Решение б/н б/а от 6 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «ФОНД ИННОВАЦИЯ»

 

119071, Москва город, улица Калужская М.,

дом 15, строение 1, этаж 3, помещение 6, блок Б

 

2. ПАО «ГАЗПРОМ»

 

117420, Москва город, улица Намёткина, дом 16

 

3. ООО «ЭТП ГПБ»

 

117342, Москва город, улица Миклухо-Маклая, дом 40

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу 077/07/00-10865/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

07.10.2019 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<...>;

членов Комиссии:

<...>;

<...>;

в присутствии представителя ООО «ФОНД ИННОВАЦИЯ»: <...>;

в отсутствие представителя ПАО «ГАЗПРОМ», извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по существу;

рассмотрев жалобу ООО «ФОНД ИННОВАЦИЯ» (далее — Заявитель) на действия ПАО «ГАЗПРОМ» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту головных телевизионных станций системы коллективного приема телевидения на объектах ПАО «Газпром» в г. Москве по адресам: Административное здание, ул. Новочерёмушкинская, д.65 (объект №1); Комплекс «Деловой Центр», пос. Газопровод, д.101 (объект №2); Административное здание,
ул. Строителей, д. 8, корп. 1 (объект №3) для нужд ПАО «Газпром» (реестровые

№ 31908217375) (далее — Конкурентный отбор);

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конку
ренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурентного отбора.

Из доводов жалобы следует, что Заказчик неправомерно продлил срок подачи заявок после его окончания, а также с нарушением срока разместил в ЕИС протокол подведения итогов. Более того, как указывает Заявитель из размещенного протокола однозначно не следует каким образом Заказчиком осуществлялась оценка заявок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия отмечает, что при осуществлении конкурентных процедур заказчики должны руководствоваться принципами поименованными в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Из доводов жалобы следует, что Заказчиком неправомерно был продлен срок подачи заявок для участия в процедуре.

На заседании Комиссией установлено следующее.

В соответствии с положениями документации о проведении конкурентного отбора (далее — Документация) в редакции от 20.08.2019 дата и время окончания приема заявок определена Заказчиком на 29.08.2019 в 10:00.

В соответствии с пунктом 2.3.9 Документации Заказчик вправе до открытия доступа к заявкам продлить срок их подачи и соответственно перенести дату и время проведения процедуры открытия доступа к Заявкам, дату открытия стадии формирования итогового протокола. В этом случае срок действия Заявок продлевается соответственно на срок продления их подачи. Уведомление об изменении сроков размещается на ЭТП, в ЕИС и на сайтах, указанных в пункте 5.1.3 Информационной карты, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения об изменении сроков.

Согласно пункту 5.1.33 Информационной карты дата открытия доступа к заявкам 29.08.2019.

29.08.2019 в 18:08 Заказчиком в системе ЕИС размещено уведомление о продлении срока подачи заявок на участие в процедуре.

При таких условиях, учитывая, что в пункте 5.1.33 Информационной карты не определено время открытия доступа к заявкам, у Комиссии отсутствуют основания достоверно полагать, что при продлении сроков заявок Заказчиком не был открыт доступ к заявкам, а равно о соблюдении Заказчиком положений пункта 2.3.9 Документации.

Так, в закрепленное в Документации право Заказчика по продлению сроков подачи заявок на участие в процедуре носит размытый неконкретный характер, что не способствует прозрачности проведения торгов, а исключительно позволяет Заказчику, используя внутренние организационные механизмы, фактически продлевать срок подачи заявок по своему усмотрению, что, в данном случае было сделано Заказчиком.

Более того, Заказчик продлив срок подачи заявок не уведомил соответствующих участников о продлении таких сроков, поскольку уведомление о продлении сроков размещено в ЕИС после окончания срока, отведенного на подачу заявок, что, в свою очередь, противоречит принципу проведения закупочной процедуры, установленного в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25
«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

В настоящем случае именно такое отклонение от добросовестного поведения усматривается в действиях Заказчика, поскольку, не соблюдая принципы информационной открытости закупочной процедуры, данное лицо ограничивает право участников закупки на получение всей необходимой информации о проводимой закупке, ставит в зависимость от собственных действий предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при проведении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В этой связи Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя в рассматриваемой части обоснованной.

Между тем, учитывая, что допущенное нарушение носит неустранимый характер, у Комиссии отсутствуют правовые основания для выдачи Заказчику обязательного к исполнению предписания о необходимости устранения допущенного нарушения в вышеуказанной части.

Исходя из доводов жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком протокол подведения итогов был размещен с нарушением сроков, предусмотренных Законом о закупках.

На заседании Комиссии вышеуказанный довод был снят Заявителем с рассмотрения.

Также в составе жалобы Заявитель ссылается, что в протоколе подведения итогов отсутствует информация о порядке начисления баллов.

По результатам осуществления Заказчиком оценки в соответствии с протоколом подведения итогов от 11.09.2019 заявке Заявителя было начислено 88,30 баллов с присвоением 2 места.

Победителем процедуры признан участник с идентификационным номером заявки 2, которому по результатам оцени заявки было начислено 88,94 баллов.

В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность организаторов торгов в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения, начисления и признания соответственно и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.

Названный правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений
(часть 1 статьи 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).

В то же самое время, оценивая содержание протокола по подведению итогов проведенного конкурентного отбора, составленного 11.09.2019, Комиссия отмечает, что содержание этого протокола не позволяет сделать однозначный вывод о причинах выбора победителем закупочной процедуры заявки с идентификационным номером 2, несмотря на то, что обществом «ФОНД ИННОВАЦИЙ» была предложена более выгодная для Заказчика цена договора.

Письменные доводы Заказчика о возможности участников закупочной процедуры самостоятельно рассчитать количество присвоенных им баллов исходя из приведенной в Документации формулы не принимаются Комиссией во внимание, поскольку непосредственная оценка заявок отнесена к исключительной компетенции Заказчика, самостоятельно определяющего не только правила оценки и сопоставления заявок, но и проводящего такую оценку и сопоставление.

Кроме того, следует также отметить, что, подавая заявку на участие в закупке, ее добросовестный участник рассчитывает получить при оценке его заявки максимально возможное количество баллов по степени предпочтительности для Заказчика, а когда этого не происходит, такой участник имеет все правовые основания на получение информации, в какой именно части своей заявки им были допущены недочеты либо представлены документы, за которые Заказчиком закупочной процедуры ему была снижена оценка при сопоставлении поданных заявок.

Таким образом, применительно к вопросу выбора победителя закупочной процедуры речь идет об оценке содержания заявки и представленных в ее составе документов, и такая оценка может различаться у Заказчика и ее участника.

В то же время, поскольку юридическую значимость имеет именно оценка, данная заявке участника Заказчиком информация о такой оценке подлежит обязательному доведению до сведения упомянутого участника, вне зависимости от наличия либо отсутствия у него возможности самостоятельно рассчитать самому себе баллы исходя из формулы в составе Документации.

Оценивая в настоящем случае действия Заказчика по выбору формулировок, использованных в своем протоколе, и перечня отраженных в этом протоколе сведений, Комиссия признает, что указанных сведений было явно недостаточно для соблюдения принципа информационной открытости закупки.

На основании изложенного, учитывая отсутствие в протоколе по подведению итогов проведенного конкурентного отбора, составленном 11.09.2019, четкого и недвусмысленного обоснования начисления заявкам соответствующего балла, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и необходимости выдачи обязательного к исполнению предписанию.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ФОНД ИННОВАЦИЯ» (ОГРН 1157746850304
ИНН 7714355280) на действия
ПАО «ГАЗПРОМ» (ОГРН 1027700070518
ИНН 7736050003) при проведении Конкурентного отбора обоснованной.

2. Установить в действиях ПАО «ГАЗПРОМ» нарушение пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать ПАО «ГАЗПРОМ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

 

Заместитель председателя Комиссии <...>

члены Комиссии <...>

<...>

1. ООО «ФОНД ИННОВАЦИЯ»

 

119071, Москва город, улица Калужская М.,

дом 15, строение 1, этаж 3, помещение 6, блок Б

 

2. ПАО «ГАЗПРОМ»

 

117420, Москва город, улица Намёткина, дом 16

 

3. ООО «ЭТП ГПБ»

 

117342, Москва город, улица Миклухо-Маклая, дом 40

  1. ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-10865/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

07.10.2019 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<...>;

членов Комиссии:

<...>;

<...>;

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании вынесенного решения от 07.10.2019
по делу
077/07/00-10865/2019,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ПАО «ГАЗПРОМ» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту головных телевизионных станций системы коллективного приема телевидения на объектах
ПАО «Газпром» в г. Москве по адресам: Административное здание, ул. Новочерёмушкинская, д.65 (объект №1); Комплекс «Деловой Центр», пос. Газопровод, д.101 (объект №2); Административное здание, ул. Строителей, д. 8, корп. 1 (объект №3) для нужд ПАО «Газпром» (реестровые
№ 31908217375) (далее — Конкурентный отбор):

1. Заказчику переопубликовать итоговый протокол от 11.09.2019 с учетом решения Комиссии от 07.10.2019 по делу № 077/07/00-10865/2019.

2. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 29.11.2019.

3. Заказчику об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 06.12.2019 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

 

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

  1.  

 

Заместитель председателя Комиссии <...>

члены Комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны