согласно итоговому протоколу от 20.06.2023 № 32312445525/2, заявке Заявителя (порядковый № 8391) по подкритерию № 2 «Наличие у участника подтверждения соответствия товара установленным требованиям» присвоено «0» баллов.

Приложением № 3 к Информационной карте установлен порядок оценки и сопоставления заявок, который включает в себя, в том числе подкритерий № 2: «Наличие у участника подтверждения соответствия товара установленным требованиям» по критерию «Квалификация участника».

Для получения баллов по указанному подкритерию Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок:

Значимость подкритерия оценки заявки (ЗКОП2) – 50%

Коэффициент значимости подкритерия оценки заявки (KП2) = 0,5

Описание предмета оценки по подкритерию: оцениваются сведения о наличии у участника сертификата соответствия на предлагаемый товар и/или декларации о соответствии товара установленным требованиям.

Требования к документам, подтверждающим оцениваемые сведения:

- сведения предоставляются в соответствии с Формой № 3 Приложения № 4 к Информационной карте «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ЗАЯВКУ» настоящей документации);

- в составе заявки участника предоставляется оформленная на имя участника закупки копия сертификата соответствия на предлагаемый к поставке по итогам закупки товар и/или декларации о соответствии предлагаемого к поставке по итогам закупки товара установленным требованиям ТР ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», которая составлена на основании протокола испытательной лаборатории и зарегистрирована в органе по сертификации, аккредитованном в установленном порядке, действительна на дату подачи заявки участника.

Непредставление участником в составе заявки указанных выше сведений и документов, в том числе предоставление других сведений и/или документов, отличных от требуемых в настоящем пункте, будет расцениваться закупочной комиссией как не представление требуемых сведений и документов.

Порядок оценки заявок по подкритерию: оценка по показателю настоящего подкритерия осуществляется на основании оценок членов ЗК в соответствии с представленной таблицей:

Сведения о наличии сертификата/декларации

Количество баллов, присуждаемых участнику по наличию сертификата/декларации

Наличие в составе заявки сертификата соответствия на предлагаемый товар и/или декларации о соответствии товара установленным требованиям

100 баллов

Отсутствие в составе заявки сертификата соответствия на предлагаемый товар и/или декларации о соответствии товара установленным требованиям

0 баллов

Рейтинг, присуждаемый по подкритерию, определяется по формуле:

RП2 = КБ х КП2

где:

RП2 – рейтинг заявки, присуждаемый i-й заявке по подкритерию;

КБ – количество баллов, полученное участником по подкритерию в соответствии с таблицей;

КП2 – коэффициент значимости подкритерия оценки заявки (0,5).

В том случае, если несколько юридических лиц (несколько индивидуальных предпринимателей, несколько физических лиц) выступают на стороне одного участника (далее – коллективный участник), то оценка заявки коллективного участника по данному подкритерию проводится путем оценки одного единого предложения, поданного от имени коллективного участника.

Предложение коллективного участника по данному подкритерию, содержащееся в заявке такого участника, должно быть единым для всех лиц, входящих в состав коллективного участника.

Таким образом, из изложенного порядка оценки заявок по подкритерию № 2 «Наличие у участника подтверждения соответствия товара установленным требованиям» следует, что для получения максимального количества «100» баллов участнику следовало приложить в составе документов заявки сертификат соответствия на предлагаемый товар и/или декларацию о соответствии товара установленным требованиям, при этом в случае отсутствия в составе заявки таких документов участник получает «0» баллов.

Комиссия, изучив заявку Заявителя, представленную Заказчиком, установила, что в составе заявки отсутствовал сертификат соответствия на предлагаемый товар и/или декларация о соответствии товара установленным требованиям в соответствии с требованиями порядка оценки и сопоставления заявок, установленных в документации.

Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией при изучении материалов дела не установлено.

Следует отметить, что в доводах жалобы и на заседании Комиссии Заявитель не отрицал отсутствие данных документов в составе заявки, однако указывал на неправомерность и избыточность требований в установленном подкритерии.

В связи с чем, оценивая действия Заказчика на предмет соблюдения требований Закона о закупках, а также требований Закупочной документации, Комиссия не находит оснований для выводов о наличии в действиях Заказчика нарушений по присвоению Заявителю нулевого балла по подкритерию № 2 «Наличие у участника подтверждения соответствия товара установленным требованиям», поскольку при оценке заявки Заявителя Заказчик действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части.

Рассмотрев довод жалобы в части ненадлежащего ответа Заказчика на запрос о даче разъяснений документации Заявителя, а также нарушения сроков размещения разъяснения положений документации, Комиссия установила следующее.

Как было указано Комиссией ранее, в соответствии с документаций дата и время окончания срока подачи заявок 14.06.2023 в 08 часов 00 минут (время московское).

Как следует из материалов дела, Заявителем был направлен запрос на разъяснения Закупочной документации в адрес Заказчика 08.06.2023.

Комиссия отмечает, что согласно производственному календарю на 2023 год, 12 июня - нерабочий праздничный день.

Таким образом, Комиссией установлено, что Заявителем был направлен запрос на разъяснения документации в адрес Заказчика позднее чем за три рабочих дня до даты окончания подачи заявок.

Частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупке и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Ввиду нарушения Заявителем установленного порядка направления запроса разъяснений, у Заказчика в силу части 3 статьи 3.2 Закона о закупках отсутствовала обязанность по предоставлению ответа на такой запрос.

Доказательств обратного Заявителем не представлено.

Таким образом, довод жалобы в указанной части признается Комиссией Управления необоснованным.

При этом Комиссия в части довода Заявителя о том, что Заказчиком установлены требования, ограничивающие конкуренцию, в подкритерии № 2 «Наличие у участника подтверждения соответствия товара установленным требованиям» считает необходимым отметить следующее.

Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган 22.06.2023.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения документации и порядок размещения информации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 14.06.2023 08:00.

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

Согласно статье 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.

В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после непризнания его победителем этой закупки.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 ГК РФ, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 ГК РФ конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений Документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия отмечает, что оспаривание положений документации, которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок.

Таким образом, Заявитель не может обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Закупки, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в части оспаривания положений документации.

В соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу №А40-178288/20.

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу «…..» (ИНН: «…..»; ОГРН: «…..») на действия «…..» (ИНН: «…..»; ОГРН: «…..») при проведении Закупки в части несогласия с оценкой заявки по подкритерию № 2 и в части срока размещения разъяснения положений документации необоснованной, в части обжалования положений документации — оставить без рассмотрения.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 29.06.2023 № НП/27063/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны