Решение б/н по делу № 077/07/00-17848/2020 о нарушении процедуры торгов... от 27 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Закрытое акционерное общество «ГорСпецПроект»

127287, г. Москва, ул. 2-Хуторская, д. 38А, стр.1

ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

119296, г. Москва, пр-кт Ломоносовский, дом 2, стр. 1

АО «Сбербанк-Аст»

Климентовский пер., 2, Москва, 115184

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17848/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

22.10.2020

г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ЗАО «Горспецпроект» на действия ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России при проведении аукционов в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. на право заключения договоров на оказание услуг по эксплуатации систем электроснабжения, телефонной связи, кабельного телевидения и системы часофикации на 2021 год; оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем вентиляции, холодоснабжения, кондиционирования воздуха; оказание услуг по техническому обслуживанию противопожарных систем ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России (реестровые № 32009535821, № 32009535683, № 32009524256),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

В соответствии с п. 1 ч. 10. ст. 3 Закона о закупках подлежат оспариванию в административном порядке действия заказчика при осуществлении закупки с нарушением требований Закона о закупках. Доводы жалобы соответствуют основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 10. ст. 3 Закона о закупках, и подлежат рассмотрению антимонопольным органом в административном порядке в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Управления приняла решение о признании жалобы обоснованной по закупке № 32009535821 — обоснована в части (с предписанием); в остальной части необоснованной исходя из следующего.

При проведении Аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по эксплуатации систем электроснабжения, телефонной связи, кабельного телевидения и системы часофикации на 2021 год (номер извещения: 32009535821) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". (номер извещения в ЕИС: 32009535821) Управлением установлено следующее.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок ЗАО «ГорСпецПроект» было отказано в участии в электронном аукционе. (ЗАО «ГорСпецПроект» является лидером коллективного участника, в состав которого также входит АО «ПОИСК»).

Заявка от имени коллективного участника подавалась его лидером – ЗАО «ГорСпецПроект»). В протоколе рассмотрения вторых частей заявок в качестве причины отклонения заявки указано «Непредставление документа, декларирующего соответствие участника закупки требованиям Раздела «Требования к участникам закупки» Положения о закупке.

Управлением установлено, что в составе заявке был приложен документ, декларирующий соответствие коллективного участника требованиям Раздела «Требования к участникам закупки» Положения о закупке, а именно в файле «Декларация.docx» указано: «Настоящим декларирую о соответствии требованиям АО «ПОИСК» и ЗАО «ГорСпецПроект» требованиям Раздела «Требования к участникам закупки» Положения о закупке Заказчика ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России».

То есть, требование о декларации соответствии требованиям было дословно повторено именно так, как было сформулировано в требованиях о представлении декларации.

Следовательно, отклонение заявки является неправомерным, что является нарушением Заказчиком порядка проведения закупки в соответствии с п. 1 ч. 10 ст.3 Закона о закупках, а также является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Заказчиком в перечне документов, представляемых в составе вторых частей заявок указано «документ, декларирующий соответствие участника закупки требованиям Раздела «Требования к участникам закупки» Положения о закупке». При этом в документации о закупке не указаны конкретные требования, декларировать о соответствии, которым требуется участнику закупки.

Следовательно, отклонение по данному основанию является предъявлением к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке, что является нарушением п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

Также заявитель указывает на неправомерный допуск заявки победителя закупки. Согласно опубликованному протоколу рассмотрения вторых частей заявок, победителем признан участник ООО «ИТР».

При этом, в документации о закупке установлено квалификационное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на оказание услуг, являющихся предметом закупки, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. Стоимость ранее исполненных контрактов (договоров) составляет не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), на право заключить который проводится аукцион (п. 2.1. Документации об аукционе).

Согласно требованиям документации во второй части заявки необходимо представить сведения об исполненных договорах, заключенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и/или Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и сведения о контракте (договоре) размещены в реестре контрактов, заключенных заказчиками и (или) в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

При этом данные контракты (договоры) должны быть исполнены без нарушений сроков, без применения к участнику аукциона неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контракта (договора).

Как указывает заявитель, согласно информации, представленной на сайте www.zakupki.gov.ru у участника ООО «ИТР» отсутствуют исполненные контракты (договоры) по предмету закупки, исполненных без нарушений сроков, без применения к участнику аукциона неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контракта (договора).

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Установление указанных требований в качестве обязательного ограничивает круг участников закупки, поскольку несоответствие указанным требованиям, относящимся к деловой репутации перед заказчиком, не подтверждает невозможность участника закупки исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

Комиссия отмечает о недопустимости установления требований к участнику закупки о наличии опыта выполнения договоров, кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов.

Кроме того, юридическое лицо как юридическая фикция фактически не является носителем соответствующего опыта, поскольку таковым обладают конкретные физические лица, оказывавшие услуги от имени юридического лица.

Предоставленное законом заказчику право на самостоятельное определение критериев допуска заявок к участию в закупочной процедуре направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить заказчика необходимыми ему качественными товарами, работами или услугами. В то же самое время, такое право заказчика не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется для целей искусственного сокращения количества участников закупки.

Комиссия отмечает, что наличие у участников закупки опыта выполнения договоров (кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов) не может являться критерием допуска к участию в закупке в установленном заказчиком виде, так как соответствие указанным требованиям не является гарантией надлежащего исполнения будущего обязательства по договору за исключением тех квалификационных требований, установление которых обусловлено требованиями действующего законодательства.

Установление подобных требований в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права может осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.

Таким образом, действия заказчика по отклонению заявки победителя закупки по указанным основаниям являлось бы неправомерным, поскольку установление указанные требований к участнику закупки о наличии у него опыта исполнения обязательств аналогичному предмету закупки является неправомерным. В связи с чем Комиссия Управления признает жалобу заявителя в указанной части необоснованной по закупкам с реестровыми номерами № 32009535821, № 32009535683, № 32009524256).

По жалобам заявителя о неправомерности № 32009535683, № 32009524256 отклонения заявки заявителя в связи с непредставлением в составе заявки декларации, Комиссия Управления отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 3 документации участники закупки обязаны были представить в составе заявки следующие документы.

- документ, декларирующий соответствие участника закупки требованиям Раздела «Требования к участникам закупки» Положения о закупке;

- документы, подтверждающие соответствие участника закупки единым квалификационным требованиям (если установлены в настоящей Документации об аукционе): не установлено

Участником Закрытое акционерное общество «ГорСпецПроект» не был предоставлен документ, декларирующий соответствие участника закупки требованиям Раздела «Требования к участникам закупки» Положения о закупке (участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки (подпункт 3 пункта 9.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг), требования к участникам закупки установлены п. 8.1 Положения, Раздел II «ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА» Документации об аукционе, Информация и документы, которые прилагаются участником закупки указаны в п. 3 Второй части заявки «2.2. Форма заявки» Документации об аукционе).

Таким образом, Комиссия по закупкам отклонила Участника закупки правомерно, в строгом соответствии с требованиями, установленными Положением о закупке товаров, работ, услуг и Документацией о проведении аукциона в электронной форме.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ЗАО «Горспецпроект» на действия ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России при проведении аукционов в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства с реестровыми номерами 32009535683, 32009524256 необоснованными, по закупке с реестровым 32009535821 обоснованной в части довода неправомерности отклонения заявки заявителя, в остальной части - необоснованной.
  2. Установить в действиях заказчика нарушение по закупке с реестровым номером 32009535821 п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
  3. Снять ограничение с закупок №№ 32009535683, 32009524256, наложенные письмом Управления ЕО/58888/20 от 22.10.2020, № ЕО/58076/20 от 20.10.2020.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны