Решение б/н ООО «ЦЕНТР СПЕЦОДЕЖДЫ» (ИНН 5030065526) на действия ПАО «Тра... от 5 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ЦЕНТР СПЕЦОДЕЖДЫ»

109156, г. Москва, улица Генерала Кузнецова, дом 18, строение 1, комната 28

 

 

Закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»

 Большой Саввинский пер., 12, с9, Москва, 119435

 

 

Публичное акционерное общество «ТРАНСНЕФТЬ»

Полянка Б. ул., д. 57, г. Москва, 119180

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-13018/2019 заключения договоров

 

28.10.2019

               г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «ЦЕНТР СПЕЦОДЕЖДЫ» (далее - заявитель) на действия ПАО «Транснефть» (далее – заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку: 0001-202-К-14-01470-2020 «Метрологическое оборудование (Газосигнализаторы)» (реестровый № 31908322610),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении указанной закупки.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции.

Из буквального толкования указанной нормы права следует, что порядок рассмотрения жалобы на действия заказчиков со специальной правосубъектностью, регламентирован ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В свою очередь, Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заявитель в жалобе не согласен с решением заказчика об отказе в допуске заявке заявителя в участии в конкурентной процедуре, поскольку полагает, что его заявка соответствовала требованиям документации.

Как следует из материалов дела, ПАО «Транснефть» явилось организатором конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, по лоту № 0001-202-К-14-01470-2020 «Метрологическое оборудование (Газосигнализаторы)» (далее – Закупка).

Извещение № 31908322610 об осуществлении Закупки было опубликовано в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) 20.09.2019.

Заявки на участие в Закупке поступили от 4 (четырех) участников.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке конкурсной комиссией было принято решение об отклонении заявки участника № 3293 (заявка заявителя) на основании п. 6.5.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение о закупке) в связи с тем, что «предлагаемая к поставке продукция по всем позициям не соответствует требованиям документации о закупке по техническим характеристикам (п.3, п.4, п.6, п.10 опросных листов) (п. 2, п.3 инструкции для участника закупки)».

В соответствии с разделом 2 инструкции для участника закупки, являющейся неотъемлемой частью документации о Закупке, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, указаны в столбцах «Наименование продукции», «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Формы 2.1 «Расчет цены договора (цены лота)».

Форма 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Форма 2.1 «Расчет цены договора (цены лота)», являлись неотъемлемой частью документации о закупке, представлены в электронном виде в формате разработки MS Excel и приложены отдельным файлом в комплекте документов документации о закупке.

Требование о необходимости описания участником Закупки предложенного товара установлено в отношении всех позиций товара по предмету Закупки.

Требования к товарам по номенклатуре Закупки в соответствии со сведениями, указанными в столбце «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Формы 2.1 «Расчет цены договора (цены лота)», содержатся в опросных листах №№ ТПВ-РЭН-2016-02, ТП №50-ТСИБ-19-ОЛ.53, 1-2019-04-10, являющихся неотъемлемой частью документации о Закупке.

Указанные опросные листы, в числе прочего, содержат требования по следующим категориям:

- Назначение (п. 3);

- Определяемые компоненты (п. 4);

- Функции (п. 6);

- Время срабатывания пороговой предупреждающей сигнализации (п. 10).

Участником № 3293 по каждой из позиций товаров по предмету Закупки к поставке был предложен портативный газоанализатор «Лидер 021».

В составе заявки этого участника также было представлен файл «Сравнительный анализ индивидуальных газосигнализаторов на соответствие опросному листу ПАО «Транснефть». В указанном документе приведены сравнительные характеристики газоанализатора «Лидер 021», соответствующие требованиям опросных листов.

Вместе с тем, в той же заявке на участие в Закупке представлено свидетельство об утверждении типа средств измерений № 72513, выданное Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в отношении нескольких моделей газоанализаторов, в т.ч. в отношении модели «Лидер 021».

Как пояснил заказчик на заседании Комиссии, при сопоставлении характеристик газоанализатора «Лидер 021», указанных в Описании типа средств измерений (приложение к свидетельству № 72513), с требованиями опросных листов было выявлено несоответствие реальных характеристик предъявляемым требованиям по п.п. 3, 4, 6, 10 опросных листов:

Запрашиваемые данные

Требуемые характеристики

Характеристики газоанализатора «Лидер 021»

Назначение (п. 3)

Измерение концентрации паров нефти,

керосина, дизельного топлива и бензина на открытом воздухе

Измерение объемной доли кислорода, массовой концентрации токсичных и углеводородных газов в воздухе рабочей зоны

Определяемые компоненты

(один или несколько вариантов из указанных в свидетельстве об

утверждении типа средств измерений) (п. 4)

1 Горючие газы.

2 Пары горючих жидкостей.

3 Горючие газы и пары и их смеси.

4 Довзрывные концентрации суммы предельных углеводородов.

5 Пары/углеводороды нефти, керосина, дизельного топлива, бензина

Горючие газы

Функции (п. 6)

1 Измерение концентрации паров нефти, керосина, дизельного топлива и бензина.

2 Выдача вибрационного, светового и звукового предупреждающих сигналов (одновременно) при достижении содержания определяемого компонента порогов срабатывания «ПОРОГ 1» и «ПОРОГ 2» (сигналы порогов срабатывания должны различаться по частоте, цвет светового сигнала - красный).

3 Изменение и отображение значений уставок порогов срабатывания «ПОРОГ 1» и «ПОРОГ 2» (на самом индивидуальном газосигнализаторе или на подключенном персональном компьютере). Защита изменения значений уставок от несанкционированного доступа.

4 Выдача/отображение сигнала/информации о возникновении неисправности при возникновении неисправности.

5 Отображение информации об уровне заряда аккумуляторной батареи. Выдача/отображение сигнала/информации при ее разряде.

6 Сохранение в энергонезависимой памяти архива значений содержания определяемого компонента по каждому измерительному каналу, даты и времени измерения значений (не менее чем за последний месяц или последних 3000 измерений). Частота сохранения данных - не реже чем каждые 15 с.

7 Обмен данными с персональным компьютером

Измерение объемной доли кислорода, массовой концентрации токсичных и углеводородных газов в воздухе рабочей зоны

Время срабатывания

пороговой предупреждающей сигнализации (значение определяемой концентрации в 1,6 раза, превышает уставку порога срабатывания), не более, с (п. 6)

 

 

15

 

 

30 по гексану (С6Н14)

Из приведенной сравнительной таблицы усматривается, что реальные характеристики предложенного к поставке товара отличаются от заявленных участником № 3293 и не соответствуют предъявляемым требованиям. Таким образом, ПАО «Транснефть» правомерно принято решение об отклонении заявки участника № 3293 в связи с несоответствием предложенного товара требованиям документации о Закупке.

Довод о некорректном указании в п. 10 опросных листов значения срабатывания пороговой предупреждающей сигнализации является необоснованным.

Так, нефть является сложным веществом, характеристики которого определяют состав горючих газов и паров при различных температурах, давлениях, условиях протекания технологических процессов. В зависимости от места добычи нефть имеет различный качественный и количественный состав. В химическом составе нефти содержится множество разных самостоятельных соединений углеводородов.

Качественный состав паровоздушных смесей углеводородов нефти и нефтепродуктов в значительной степени зависит от способа создания (а в реальных условиях эксплуатации – возникновения) паровоздушной смеси.

Назначением и функцией требуемого к поставке газоанализатора являются измерение концентрации паров нефти, керосина, дизельного топлива и бензина, что соответствует требованиям, установленным в гигиенических нормативах ГН 2.2.5.3532-18, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.02.2018 № 25 «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.2.5.3532-18 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны».

Кроме того, в рамках проведения выполнения опытно-конструкторской работы «Исследование технических характеристик переносных газоанализаторов и индивидуальных газосигнализаторов…» (письмо ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менеделеева от 19.07.2016 №242/12-7956) был сделан вывод о том, наилучшие результаты измерений могут быть достигнуты при градуировке газоанализатора/газосигнализатора по парам того нефтепродукта, для определения паров которого будет эксплуатироваться газоанализатор/газосигнализатор.

Товарная нефть и нефтепродукты, перекачиваемые по трубопроводам, не содержат пропана, свободный пропан выделяется в процессе подготовки нефти, а оставшееся незначительное количество удаляется из нефтепродуктов при перегонке.

Утверждение же Заявителя о том, что «калибровка по пропану более правильная» продиктовано исключительно его желанием вопреки объективным данным доказать соответствие предложенной им продукции потребностям Заказчиков.

Стоит отметить, что время срабатывания предупреждающей сигнализации является величиной, влияющей на скорость оповещения персонала о наличии загазованности на месте производства работ и своевременную эвакуацию в целях предотвращения несчастного случая.

ГОСТ 27540-87 «Сигнализаторы горючих газов и паров термохимические» раскрывает понятие термина время срабатывания: интервал времени с момента появления на входе сигнализатора установленной концентрации определяемого компонента до момента срабатывания сигнализатора.

В соответствии с п. 2.1.7.1 ГОСТ 27540-87 время срабатывания переносных и индивидуальных газосигнализаторов должно составлять – не более 15 секунд.

Указанное время срабатывания должно быть применимо для всех определяемых газов, а не по какому-либо одному из них, как ошибочно полагает Заявитель.

Фактически, Заявителем обжалуются не действия конкурсной комиссии по отклонению его заявки, а положения документации о Закупке в части предъявленных требований к товару.

При этом, Жалоба Заявителя подана после окончания срока подачи заявок на участие в Закупке. В силу ст. 10 ГК РФ участники гражданского оборота должны действовать добросовестно.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ ”О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи З Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Согласно ранее упомянутому п. 6 Обзора судебной практики Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Комиссия Управления, рассматривая жалобу заявителя, исходит из необходимости оценки действий заказчика на момент принятия соответствующего решения об отклонении заявки заявителя от участия в закупке. В настоящем случае, заказчик отклонил заявку общества ввиду ее несоответствия требованиям документации. В связи с чем, оценивая действия заказчика на предмет соблюдения требований Закона о закупках, а также требований документации, Комиссия Управления не находит оснований для выводов о наличии в действиях заказчика нарушений по отклонению заявки заявителя от участия в закупке.

В связи с чем Комиссия Управления признает названный довод заявителя необоснованным.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного Комиссия приняла решение признать жалобу заявителя необоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЦЕНТР СПЕЦОДЕЖДЫ» (ИНН 5030065526) на действия ПАО «Транснефть» (ОГРН 1027700049486) при проведении закупки необоснованной.
  2. Снять ограничения при проведении конкурентной процедуры, наложенные письмом Московского УФАС России от 22.10.2019 № ПО/55217/19.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны