Предупреждение №АК/10539/20 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 08-09 о прекращении действий, которые содер... от 28 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Яндекс»

 

Льва Толстого ул., д. 16,

г. Москва, 119021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 08-09

о прекращении действий, которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

«28» февраля 2020 г.

г. Москва

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее — Московское УФАС России) рассмотрены материалы в отношении действий ООО «Яндекс» (далее — также ответчик), выразившихся в получении согласий потребителей на распространение им рекламы по сетям электросвязи путем размещения на сайтах, а также в мобильных приложениях сервисов Яндекс (Яндекс.Такси, Яндекс.Драйв и т.д.) форм регистрации (авторизации), обязывающих потребителей получать рекламу по сетям электросвязи и не предусматривающих возможность выбора (волеизъявления) со стороны потребителя, желающего воспользоваться услугами организации, соглашаться или не соглашаться на получение рекламы по сетям электросвязи.

Установлено, что для использования различных сервисов ООО «Яндекс» таких как Яндекс.Драйв, Яндекс.Такси и т.д, потребителю необходимо заполнить контактную информацию (номер мобильного телефона, а также адрес электронной почты). Пользуясь данным сервисом, потребитель соглашается с Пользовательским соглашением сервисов Яндекс (далее также Пользовательское соглашение), размещенным на сайте yandex.ru/legal/rules, которое также регулирует данные правоотношения.

Согласно пункту 3.2 Пользовательских соглашений ООО «Яндекс» вправе посылать своим пользователям информационные сообщения. Используя сервисы ООО «Яндекса», пользователь также в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) дает свое согласие на получение сообщений рекламного характера. Пользователь вправе отказаться от получения сообщений рекламного характера путем использования соответствующего функционала того сервиса, в рамках которого или в связи с которым пользователем были получены сообщения рекламного характера.

Принятие и согласие с данными пользовательскими правилами является необходимым для использования сервисов Яндекс, что прямо предусмотрено в условиях использования и пользовательских соглашениях отдельных сервисов. Несогласие с вышеуказанными условиями свидетельствует об отказе потребителя от дальнейшего их использования.

Соответственно факт несогласия с вышеуказанными условиями, в том числе на распространение в его адрес рекламы, свидетельствует об отсутсвии возможности у потребителя использовать сервисы Яндекс, такие как Яндекс.Такси, Яндекс.Драйв и т.д.

Таким образом, действия ответчика обусловлены лишь желанием получить необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе путем направления рекламных писем всем пользователям, которые являются пользователями различных сервисов Яндекс, вне зависимости от их волеизъявления на получение рекламы (что противоречит части 1 статьи 18 Закона о рекламе, пункта 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

В ситуации, когда получение предварительного согласия является законодательно установленным требованием и за распространение рекламы по сетям электросвязи в его отсутствие предусмотрена административная ответственность, ответчик, недобросовестно получая согласия вышеописанным способом, получает преимущества за счёт затраты меньших усилий и ресурсов на получение клиентской базы для распространения рекламы по сетям электросвязи.

В соответствии со статьей 14.8 Закона о защите конкуренции, не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции.

Резюмируя изложенное, на основании имеющихся материалов в действиях ООО «Яндекс» усматриваются признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившегося в получении согласий потребителей на распространение им рекламы по сетям электросвязи путем размещении на сайтах, и в мобильных приложениях сервисов Яндекс (Яндекс.Такси, Яндекс.Драйв и т.д.) форм регистрации (авторизации), а также включение положений в пользовательские соглашения, обязывающих потребителей получать рекламу по сетям электросвязи и не предусматривающих возможность выбора (волеизьявления) со стороны потребиля, желающего воспользователься услугами сервисов, соглашаться или не соглашаться на получение рекламы по сетям электросвязи.

В связи с наличием в действиях ООО «Яндекс» (ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543, КПП 770401001) признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции Московское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

о необходимости прекращения ООО «Яндекс» действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции путем:

    1. прекращения и недопущения в дальнейшем действий по получению согласия потребителей на распространение им рекламы по сетям электросвязи путем размещения на сайтах и в мобильных приложениях сервисов Яндекс (Яндекс.Такси, Яндекс.Драйв и т.д.) форм регистрации (авторизации), а также исключения из пользовательских соглашений и любых иных оферт, гражданско-правовых договоров с потребителями положений и условий, обязывающих потребителей получать рекламу по сетям электросвязи и не предусматривающих возможность выбора (волеизъявления) со стороны потребителя, желающего воспользоваться услугами организации, соглашаться или не соглашаться на получение рекламы по сетям электросвязи;

    2. прекращения и недопущения в дальнейшем направления рекламы по сетям электросвязи потребителям, ранее согласившимся на получение рекламы по сетям электросвязи исключительно путем регистрации или авторизации на сайтах и в мобильных приложениях сервисов Яндекс (Яндекс.Такси, Яндекс.Драйв и т.д.), заполнения (соглашения при заполнении) форм регистрации (авторизации),согласия с положениями и условиями пользовательских соглашений и любых иных оферт, гражданско-правовых договоров с пользователями, обязывающих потребителей получать рекламу по сетям электросвязи и не предусматривающих возможность выбора (волеизъявления) со стороны потребителя, желающего воспользоваться услугами организации, соглашаться или не соглашаться на получение рекламы по сетям электросвязи (в отсутствие повторного, информированного и свободного волеизъявления на получение рекламы по сетям электросвязи).

Указанные действия ООО «Яндекс» надлежит исполнить в течение 1 (одного) месяца со дня получения настоящего предупреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 25, часть 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции о выполнении предупреждения необходимо сообщить в Московское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением материалов, подтверждающих выполнение вышеуказанных действий.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

Временно исполняющий

обязанности руководителя

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны