Постановление №нп/10059/20 Признать АО «Мосэнергосбыт» (ИНН 7736520080, КПП 773601001, ... от 27 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

АО «Мосэнергосбыт»

 

ул. Вавилова, д. 9,

г. Москва, 117312

 

info@mosenergosbyt.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении

077/04/14.31-1138/2020

 

27 февраля 2020 года г. Москва

 

Резолютивная часть постановления оглашена 25.02.2020.

В полном объеме постановление изготовлено 27.02.2019.

 

 

Я, <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/14.31-1138/2020, возбужденного в отношении АО «Мосэнергосбыт» (ИНН 7736520080, КПП 773601001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9), уведомленного надлежащим образом Протоколом от 11.02.2020 № 077/04/14.31-1138/2020 об административном правонарушении (исх. от 11.02.20­20 № 6642/20), в присутствии представителя АО «Мосэнергосбыт» <...>

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Протоколом от 11.02.2020 № 077/04/14.31-1138/2020 об административном правонарушении (исх. от 11.02.20­20 № 6642/20) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Событие административного правонарушения и его квалификация.

Решением Московского УФАС России от 10.06.2019 по делу № 1-10-440/77-19 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 10.06.2019 № НП/28703/19) установлен факт нарушения АО «Мосэнергосбыт» (ИНН 7736520080, КПП 773601001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии на территории города Москвы, в границах которой АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, путем применения неверных значений объема безучетного потребления электрической энергии Объектом <...>, и, как следствие, неверного расчета стоимости безучетного потребления электрической энергии Объектом, что привело к ущемлению интересов <...>

В адрес Московского УФАС России поступило заявление и материалы <...> (вх. от 19.10.2018 № 54882/18), при рассмотрении которых Московским УФАС России в действиях АО «Мосэнергосбыт» были выявлены признаки нарушения Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения).

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 1-10-440/77-19 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) установила следующее.

АО «Мосэнергосбыт» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием акционеров АО «Мосэнергосбыт» (протокол от 09.04.2018 № 28).

В соответствии с пунктом 3.2. Устава АО «Мосэнергосбыт» занимается реализацией (продажей) электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) потребителям.

В соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 14.11.2017 № 256-ТР «Об изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории города Москвы» АО «Мосэнергосбыт является гарантирующим поставщиком электрической энергии в пределах административных границ города Москвы, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности иных гарантирующих поставщиков.

Доля АО «Мосэнергосбыт» в пределах административных границ города Москвы, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности иных гарантирующих поставщиков, в которых АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, на рынке розничной реализации электрической энергии более пятидесяти процентов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, АО «Мосэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии в пределах административных границ города Москвы на территории, в границах которой АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии.

Энергоснабжение Объекта <...> на момент 05.11.2015 осуществлялось на основании договора энергоснабжения от 01.03.2010 № 25590962, заключенного между АО «Мосэнергосбыт» и собственниками нежилого помещения <...> Объекта.

Учет потребленной электрической энергии на Объекте <...> производится на основании прибора учета № 03882166.

В силу пункта 167 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с указанным пунктом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований Основных положений, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Согласно пункту 2 Основных положений «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и Основными положениями порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 172 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

Исходя из пункта 173 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 Основных положений.

Согласно письменным пояснениям и документам, представленным ПАО «МОЭСК» в адрес Московского УФАС России (вх. от 07.12.2018 № 62645/18), 05.11.2015 представителями ПАО «МОЭСК» проведена плановая проверка узла учета электроэнергии, установленного на Объекте, и составлен акт проверки узла учета от 05.11.2015 б/н, согласно которому выявлено безучетное потребление электрической энергии, выразившееся в отсутствии пломб энергоснабжающей организации на клеемной крышке прибора учета № 3882166.

В соответствии с пунктом 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; объяснения лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.

Согласно письменным пояснениям ПАО «МОЭСК», представленным в адрес антимонопольного органа (от 07.12.2018 № 21563/19), о проведении проверки узла учета электрической энергии Объекта ПАО «МОЭСК» уведомило <...> письмом от 20.10.2015 № ЭУ/161/1398, указанное письмо направлено нарочно, представителем <...> письмо получено 20.10.2015, о чем свидетельствует отметка о получении. Оба собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: <...> были уведомлены по адресу, указанному в Договоре, на основании чего Комиссия считает, что о проведении проверки собственники были уведомлены надлежащим образом. Уведомление о составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 05.11.2015 № БУ/175/ЦОР-МУЭ-ю в адрес <...> ПАО «МОЭСК» не направлялось в связи с тем, что акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 05.11.2015 № БУ/175/ЦОР-МУЭ-ю (далее — Акт) составлен представителем ПАО «МОЭСК» на месте выявленного факта безучетного потребления электрической энергии Объекта в дату проведения проверки 05.11.2015.

В соответствии с пунктом 2.11.18. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 6 от 13.01.2003, подлежат пломбировке: клеммники трансформаторов тока; крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам; токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты; испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки; решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока; решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики; приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.

Следовательно пломбы на приборах учета электрической энергии должны быть установлены гарантирующим поставщиком электрической энергии (АО «Мосэнергосбыт») либо сетевой организацией при допуске приборов учета в эксплуатацию.

Согласно пояснениям АО «Мосэнергосбыт» документом, подтверждающим нарушение<...> эксплуатации прибора учета № 03882166, является паспорт-протокол на измерительный прибор комплекса учета электрической энергии от 01.03.2010 № 25590962 (далее — Паспорт-протокол), согласно которому прибор учета № 03882166 опломбирован пломбой типа ПЛ № 82.

В материалах дела имеется письмо АО «Мосэнергосбыт» от 27.11.2015 № ИП/29-1733/15, которым АО «Мосэнергосбыт» вернуло ПАО «МОЭСК» Акт в связи с тем, что первоначальная установка пломб на средствах учета электроэнергии должна подтверждаться актом осмотра и технической проверки средств измерений электроэнергии и схем их включения, паспортом-протоколом на измерительный комплекс учета электрической энергии, иными документами, подписанными обеими сторонами или с участием незаинтересованных лиц, при этом АО «Мосэнергосбыт» указало на то, что перечисленные документы в договоре энергоснабжения от 01.03.2010 № 25590962 отсутствуют.

Вместе с тем паспорт-протокол от 01.03.2010, подтверждающий первоначальную установку пломб на средстве учета электроэнергии, был представлен АО «Мосэнергосбыт» в адрес антимонопольного органа (вх. от 19.12.2018 № 65235/18), а также являлся предметом оценки арбитражного суда в рамках дела № А40-8497/18 (был представлен суду гарантирующим поставщиком 05.06.2018). Таким образом, данное обстоятельство подтверждает наличие паспорта-протокола от 01.03.2010 в распоряжении АО «Мосэнергосбыт».

Согласно пункту 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

В соответствии с пунктом 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, ответственность за сохранность расчетного счетчика несет персонал энергообъекта.

Обо всех дефектах расчетных счетчиков потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию.

Таким образом, потребителем по Договору не соблюден порядок уведомления гарантирующего поставщика о выявленном дефекте приборов учета Объекта.

С учетом изложенного неблагоприятные последствия ненадлежащего исполнения обязательств сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля несет абонент.

Согласно пункту 172 Основных положений проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

В соответствии с пунктом 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

В Акте не указана дата предыдущей контрольной проверки прибора учета. Согласно письменным пояснениям АО «Мосэнергосбыт», ПАО «МОЭСК» (вх. от 19.12.2018 № 65235/18, от 07.12.2018 № 62645/18) ранее, до проверки 05.11.2015, с момента заключения договора, т. е. с 01.03.2010, проверки приборов учета, установленных на Объекте, ни сетевой, ни сбытовой организациями не проводились.

Следовательно, плановая проверка должна была быть проведена не позднее 02.03.2015.

Учитывая, что датой заключения Договора является 01.03.2010, то при определении начала периода безучетного потребления должна учитываться дата заключения договора — 01.03.2010, в связи с чем при отсутствии проверок прибора учета в период с 02.03.2010 по 05.11.2015 датой начала периода безучетного потребления следует считать 02.03.2015.

Таким образом, в соответствии с пунктами 172, 195 Основных положений период безучетного потребления должен быть установлен с 01.03.2015 (дата и месяц, не позднее которых должна была быть проведена проверка приборов учета, учитывая дату заключения Договора — 01.03.2010) по 05.11.2015 (акт проверки узла учета электрической энергии от 05.11.2015).

Учитывая вышеизложенное, ПАО «МОЭСК» неверно определило период безучётного потребления электрической энергии Объектом.

Кроме того, Комиссией установлено следующее. В соответствии с пунктом 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

В соответствии с пунктом 1 приложения № 3 к Основным положениям, объем потребления электрической энергии (мощности) в соответствующей точке поставки, МВт/ч, определяется, если в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, имеются данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств в соответствующей точке поставки, по формуле: W=Pмакс*T, где:

Pмакс - максимальная мощность энергопринимающих устройств, относящаяся к соответствующей точке поставки, а в случае, если в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, не предусмотрено распределение максимальной мощности по точкам поставки, то в целях применения настоящей формулы максимальная мощность энергопринимающих устройств в границах балансовой принадлежности распределяется по точкам поставки пропорционально величине допустимой длительной токовой нагрузки соответствующего вводного провода (кабеля), МВт;

T - количество часов в расчетном периоде, при определении объема потребления электрической энергии (мощности) за которые в соответствии с пунктами 166, 178, 179 и 181 Основных положений подлежат применению указанные в приложении № 3 к Основным положениям расчетные способы, или количество часов в определенном в соответствии с пунктом 195 Основных положений периоде времени, в течение которого осуществлялось безучетное потребление электрической энергии, но не более 8760 часов.

Согласно Акту при определении объёма безучётного потребления ПАО «МОЭСК» приняло к расчету 24 часа в сутки.

Вместе с тем из пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям не следует, что при определении объёма безучётного потребления поставщиком к расчёту автоматически подлежит принятию количество часов потребления в размере 24 часов в сутки.

В соответствии с Актом количество часов в период безучетного потребления электрической энергии определено ПАО «МОЭСК» по формуле: 24 * n, где n - количество суток в период безучетного потребления.

Вместе с тем в силу пунктов 194 и 195 Основных положений количество часов в определенном в соответствии с пунктом 195 Основных положений периоде времени, в течение которого осуществлялось безучетное потребление электрической энергии, может составлять не более 8760 часов. Данная норма не может быть истолкована как исключающая возможность определить безучетное потребление электрической энергии в течение меньшего количества часов, т. к. приведенной нормой установлен лишь предельный лимит количества часов. При этом количество часов функционирования хозяйствующего субъекта (с учётом часов фактического потребления электрической энергии) может быть менее 8760 часов.

В Приложении к Договору АО «Мосэнергосбыт» и <...> согласовали количество часов работы токоприемников, расположенных на Объекте, в месяц - 360. В представленном АО «Мосэнергосбыт» Договоре согласованное АО «Мосэнергосбыт» и <...> количество часов использования заявленной мощности составляет 3600. Учитывая, что при делении на ежедневный расход, количество часов использования заявленной мощности составит 120 часов, Комиссия приходит к выводу, что в Договоре допущена опечатка

Следовательно, существует возможность определения количества фактических часов энергопотребления при расчете объема безучетного потребления в тех случаях, когда соответствующий порядок определения режима функционирования объекта закреплён сторонами договора энергопотребления в условиях сделки.

Таким образом, ПАО «МОЭСК» неверно определило объем безучетного потребления электрической энергии Объектом.

В соответствии с пунктом 21 Регламента взаимодействия ПАО «МОЭСК» и АО «Мосэнергосбыт» в процессе составления и оборота актов о безучетном потреблении и расчета объемов потребленной/переданной электрической энергии Приложением № 7 к договору № 17-3916 оказания услуг по передаче электрической энергии от 04.09.2017, заключенному между ПАО «МОЭСК» и АО «Мосэнергосбыт» (далее - Договор № 17-3916), суммарное количество объемов электрической энергии, определенное по актам о безучетном потреблении электрической энергии, составленным в расчетном периоде, подлежит включению в объем оказанных услуг за расчетный период услуг по передаче электрической энергии и вычитается из объема электроэнергии, приобретаемой ПАО «МОЭСК» в расчетном периоде, в котором составлены акты о безучетном потреблении электрической энергии.

Безучетное потребление влечет значительную финансовую нагрузку для абонента, поскольку порядок расчета стоимости безучетного потребления, установленный пунктом 195 Основных положений и предусматривающий расчет объема исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств абонента и количества часов в расчетном периоде, не тождественен обычному порядку расчетов за потребленную электроэнергию, определенному по показаниям прибора учета, отражающим фактическое потребление электроэнергии.

Объем электрической энергии, определенный по актам о безучетном потреблении, подлежит включению в объем оказанных услуг по передаче электрической энергии и вычитается из объема электроэнергии, приобретаемой ПАО «МОЭСК» в расчетном периоде в целях компенсации потерь электрической энергии, которые приобретаются и оплачиваются сетевой организацией.

При неверном определении объема электрической энергии по актам о безучетном потреблении электрической энергии ПАО «МОЭСК» получает коммерческую выгоду.

Таким образом, ПАО «МОЭСК», нарушило порядок определения объема безучетного потребления электрической энергии Объектом, что привело к ущемлению интересов <...>

Как было сказано ранее, сетевым организациям делегированы полномочия по выявлению и фиксации безучетного потребления. В дальнейшем сетевая организация направляет расчет стоимости такого потребления в адрес энергосбытовой организации для последующего выставления счета за безучетное потребление электрической энергии.

ПАО «МОЭСК» письмом от 12.11.2015 №ЭУ/161/1508 передало в адрес АО «Мосэнергосбыт» акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 05.11.2015 № БУ/175/ЦОРУ-МУЭ-ю.

АО «Мосэнергосбыт» письмом от 27.11.2015 № ИП/29-1733/15 вернуло ПАО «МОЭСК» составленный акт с указанием на недостаточность доказательств безучетного потребления, вместе с тем указаний на неверно определенный объем безучетного потребления данное письмо не содержало.

В соответствии с письменными пояснениями АО «Мосэнергосбыт» (вх. от 22.01.2019 № 3342/19) ПАО «МОЭСК», настаивая на включении объема безучетного потребления электрической энергии по Акту в объем полезного отпуска, обратилось в суд за взысканием с АО «Мосэнергосбыт» стоимости услуг по передаче электрической энергии по указанному Акту.

Счет № 113 на оплату стоимости безучетного потребления по Акту на общую сумму 915 330 (девятьсот пятнадцать тысяч триста тридцать) руб. 79 коп. был выставлен в адрес <...> 10.11.2017, т.е. за год до вступления в законную силу судебного решения по указанному гражданскому спору. Более того, антимонопольным органом установлено, что объем безучетного потребления <...> по Акту не являлся предметом разногласий ПАО «МОЭСК» и АО «Мосэнергосбыт».

В соответствии с письменными пояснениями АО «Мосэнергосбыт» (вх. от 22.01.2019 № 3342/19) расчет стоимости безучетного потребления был совершен исходя из объема, определенного ПАО «МОЭСК».

Согласно пункту 16 «Порядка взаимодействия при выявлении фактов безучетного потребления электроэнергии ПАО «МОЭСК»» Приложения № 7 к Договору № 17-3916, оформленные надлежащим образом ПАО «МОЭСК» в отсутствие АО «Мосэнергосбыт» акты о безучетном потреблении электроэнергии по мере их составления, подекадно (11, 21 и первого рабочего дня месяца, следующего за расчетным) передаются ПАО «Мосэнергосбыт» представителями ПАО «МОЭСК» по акту приема-передачи.

Акты о безучетном потреблении электрической энергии, оформленные ненадлежащим образом, подлежат возврату ПАО «МОЭСК» с указанием конкретных причин возврата.

Как следует из положения статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Согласно пункту 2.1.1. Договора АО «Мосэнергосбыт» обязуется урегулировать отношения, связанные с приобретением и передачей электрической энергии (мощности) в точки поставки, в интересах Абонента.

Таким образом, АО «Мосэнергосбыт», будучи гарантирующим поставщиком, располагая материалами об отсутствии ранее проведенных проверок приборов учета, а также документами, влияющими на расчет объема безучетного потребления Объектом, а именно Договором, применило неверные значения объема безучетного потребления по акту о неучтенном потреблении электрической энергии от 05.11.2015 № БУ/175/ЦОРУ-МУЭ-ю и, как следствие, неверно произвело расчет стоимости безучетного потребления электрической энергии Объектом <...>

Кроме того, антимонопольным органом установлено, что АО «Мосэнергосбыт» неоднократно осуществляло корректировку актов о безучетном потреблении электрической энергии, составленных ПАО «МОЭСК» в отношении иных организаций.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что АО «Мосэнергосбыт» имело возможность корректировать объем безучетного потребления электрической энергии в части часов фактического потребления электрической энегии, определенный ПАО «МОЭСК» по акту о неучтенном потреблении электрической энергии от 05.11.2015 № БУ/175/ЦОРУ-МУЭ-ю.

Вместе с тем АО «Мосэнергосбыт» выставило счет от 10.11.2017 № 113, стоимость безучетного потребления Объектом <...>, в котором рассчитана исходя из периода с 02.03.2015 по 05.11.2015 в соответствии с требованиями Основных положений.

Таким образом, АО «Мосэнергосбыт» в выставленном в адрес <...>. счете от 10.11.2017 № 113 применило неверные значения объема безучетного потребления электрической энергии Объектом <...>., а также совершило действия по неверному расчету стоимости безучетного потребления электрической энергии Объектом, что привело к ущемлению интересов <...>

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного Комиссией Московского УФАС России сделан вывод о нарушении АО «Мосэнергосбыт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии на территории города Москвы, в границах которой АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, путем применения неверных значений объема безучетного потребления электрической энергии Объектом <...>, и, как следствие, неверного расчета стоимости безучетного потребления электрической энергии Объектом, что привело к ущемлению интересов <...>

По итогам рассмотрения дела № 1-10-440/77-19 антимонопольным органом приняты Решение от 10.06.2019 № 1-10-440/77-19 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 10.06.2019 № НП/28703/19) и Предписание от 10.06.2019 № 1-10-440/77-19 (исх. от 10.06.2019 № НП/28704/19). Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-171560/2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, указанные Решение и Предписание признаны законными.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Место совершения административного правонарушения — г. Москва.

Временем выявления административного правонарушения является дата принятия Комиссией Московского УФАС России Решения от 10.06.2019 по делу № 1-10-440/77-19 о нарушении антимонопольного законодательства — 10 июня 2019 года.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина АО «Мосэнергосбыт» (ИНН 7736520080, КПП 773601001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9) заключаются в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии на территории города Москвы, в границах которой АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, путем применения неверных значений объема безучетного потребления электрической энергии Объектом <...>, и, как следствие, неверного расчета стоимости безучетного потребления электрической энергии Объектом, что привело к ущемлению интересов <...>

Ответственность за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность за совершенное административное правонарушение, не установлено.

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьями 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Вместе с тем согласно сведениям, представленным АО «Мосэнергосбыт» в адрес Московского УФАС России (вх. от 28.01.2020 № 4192/20), общество исполнило Предписание от 10.06.2019 № 1-10-440/77-19 (исх. от 10.06.2019 № НП/28704/19).

Таким образом, при назначении административного наказания было установлено смягчающее обстоятельство, а именно в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Учитывая наличие смягчающего обстоятельства в виде исполнения предписания об устранении допущенного нарушения, выданного Московским УФАС России, до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, сумма штрафа подлежит уменьшению на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

На основании изложенного сумма штрафа в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ составляет 562 500 (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31-14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Руководствуясь частью 3 статьи 4.1, статьей 14.31, статьями 23.48, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать АО «Мосэнергосбыт» (ИНН 7736520080, КПП 773601001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить административное наказание в соответствии с данной нормой в размере 562 500 (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам:

 

 

 

Получатель:

ИНН 7706096339 КПП 770101001

УФК по г. Москве (для Московского УФАС России, л/с 04731324890)

Банк получателя:

ГУ Банка России по ЦФО

р/с 40101810045250010041

БИК 044525000

ОКТМО 45375000

Назначение платежа:

КБК 161 1 16 01141 01 0031 140

Административный штраф, зачисляемый в

Федеральный бюджет по Постановлению № 077/04/14.31-1138/2020

 

 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа
в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу
об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу
об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Приложение: образец платежного поручения на 1 л. в 1 экз.

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны