Решение б/н Решение от 28 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «НСПК»

<...>

АО «Тинькофф Банк»

<...>

РЕШЕНИЕ

по делу №077/05/18-6379/2023

«15» августа 2023 года г. Москва

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по

рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе (далее — Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в

составе:

председателя Комиссии: <...>ой,

членов Комиссии: <...>ой, <...>ой,

рассмотрев дело №077/05/18-6379/2023 по признакам нарушения

АО «НСПК» (ИНН:7706812159) нарушившими часть 1 статьи 18 Федерального

закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) при

распространении посредством e-mail-сообщения на электронную почту заявителя

<...>рекламы следующего содержания:

«Зима приносит новые призы. Ныряйте в сугроб призов Зима шлёт вам

Приветы! И это не просто слова, а благодарность за то, что вы платите картой

«Мир». Приветы можно обменять на повышенный кешбэк и различные промокоды.

Зайдите в личный кабинет и посмотрите за какие ещё покупки зимушказима

готова передать вам Приветы», поступившей 23.12.2022 в 13:18 от отправителя

«МИР» (адрес электронной почты info@privetmir.ru),

в присутствии представителей АО «НСПК», АО «Тинькофф Банк» (по

доверенности),

2023-40046

2

УСТАНОВИЛА:

Дело №077/05/18-6379/2023 возбуждено на основании заявления физического

лица относительно распространения посредством e-mail-сообщений на электронную

почту <...>рекламы следующего содержания:

«Зима приносит новые призы. Ныряйте в сугроб призов Зима шлёт вам

Приветы! И это не просто слова, а благодарность за то, что вы платите картой

«Мир». Приветы можно обменять на повышенный кешбэк и различные промокоды.

Зайдите в личный кабинет и посмотрите за какие ещё покупки зимушказима

готова передать вам Приветы», поступившей 23.12.2022 в 13:18 от отправителя

«МИР» (адрес электронной почты info@privetmir.ru).

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения

дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства,

применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

Поступление указанной рекламы на электронную почту <...>

подтверждается представленными в Московское УФАС России cкриншотом

сообщения, содержащим текст рассматриваемой рекламы, а также сведения о дате и

времени поступления рекламы, ее отправителе и получателе.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация,

распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых

средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение

внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к

нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О

связи», электросвязь – любые излучения, передача или прием знаков, сигналов,

голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений

любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным

системам. Информация, передаваемая посредством использования сетей

электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, так

как направляется определенным адресатам.

В силу специфики способа распространения по сетям электросвязи, такая

индивидуализация, а именно направление рекламы на конкретную электронную

почту лица, предполагается диспозицией части 1 статьи 18 Закона о рекламе и не

является обстоятельством, исключающим рекламный характер распространенного email-

сообщения. Кроме того, под неопределенным кругом лиц применительно к

Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее

определены в качестве получателей рекламной информации.

При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права,

следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является

именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт

непосредственного доведения названной информации до ее получателей.

В этой связи при разрешении вопроса относительно рекламного характера той

или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо

отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.

2023-40046

3

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства

индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет

говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц,

вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена. Резюмируя

изложенное, Комиссия отмечает, что рассматриваемая реклама не является

персональным предложением заявителю, а направлена на привлечение внимания к

объекту рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования

является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара,

изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо

мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль,

основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена

реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, под товаром понимается продукт

деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена

или иного введения в оборот.

Исходя из текста сообщений, в которых содержится предложение услуг

платежной системы «МИР», Комиссия приходит к выводу, что спорная информация

направлена на привлечение внимания потенциального потребителя к объекту

рекламирования.

Таким образом, информация, распространенная посредством отправки на

электронную почту <...>, отвечает всем признакам рекламы:

распространена посредством e-mail-сообщений; адресована неопределенному кругу

лиц, поскольку из текста информационного сообщения не представляется

возможным установить, для кого именно создано данное сообщение и на восприятие

кого оно направлено; направлена на привлечение внимания к объекту

рекламирования.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение

рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования

телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только

при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение

рекламы.

При этом реклама признается распространенной без предварительного

согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что

такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно

прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким

требованием.

Необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом

надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило

соответствующее рекламное сообщение.

Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения

предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,

изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики

2023-40046

4

применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие

абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации

и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного

рекламораспространителя.

Вместе с тем, согласие на получение от конкретного лица информации

справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не

может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о том,

что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а

обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на

рекламораспространителя.

Доказательств получения согласия адресата на получение рекламы

АО «НСПК» не представлено.

Согласно представленным материалам и пояснениям, заявитель сообщает, что

13.09.2022 поступило рекламное письмо от info@privetmir.ru с предложением

подтвердить адрес электронной почты, кликнув по ссылке.

В ответ на данное письмо было направленно письмо, что данное предложение

Клиенту не интересно, а также прекратить распространение рекламы в адрес

заявителя.

Далее Заявителю стали поступать спам-письма с адреса promo@privetmir.ru,

несмотря на требование о нераспространении рекламы в его адрес.

1 ноября 2022 г. Заявитель направил претензию на адрес электронной почты

info@nspk.ru с требованием компенсировать нанесенный ущерб, претензия была

получена, а 2 ноября 2022 г пришел отказ в удовлетворении требований Заявителя.

8 февраля 2023 г. Заявитель направил запрос о том, почему компания не

выполняет ранее направленное требование, по какой причине требовались

дополнительные данные (номер телефона). Запрос АО «НСПК» был получен. Ответ

на данный запрос Заявитель не получил.

15 февраля 2023 Заявитель отправил в Общество новую претензию с

требованиями компенсации морального вреда, после чего Заявителю 1 марта 2023 г.

пришел ответ с возражениями несоответствующими действительности. В письме

утверждается, что просьбу о прекращении спама Заявитель направил 8 февраля 2023

г, хотя в этот день был направлен вопрос, почему компания потребовала

дополнительные данные.

Относительно поступления на адрес <...>электронных писем с

электронного адреса info@privetmir.ru, установлено, что Заявитель указал свой

электронный адрес при заполнении договора с АО «Тинькофф Банк», где также дает

свое согласие на обработку персональных данных, указанных в заявлении-Анкете, в

том числе третьим лицам, в целях их обработки, а также получения предложений

продуктов и услуг Банка и его партнеров, в том числе рекламы.

На заседании комиссии, представитель АО «НСПК» пояснил, что Клиент при

обращении в Тинькофф Банк с целью получения карты «МИР» платежной системы

«МИР», оператором которой является АО «НСПК», клиент заполнил анкету и тем

самым предоставил свое согласие на получение рекламы, т.е. подписывая анкету,

клиент согласился с условиями банковского обслуживания банка, а в условиях

2023-40046

5

банка указано, о том, что он соглашается на получение информации, в том числе

рекламной, об акциях, в том числе платежной системой «МИР».

В соответствии с чем, АО «НСПК» считает, что рассматриваемая реклама

была направлена с согласия абонента на ее получение. При этом представитель АО

«НСПК» не представил прямого согласия клиента на обработку персональных

данных, в том числе третьим лицам, в целях их обработки, а также получения

предложений продуктов и услуг Банка и его партнеров, в том числе рекламы,

выраженного в отношении АО «НСПК».

Согласно позиции АО «Тинькофф Банк», в распространении рекламы Банк не

участвовал, поручений не давал. Также на основании пояснений, следует, что со

стороны АО «НСПК» не состоятельные доводы, т.к. каждый

рекламораспространитель должен получать согласие на распространение рекламы и

перед распространением рекламы проверять соблюдение Закона о рекламе.

При этом, из пояснений следует, что Банк не заключал с третьими лицами, в

том числе с АО «НСПК» договор на распространение рассматриваемой рекламы, не

давал поручений на распространение рекламы/не участвовал в распространении

рекламы, не согласовывал рекламу, а также не определял объект рекламирования

и/или содержание указанной рекламы.

Комиссия обращает внимание, что АО «НСПК» в данном случае будучи

рекламораспространителем, не имел согласия адресата на получение от Общества

рекламы, а ссылка на наличие между владельцем электронной почты и АО

«Тинькофф Банк» договрных отношений представляются несостоятельными.

Таким образом, в настоящем случае отсутствует выраженное согласие

абонента на получение рекламы, в том числе от конкретного

рекламораспространителя.

Таким образом, распространение рекламы на электронную почту

<...>от отправителей отправителя «МИР» (адрес электронной почты

info@privetmir.ru) с нарушением части 1 статьи 18 Закона о рекламе является

ненадлежащим.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за

нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе, несет

рекламораспространитель.

В силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем

является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в

любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее

фактическое доведение объекта рекламирования до сведения потребителей.

АО «НСПК» является рекламораспространителем рекламы на электронную

почту заявителя <...>следующего содержания:

«Зима приносит новые призы. Ныряйте в сугроб призов Зима шлёт вам

Приветы! И это не просто слова, а благодарность за то, что вы платите картой

«Мир». Приветы можно обменять на повышенный кешбэк и различные промокоды.

Зайдите в личный кабинет и посмотрите за какие ещё покупки зимушказима

готова передать вам Приветы», поступившей 23.12.2022 в 13:18 от отправителя

«МИР» (адрес электронной почты info@privetmir.ru).

2023-40046

6

Данное обстоятельство АО «НСПК» не оспаривается.

Объективных доводов, свидетельствующих о невозможности соблюдения

требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе, в том числе в части

нераспространения рекламы, законной по содержанию, но не по способу

распространения потребителю рекламы, АО «НСПК» не представлено.

Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в действиях АО

«НСПК» установлено нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе, выразившееся

в распространении рекламы следующего содержания:

«Зима приносит новые призы. Ныряйте в сугроб призов Зима шлёт вам

Приветы! И это не просто слова, а благодарность за то, что вы платите картой

«Мир». Приветы можно обменять на повышенный кешбэк и различные промокоды.

Зайдите в личный кабинет и посмотрите за какие ещё покупки зимушказима

готова передать вам Приветы», поступившей 23.12.2022 в 13:18 от отправителя

«МИР» (адрес электронной почты info@privetmir.ru), без предварительного согласия

владельца на ее получение.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,

возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о

рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от

24 ноября 2020 года № 1922 (далее — Правила), при установлении факта нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях

прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному

(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении

нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия,

направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы

(пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект

рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение

рекламы, которая не побуждает к совершению противоправных действий, а также не

призывает к совершению насилия и жестокости, предупреждения нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33,

36 Закона о рекламе.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных

при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны,

исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных

отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав

потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к

выводу о необходимости выдачи АО «НСПК» предписания о прекращении

(недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о

рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения

Закона о рекламе. Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36

Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия Московского

УФАС России,

2023-40046

7

РЕШИЛА:

1.Признать АО «НСПК» нарушившим часть 1 статьи 18 Закон о рекламе,

выразившегося в распространении рекламы следующего содержания:

«Зима приносит новые призы. Ныряйте в сугроб призов Зима шлёт вам

Приветы! И это не просто слова, а благодарность за то, что вы платите картой

«Мир». Приветы можно обменять на повышенный кешбэк и различные промокоды.

Зайдите в личный кабинет и посмотрите за какие ещё покупки зимушказима

готова передать вам Приветы», поступившей 23.12.2022 в 13:18 от отправителя

«МИР» (адрес электронной почты info@privetmir.ru), без предварительного согласия

владельца на ее получение.

2.Выдать АО «НСПК» предписание о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского

УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном

правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,

предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации.

Председатель комиссии <...>а

Члены комиссии:

<...>ой

<...>й

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны