Решение (комиссия) б/н б/а от 29 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9385/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

24.07.2024                                                                                    г. Москва
 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ... (далее — Заявитель) на действия ООО «Серенити» (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по реализации имущества должника (сообщение № 14766700, лот № 4, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Озащите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.03.2023 № СП/14532/23 порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, установленный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции. Данная позиция соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в судебных актах по делу № АКПИ20-632.

Таким образом, требование части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции об обязательности проведения анализа состояния конкуренции при рассмотрении каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства не подлежит применению при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом установленный в статье 18.1 Закона о защите конкуренции особый порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров позволяет обеспечить защиту прав и законных интересов участников торгов (участников гражданского оборота).

Важно отметить, что торги представляют собой способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди претендентов как предложивший лучшие условия и в силу этого выигравший торги. Следовательно, проведение торгов вне зависимости от правовых оснований, в соответствии с которыми они проводятся, неразрывно связано с конкуренцией, так как подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, направленную на обеспечение наиболее выгодных условий для организатора торгов.

Нарушение процедуры проведения торгов может оказывать влияние на результаты торгов и приводить к ущемлению прав и законных интересов не только участников, подавших заявки на участие в торгах, но и потенциальных участников, которые могли бы принять в них участие.

При этом потенциальными участниками торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, может являться любой хозяйствующий субъект, заинтересованный в приобретении реализуемого на торгах имущества должника.

Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены). Аналогичная позиция указана в пункте 4 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101.

Соответственно, публичное извещение о проведении торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, обеспечивает возможность подачи заявки на участие в торгах для любого физического и юридического лица.

Необеспечение равных условий для участников при проведении конкурентных процедур, равно как и любое другое нарушение процедуры проведения торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, безусловно свидетельствует об ограничении (возможности ограничения) конкуренции.

Предоставленное участникам или потенциальным участникам торгов право обжалования действий их организаторов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей ускоренный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, направлено на обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, заинтересованных в обжалуемых торгах.

С учетом изложенного, рассмотрение жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, безусловно связано с защитой публичного интереса, направленного на недопущение ограничения, устранения конкуренции, обеспечение конкуренции на торгах, проводимых в рамках процедуры банкротства.

На основании изложенного рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона. Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона. Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее — Приказ № 495) утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Информация о Торгах опубликована на сайте ЕФРСБ (сообщение № 14766700, лот № 1 от 01.07.2024).

Предмет торгов по лоту № 4: Дебиторская задолженность (право требование) к ООО «ЛАКИ ЛАЙФ» (ИНН 7703474141) на сумму 1 029 100 000,00 рублей и 6 843 947,94 рублей.

Вид торгов: Публичное предложение.

Дата и время начала подачи заявок: 17.06.2024 10:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 10.07.2024 19:00.

Начальная цена по лоту № 4: 186 469 910,63 рублей.

Настоящие Торги проводятся на основании Положения об общих правилах, о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника ООО «На Тружениковом переулке»(далее — Положение).

Периоды приема заявок на участие и предложений о цене, размер снижения цены устанавливались согласно графику:

  1. 10:00 17.06.2024 по 19:00 19.06.2024;

  2. 10:00 20.06.2024 по 19:00 22.06.2024;

  3. 10:00 23.06.2024 по 19:00 25.06.2024;

  4. 10:00 26.06.2024 по 19:00 28.06.2024;

  5. 10:00 29.06.2024 по 19:00 01.07.2024;

  6. 10:00 02.07.2024 по 19:00 04.07.2024;

  7. 10:00 05.07.2024 по 19:00 07.07.2024;

  8. 10:00 08.07.2024 по 19:00 10.07.2024 - минимальная цена (цены отсечения).

1) Согласно доводам жалобы Организатором торгов неправомерно не учтена заявка Заявителя при рассмотрении заявок на участие в Торгах.

Также Заявитель указывает, что его заявка неправомерно не отражена в протоколе об определении участников Торгов.

2) Заявитель в своей жалобе указывает, что Организатором торгов не верно отражены банковские реквизиты для направления задатка на сайте оператора электронной торговой площадки.

Как пояснил Заявитель, банковские реквизиты для направления задатка на сайте оператора электронной торговой площадки противоречат банковским реквизитам, указанным в сообщении о проведении Торгов на сайте ЕФРСБ.

3) Заявитель в своей жалобе указывает, что Организатором торгов ненадлежащим образом установлены требования к составу заявок участников Торгов.

Согласно сообщению о проведении Торгов в заявке на участие в торгах должны прилагаться документы согласно требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, Регламентом ЭТП и Приказом № 495.

По мнению Заявителя, отсылочных характер указания требований к составу заявки недопустим при проведении Торгов.

4) Также Заявитель указывает, что нарушение в действиях Организатора торгов выразилось в неразмещении в сообщении о проведении Торгов проекта договора купли-продажи.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и запрашиваемые материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

1) Относительно довода жалобы Заявителя о том, что Организатором торгов неправомерно не учтена заявка Заявителя при рассмотрении заявок участников, а также не отражены сведения о её поступлении в протоколе об определении участников Торгов, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии в Протоколом об определении участников торгов по лоту №4 (Публичное предложение №24718) от 05.07.2024 на участие в Торгах на этапе с 10:00 29.06.2024 по 19:00 01.07.2024 подана одна заявка ООО «Торговый Брокер».

Согласно Протоколу о результатах проведения торгов по лоту №4 (Публичное предложение №24718) от 05.07.2024 победителем Торгов признан участник ООО «Торговый Брокер».

Комиссия отмечает, что согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

Комиссией установлено, что на этапе с 10:00 29.06.2024 по 19:00 01.07.2024 подана одна заявка ООО «Торговый Брокер» (01.07.2024 17:55:45).

При этом, заявка Заявителя подана на участие в Торгах в 18:59 04.07.2024, то есть на следующем периоде публичного предложения с 10:00 02.07.24 по 19:00 04.07.24.

Комиссия отмечает, что по окончанию каждого периода публичного предложения Организатор торгов обязан рассмотреть все поданные заявки, поданные на данном этапе публичного предложения.

Учитывая, что победитель Торгов определен на этапе с 10:00 29.06.2024 по 19:00 01.07.2024, а заявка Заявителя подана на следующем этапе в 18:59 04.07.2024, в силу пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве такая заявка не подлежала рассмотрению и отражению в протоколе об определении участников Торгов.

На основании изложенного жалоба Заявителя в указанной части признается необоснованной.

2) Относительно довода жалобы о том, что сообщение о проведении Торгов на сайте ЕФРСБ и сайт оператора электронной торговой площадки содержит разные банковские реквизиты для перечисления задатка, Комиссия отмечает следующее.

Согласно сообщению о проведении Торгов задаток для участия открытых торгах устанавливается в размере 20% (Без НДС) от начальной цены соответствующего лота действующей на момент подачи заявки на участие в торгах, который должен быть зачислен в срок до окончания приема заявок на определенном периоде (ценовом интервале), в котором подается или планируется подача заявки претендентом. Задаток вносится в соответствии с договором о задатке, заключаемым (подписываемым) с Организатором торгов по следующим реквизитам: получатель: ООО «СЕРЕНИТИ» (ИНН 9705092769, КПП 770401001), Банк: ТКБ БАНК ПАО, г.Москва, БИК 044525388, р/с 40702810620100005403, к/с 30101810800000000388.

Также сообщение о проведении Торгов содержит проект Договора о задатке в котором также отражены банковские реквизиты для перечисления задатка: ООО «СЕРЕНИТИ» (ИНН 9705092769, КПП 770401001), Банк: ТКБ БАНК ПАО, г.Москва, БИК 044525388, р/с 40702810620100005403, к/с 30101810800000000388.

При этом, на сайте электронной торговой площадки размещены сведения об изменении реквизитов банковского счета для внесения задатков ЭТП «Tender technologies».

Комиссия отмечает, что задаток на участие в Торгах перечисляется на расчетный счет Организатора торгов, в связи с чем, изменение банковских реквизитов для перечисления задатков оператору торговой площадки не относится к проводимым Торгам.

Банковские реквизиты, указанные в сообщении о проведении Торгов и в проекте Договора о задатке совпадают, в связи с чем, у участников имелась достоверная и не подлежащая двойственному толкованию информация о банковских реквизитах для перечисления задатков.

На основании изложенного Комиссия признает жалобу Заявителя в указанной части необоснованной.

3) Относительно доводов жалобы о том, что Организатором торгов ненадлежащим образом установлены требования к составу заявок участников, Комиссия отмечает следующее.

Согласно сообщению о проведении Торгов заявка на участие оформляется в соответствии с Регламентом ЭТП и действующим законодательством Российской Федерации на русском языке и должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица) заявителя; Ф.И.О., паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя. Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, КУ и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя КУ, а также СРО арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является КУ.

К заявке на участие в торгах должны прилагаться документы согласно требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, Регламентом ЭТП и Приказом №495.

В соответствии с пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться сведения в том числе о порядке оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению.

Согласно пункту 11 статьи 110 Закона о банкротстве к заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

  • выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

  • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Комиссия отмечает, что установление требований к составу заявки на участие в Торгах путем ссылки на нормы действующего законодательства не противоречат требованиям Закона о банкротстве и не препятствуют участию в Торгах.

Комиссией установлено, что Заявитель подал заявку на участие в Торгах, что свидетельствует о том, что выбранный Организатором торгов способ указания требований к составу заявки в сообщении о проведении Торгов не препятствовал Заявителю принять участие в Торгах.

Кроме того, Заявитель также принял участие и был признан победителем торгов по лоту № 7 настоящего сообщения о проведении Торгов.

Комиссия отмечает, что Заявителем не представлено документов и сведений об ограничении конкуренции в связи с установленными требованиями к составу заявки в сообщении о проведении Торгов.

На основании изложенного Комиссия признает жалобу Заявителя в указанной части необоснованной.

4) Относительно довода жалобы о том, что Организатором торгов не размещен проект договора купли-продажи в сообщении о проведении Торгов, Комиссия отмечает следующее.

Согласно сообщению о проведении Торгов предметом Торгов по лоту № 4 является дебиторская задолженность (право требование) к ООО «ЛАКИ ЛАЙФ» (ИНН 7703474141), на сумму 1 029 100 000,00 руб. и 6 843 947,94 руб.

Классификация имущества: Права требования на краткосрочные долговые обязательства (дебиторская задолженность).

Учитывая, что предмет Торгов является дебиторская задолженность (право требование), то по результатам их проведения подлежит заключению договор уступки права требования (договор цессии).

Комиссией установлено, что сообщение о проведении Торгов содержит проект договора цессии.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя в указанной части.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Организатора торгов нарушений действующего законодательства о банкротстве при проведении оспариваемых Торгов.

Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной.

2.Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмами Московского УФАС России от 12.07.2024 № НП/28368/24, от 18.07.2024 № НП/29126/24

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны