Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ о проведении проверки факта уклонения ... от 8 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»)
ул. Маши Порываевой, д.34, Москва, 107078
-
ООО «Политэк»
пер. Колпачный, д. 6, стр. 5, пом. II, комн. 22, Москва, 101
3. ФАС России
Садовая-Кудринская ул., д. 11, Д-242, ГСП-3, Моска, 125993
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по делу № 2-19-12512/77-17 о проверке сведений необходимости включения в реестр недобросовестных поставщиков
26.10.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения ООО «Политэк» от заключения договора с АО «ФПК» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по химической обработке тканевых покрытий (спальных мест, мест для сидения, напольных покрытий пола) при проведении плановых и внеплановых видов ремонтов, ТО-2, ТО-3 для нужд филиалов АО «ФПК» (реестровый № 31705177581 лоты №№ 1, 2, 8) (далее - Закупка), поданное в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Обращение),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России 18.09.2017 поступило Обращение АО «ФПК» (далее — Заказчик) (вх. № 45020/17) о проведении проверки факта уклонения ООО «Политэк» (далее — Общество) от заключения договоров на оказание услуг по химической обработке тканевых покрытий (спальных мест, мест для сидения, напольных покрытий пола) при проведении плановых и внеплановых видов ремонтов, ТО-2, ТО-3 для нужд филиала АО «ФПК».
Проверив обоснованность доводов, приведенных в Обращении, возражениях на них и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Заказчика в редакции, действовавшей на момент объявления Закупки (далее — Положение о закупке), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС, Официальный сайт) на сайте www.zakupki.gov.ru.
Из представленных на заседание Комиссии материалов и сведений установлено, что Заказчиком проведен запрос котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договоров на оказание услуг по химической обработке тканевых покрытий (спальных мест, мест для сидения, неполных покрытий пола) при проведении плановых и внеплановых видов ремонтов, ТО-2, ТО-3 для нужд филиалов АО «ФПК» (реестровый № 31705177581).
Согласно представленным материалам и информации в ЕИС 31.05.2017 размещено извещение о проведении Закупки. Дата рассмотрения заявок — 19.06.2017, дата подведения итогов — 20.06.2017. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1: 50 949 450, 00 руб.; по лоту № 2: 24 313 900, 00 руб.; по лоту № 8: 25 576 500, 00 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № 24396/ЗКТЭ-АО «ФПК»/2017/СД/2 от 19.06.2017, опубликованным в ЕИС 22.06.2017, Заказчиком принято решение о признании победителем по лотам №№ 1, 2, 8 ООО «Политэк» с ценовыми предложениями по лоту № 1: 31 951 350 (Тридцать один миллион девятьсот пятьдесят одна тысяча триста пятьдесят) рублей 00 копеек без учета НДС/ 37 702 593 (Тридцать семь миллионов семьсот две тысячи пятьсот девяносто три) рубля 00 копеек с учетом НДС; по лоту № 2: 15 247 700 (Пятнадцать миллионов двести сорок семь тысяч семьсот) рублей 00 копеек без учета НДС/17 992 286 (Семнадцать миллионов девятьсот девяносто две тысячи двести восемьдесят шесть) рубля 00 копеек с учетом НДС; по лоту № 8: 16 039 500 (Шестнадцать миллионов тридцать девять тысяч пятьсот) рублей 00 копеек без учета НДС/ 18 926 610 (Восемнадцать миллионов девятьсот двадцать шесть тысяч шестьсот десять) рублей 00 копеек с учетом НДС.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 8.3.4 Закупочной документации договор заключается в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями котировочной документации согласно приложению № 6 к котировочной документации в срок, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не более 20 (двадцати) рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также в случаях, когда действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки обжалуется в антимонопольном органе либо в судебном порядке. В указанных случаях договор должен быть заключен в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня одобрения заключения договора органом управления заказчика, вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора. При этом договор не может быть заключен ранее 10 (десяти) календарных дней с даты опубликования информации об итогах запроса котировок на сайтах.
В силу указанного пункта Закупочной документации, Заказчик вправе заключить договор по итогам Закупки не ранее 10 дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее 20 рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора.
Согласно пункту 8.3.2 Закупочной документации Заказчик направляет участнику запроса котировок, с которым заключается договор проект договора в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты опубликования итогов запроса котировок на сайтах.
Следовательно, за Заказчиком закреплена обязанность по направлению в адрес Общества проекта договора в течение пяти рабочих дней со дня опубликования в ЕИС итогового протокола Закупки.
В силу пункта 8.3.3 Закупочной документации участник запроса котировок, с которым заключается договор, должен представить обеспечение исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено в котировочной документации), иные документы, если документацией предусмотрено их представление на этапе заключения договора и подписанный со своей стороны договор не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты получения проекта договора от заказчика. Участник запроса котировок, с которым заключается договор, должен при заключении договора по требованию заказчика представить документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего договор.
Вместе с тем, пунктом 1.7 Закупочной документации установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения договора в следующем размере:
по лоту № 1 - 2 158 875,00 рублей, без учета НДС;
по лоту № 2 – 1 030 250,00 рублей, без учета НДС;
по лоту № 8 - 1 083 750,00 рублей, без учета НДС.
Пунктом 8.1.1 Закупочной документации установлено, что исполнение договора может обеспечиваться как представлением банковской гарантии, так и внесением денежных средств на указанный заказчиком в пункте 1.7 котировочной документации счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Таким образом, победитель Закупки должен представить Заказчику не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты получения проекта договора от заказчика подписанный со своей стороны договор и обеспечение исполнения договора.
Также, пунктом 8.1.4 Закупочной документации установлено, что если в установленные сроки не представлено обеспечение исполнения договора, победитель или участник, предложивший в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель, или участник закупки, предложение о цене договора (цене лота) которого содержит лучшие условия по цене договора (цене лота), следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий (в случае, если победитель признан уклонившимся от заключения договора и принято решение о его заключении с участником, предложившим в котировочной заявке цену такую же, как и победитель, или участником закупки, предложение о цене договора (цене лота) которого содержит лучшие условия по цене договора (цене лота), следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий), единственным участником, допущенным к участию в запросе котировок (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником) такой победитель или участник признаются уклонившимися от заключения договора.
В силу пункта 8.1.4 Закупочной документации, победитель Закупки, который не представил в течение 5 рабочих дней с даты получения проекта договора от заказчика обеспечение исполнения договора, признается уклонившимся от заключения договора.
В ходе заседания Комиссии установлено следующее.
Согласно пояснениям Заказчика, 09.08.2017 в адрес Общества Заказчиком посредством электронной почты направлен проект договора.
Получение проекта договора, Обществом не отрицается. В подтверждение факта получения проекта договора Обществом представлен скриншот с электронной почты.
Как указано ранее, за Заказчиком, в соответствии с пунктом 8.3.2 Закупочной документации, закреплена обязанность по направлению проекта договора Обществу в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты опубликования итогового протокола в ЕИС.
Таким образом, Заказчик обязан направить проект договора в адрес победителя до 29.06.2017.
Вместе с тем, учитывая, что протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок № 24396/ЗКТЭ-АО «ФПК»/2017/СД/2 от 19.06.2017, согласно которому Общество признано победителем по лотам №№ 1, 2, 8, опубликован в ЕИС 22.06.2017, а проект договора направлен Заказчиком Обществу только 09.08.2017, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 8.3.2 Закупочной документации.
При этом, согласно пояснениям Заказчика, нарушение сроков направления договора обусловлено обжалованием данной Закупки иными организациями в антимонопольном органе (ФАС России).
Комиссией, из представленных материалов, установлено, что антимонопольным органом (ФАС России) рассматривалась жалоба ООО «Соцкультбыт» на действия Заказчика при проведении Закупки, уведомление о рассмотрении данной жалобы в отношении данной Закупки направлено антимонопольным органом (ФАС России) в адрес сторон письмом от 30.06.2017 № РП/44606/17.
В связи с направлением антимонопольным органом в адрес сторон уведомления о рассмотрении жалобы в отношении данной Закупки 30.06.2017, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик в период, отведенный Закупочной документацией на направление договора в адрес Общества с 22.06.2017 по 29.06.2017, а также до получения уведомления от антимонопольного органа о приостановлении Закупки — 30.06.2017, бездействовал (пункт 8.3.2 Закупочной документации Заказчиком не исполнен).
Ввиду изложенного, Комиссия не принимает довод Заказчика о нарушении порядка заключения договора в части сроков направления договора победителю в связи с обжалованием данной процедуры в антимонопольном органе.
С учетом изложенного, Комиссия усматривает нарушение Заказчиком порядка заключения договора, установленного Закупочной документацией в части срока направления договора в адрес Общества. В рассматриваемом случае Заказчиком существенно нарушен срок направления договора в адрес победителя (29.06.2017 — крайний срок направления договора, 09.08.2017 — день направления договора).
При этом, Комиссия отмечает, что обязанность победителя Закупки по подписанию договора возникает только после получения проекта договора от Заказчика с внесенными в него Заказчиком существенных условий из заявки Общества.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о неисполнении Заказчиком обязанности по сроку направления договора в адрес победителя Аукциона для подписания.
Между тем, Заказчик сообщил, что со стороны Общества 14.08.2017 представлены 3 (три) банковские гарантии, выданные ПАО АКБ «Абсолют Банк», в качестве обеспечения исполнения договора по трем лота (лотам №№ 1, 2, 8). Однако, данные банковские гарантии Заказчиком не были приняты, в связи с тем, что указанный в них срок действия (с 27.07.2017 по 04.08.2022) не отвечал требованиям Закупочной документации.
В соответствии с требованиями Закупочной документации, установленными в пункте 8.1.8, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на 1 (один) месяц.
При этом, в соответствии с пунктом 10.1 проекта договора Закупочной документации договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течение 5 (пяти) лет (60 (шестьдесят) месяцев) с даты заключения настоящего договора, а в части взаиморасчетов – до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Таким образом, порядок расчета срока действия банковской гарантии в Закупочной документации не установлен. Согласно требованиям Закупочной документации срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на 1 (один) месяц. При этом срок действия договора исчисляется с даты его подписания (пункт 10.1 проекта договора), которая конкретно в Закупочной документации не определена и составляет период в 20 рабочих дней со дня принятия решения о заключении договора или со дня вступления в силу решения антимонопольного органа, что свидетельствует об отсутствии конкретной и определенной информации у победителя о сроке действия банковской гарантии.
Доказательств обратного не представлено.
Ввиду изложенного, исходя из положений Закупочной документации срок действия банковской гарантии корректно рассчитать не представляется возможным.
Заказчик в ходе заседания Комиссии пояснил, что соответствии с условиями Закупочной документации срок действия банковской гарантии составляет срок действия договора и до истечения 1 месяца после окончания срока его действия, то есть до сентября 2022 года. Ввиду несоответствия сроков банковских гарантий ООО «Политэк» отозвал данные гарантии. Спустя один день в адрес Заказчика повторно поступили банковские гарантии, выданные ПАО АКБ «Абсолют Банк» 27.07.2017 со сроком действия до 30.09.2017. в связи с тем, что первоначальные и повторные банковские гарантии имели один и тот же номер <...> но различались сроком их действия в адрес ПАО АКБ «Абсолют Банк» был направлен запрос на подтверждение подлинности данных банковских гарантий.
Также Заказчик пояснил, что 18.08.2017 в адрес АО «ФПК» из ПАО АКБ «Абсолют Банк» поступило подтверждение о том, что срок банковских гарантий, в отношении которых был сделан запрос, до 04.08.2019.
Соответственно, согласно пояснениям Заказчика, представленные Обществом банковские гарантии не соответствовали по сроку их действия требованиям Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 8.1.4 Закупочной документации если в установленные сроки не представлено обеспечение исполнения договора, победитель или участник, предложивший в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель, или участник закупки, предложение о цене договора (цене лота) которого содержит лучшие условия по цене договора (цене лота), следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий (в случае, если победитель признан уклонившимся от заключения договора и принято решение о его заключении с участником, предложившим в котировочной заявке цену такую же, как и победитель, или участником закупки, предложение о цене договора (цене лота) которого содержит лучшие условия по цене договора (цене лота), следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий), единственным участником, допущенным к участию в запросе котировок (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником) такой победитель или участник признаются уклонившимися от заключения договора.
В связи с чем, Заказчиком протоколами от 05.09.2017 № 130/1 и от 13.09.2017 № 140 Общество признано уклонившимся от заключения договоров по лотам № 1, 2, 8 и Заказчиком принято решение о заключении договора по лоту № 1 с ООО «СТК-Урал»; по лотам №№ 2, 8 - с ООО «Абсолют-карат».
Комиссия считает, что рассматриваемые действия Общества не могут быть расценены в качестве уклонения от заключения договора в связи с нарушением Заказчиком порядка заключения договора, а именно ввиду направления в адрес Общества проекта договора в нарушение сроков согласно пункту 3.8.2 Аукционной документации, а также проявления заинтересованности в заключении договоров со стороны Общества, выразившейся в предоставлении в адрес Заказчика обеспечения исполнения договоров в форме банковских гарантий (первоначально на 5-й день после направления Заказчиком проекта договора в адрес Общества).
При этом, Комиссия также исходит из того, что обязанность победителя Аукциона по подписанию договора возникает только после получения проекта договора от Заказчика с внесенными в него последним существенных условий из заявки Общества.
Кроме того, на заседании Комиссии также установлено, что Заказчиком заключены договоры по итогам проведения Закупки с участниками, предложения о цене договора которых содержит лучшие условия по цене договора, следующие после предложенных победителем Закупки условий.
В этой связи, Комиссия приходит к выводу о том, что незаключение спорных договоров с ООО «Политэк» не повлекло нарушения прав Заказчика, так как его потребность в товарах, работах, услугах удовлетворена ввиду заключения договоров с участниками, занявшими второе место после победителя.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, в том числе учитывая, что Заказчиком был существенно нарушен срок направления проекта договора, а также учитывая отсутствие конкретного порядка расчета срока действия банковской гарантии, Комиссия установила, что основания для включения сведений об ООО «Политэк» в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. Комиссия считает, что Общество проявило заинтересованность в заключении спорных договоров.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 5 Закона о закупках, Комиссия,
ЗАКЛЮЧИЛА:
-
-
-
Рекомендовать не включать сведения об ООО «Политэк» (ИНН: 7705891341 адрес местонахождения: 101000, Москва, пер. Колпачный, д. 6, стр. 5, пом. II, комн. 22) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
-
-
Примечание: в соответствии с частью 6 статьи 5 Закон о закупках включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.