Решение б/н б/а от 3 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-13048/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
29.07.2021                                                                                       г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

членов Комиссии:

при участии представителей от ООО «123 СОЛЮШНС», АО «Росгазификация»,

рассмотрев жалобу ООО «123 СОЛЮШНС» (далее — Заявитель) на действия АО «Росгазификация» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку персональных компьютеров, ноутбуков и периферийного оборудования для нужд АО «Росгазификация» (реестровый № 32110429550, далее — Закупка),

 

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с отклонением своей заявки, поданной на участие в Закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

19.07.2021 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок и на официальном сайте ЭТПЗ был опубликован Протокол оценки и сопоставления заявок №2 от 14.07.2021 (далее - Протокол), в соответствии с которым заявка Заявителя была отклонена.

Заявитель считает данное отклонение неправомерным.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Комиссия, заслушав позицию сторон, проанализировав материалы, представленные на заседании Комиссии, приходит к решению о признании жалобы обоснованной в части на основании следующих фактических обстоятельств дела.

В соответствии с Протоколом заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:

1) Несоответствие заявки Участника требованиям пункту 29 Документации о закупке.

2) Несоответствие заявки Участника требованиям Заказчика к оформлению и содержанию документов (Приложение № 2 к Извещению о закупке).

Заявитель в своей жалобе указывает, что в уведомлении об отказе не содержится детального обоснования решения об отказе заявителю в допуске к участию в закупке, а именно: не указаны конкретные пункты документации, которым не соответствует заявка участника.

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;

6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

В данном случае, из указанного содержания Протокола невозможно установить, какому положению Документации не соответствует заявка Заявителя, поскольку пунктом 29 Документации установлено, что участник закупки должен соответствовать следующим требованиям:

- наличие у Участника закупки полномочий, необходимых для предоставления Покупателю прав пользования программным обеспечением – предоставляются копии первых и последних листов договоров\контрактов и приложений к ним, подтверждающих легальность передачи лицензий Заказчику (полная цепочка контрактов от Правообладателя к Участнику закупки без раскрытия коммерческих параметров сделок) либо гарантийное письмо в свободной форме, подтверждающее право пользования программным обеспечением – защита интересов Покупателя/Заказчика от нелицензионного программного обеспечения;

- наличие у Участника закупки полной цепочки контрактов на товар – предоставляются копии первых и последних листов договоров\контрактов и приложений к ним, подтверждающих легальность производства товара (полная цепочка контрактов от производителя к Участнику закупки без раскрытия коммерческих параметров сделок) либо копия партнерского соглашения/договора на поставку товара в случае победы участника в запросе предложений – защита от поставки контрафактной продукции;

- обладать правоспособностью, необходимой для заключения и исполнения договора;

- соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара/выполнение работы/оказание услуги;

- не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);

- деятельность участника не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- не быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом);

- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

- обладание участником закупки правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, в объеме и в пределах, достаточных для передачи таких прав заказчику;

- отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации;

- не являться лицом, на имущество которого наложен арест по решению суда, административного органа, и (или) экономическая деятельность которого приостановлена по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;

- сведения об участнике должны отсутствовать в реестрах недобросовестных поставщиков, которые ведутся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 и Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011;

- иметь опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки.

При этом данным в пункте 29 Документации установлены дополнительные требования, а также указаны обязательные документы, предъявляемые участником для подтверждения соответствия требованиям, предъявляемым к участнику Закупки.

Кроме того, Приложение № 2 к Извещению о проведении открытого запроса предложений в электронной форме установлены требования к оформлению и содержанию документов.

Исходя из формулировки оснований для отказа, использованной Заказчиком в Протоколе, невозможно однозначно установить, в какой именно части заявка Заявителя не соответствует требованиям Документации.

Составленный таким образом протокол нарушает право участника закупки на обжалование неправомерного отклонения заявки.

При этом нераскрытие указанной, предусмотренной законом информации в протоколе приводит к манипулирование заказчиком итогами закупочной процедуры. Так, на этапе рассмотрения заявок могут быть установлены одни основания для отклонения, а на этапе обжалования в антимонопольном органе уже другие, что приводит к невозможности обжалования соответствующих оснований со стороны участников процедуры.

Кроме того, Заказчиком при направлении возражений в антимонопольный орган также была допущена ошибка в части указания оснований для отклонения несоответствия заявки Заявителя, что только подтверждает вывод Комиссии о недостаточном раскрытии соответствующих сведений.

С учетом изложенного на основании этого Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение подпункта «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.

В связи с чем Комиссия приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что заявка Заявителя была отклонена по следующим причинам:

- непредоставление документа, подтверждающего право на распоряжение исключительным правом (предоставляются копии первых и последних листов договоров\контрактов и приложений к ним, подтверждающих легальность передачи лицензий Заказчику (полная цепочка контрактов от Правообладателя к Участнику закупки без раскрытия коммерческих параметров сделок) либо гарантийное письмо в свободной форме, подтверждающее право пользования программным обеспечением – защита интересов Покупателя/Заказчика от нелицензионного программного обеспечения);

- непредоставление письменного согласия на оказание услуг (поставку товара) без авансирования;

- несоблюдение установленных требований к форме заявки (направление технического предложения в редактируемом формате без подписи ответственного лица) прямо нарушает требования к оформлению документов.

На заседании Комиссии представитель Заказчика направил заявку Заявителя.

В соответствии с пунктом 29 Документации требования о данных документах описаны следующим образом:

Участник закупки в том числе должен соответствовать следующим требованиям письменное согласие на оказание услуг без авансирования.

Также в приложении № 2 к Извещению о проведении открытого запроса предложений в электронной форме указано, что заявка и документы, входящие в состав заявки, должны быть заверены подписью участника закупки и печатью (при ее наличии), предоставлены в виде цветного скан-образа и быть легко читаемыми. Каждый отдельный документ должен находиться в соответствующем отдельном файле в формате *pdf.

Комиссией было установлено, что в пунктах 4, 8 заявки Заявитель указывает, что в случае принятия заявки обязуется оказывать услуги в установленные договором сроки. Также Заявитель указывает в заявке, что он ознакомлен с условиями проекта договора и обязуется их выполнять их в полном объёме с учетом всех требований.

Таким образом, Заявитель выразил согласие с условиями Документации.

Пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В связи с чем Комиссия признает данное основание для отклонения неправомерным.

Что касается представления технического предложения Заявителем в составе заявки в формате docx без подписи ответственного лица, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2, частями 4-5 статьи 3.3 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

Электронные документы участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки.

Таким образом, заявки участников, направляемые в адрес Заказчика на участие в Закупке, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответствующего участника.

Отклонение же заявки участника на основании наличия подписанной заявки усиленной квалифицированной электронной подписью без предоставления бумажной версии явно противоречит обычаям делового оборота и является злоупотреблением правом.

При этом в силу частей 1, 2, 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. При этом, если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.

При этом электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью, имеет такую же юридическую силу, как и подписанный собственноручно документ на бумажном носителе, и влечет предусмотренные для такого документа правовые последствия, если электронный документ подписан электронной цифровой подписью лица, имеющего право подписи соответствующих документов, и в отношении такой электронной цифровой подписи соблюдены условия, установленные статьей 6 Закона «Об электронной подписи».

Доказательств того, что техническое предложение, представленное Заявителем, не подписано электронной подписью, Заказчиком не представлено.

Учитывая изложенное, по мнению Комиссии, в настоящем случае Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя по данному основанию.

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в техническом предложении Заявителя указано, что «… Участник размещения закупок предоставляет ниже указанные документы при заключении контракта:

1. наличие у Участника закупки полномочий, необходимых для предоставления Покупателю прав пользования программным обеспечением – предоставляются копии первых и последних листов договоров\контрактов и приложений к ним, подтверждающих легальность передачи лицензий Заказчику (полная цепочка контрактов от Правообладателя к Участнику закупки без раскрытия коммерческих параметров сделок) либо гарантийное письмо в свободной форме, подтверждающее право пользования программным обеспечением – защита интересов Покупателя/Заказчика от нелицензионного программного обеспечения;

2. наличие у Участника закупки полной цепочки контрактов на товар – предоставляются копии первых и последних листов договоров\контрактов и приложений к ним, подтверждающих легальность производства товара (полная цепочка контрактов от производителя к Участнику закупки без раскрытия коммерческих параметров сделок) либо копия партнерского соглашения/договора на поставку товара в случае победы участника в запросе предложений – защита от поставки контрафактной продукции…».

В свою очередь, в соответствии с пунктом 9 Документации участник должен представить копии первых и последних листов договоров\контрактов и приложений к ним либо гарантийное письмо в свободной форме, подтверждающее право пользования программным обеспечением.

Заявителем в заявке не были представлены данные документы.

В свою очередь, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих невозможность представления указанных документов.

Таким образом, Заказчик правомерно отклонил заявку Заявителя по данному основанию.

В связи с чем Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода.

Помимо этого Заявитель в жалобе указал, что в приложении № 2 к извещению сказано, что при отсутствии в перечне предоставляемых документов, приведенном в настоящем Приложении, какого-либо документа, установленного требованиями п.36 и 37 Документации о закупке, необходимо руководствоваться требованиями настоящего Приложения и п.36 и 37 Документации о закупке и включать такой документ в состав заявки.

Данные требования к оформлению заявки, по мнению Заявителя, путают и вводят в заблуждение потенциальных участников закупки, так как в п. 18 аукционной документации (Порядок подачи заявок на участие в закупке участниками закупки) установлено, что Требования к содержанию и оформлению заявок и подачи ценового предложения приведены в пунктах 34 и 35 Документации о закупке, а также в Приложении № 2 к Извещению о проведении открытого запроса.

Вместе с тем Заявителем не обжаловались указанные положения закупочной документации до окончания срока подачи заявок, к тому же, из документации однозначно следует, что указанные документы должны представляться участником процедуры, а не исполнителем или победителем. Вместе с тем исходя из заявки Заявителя невозможно сделать вывод, что он соответствовал требованиям документации в указанной части.

В связи с чем Комиссия признает данный довод необоснованным.

Вместе с тем предписание Заказчику не выдается, так как у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя. Кроме того, как указано представителем Заказчика на заседании Комиссии в любом случае Заявитель не мог стать победителем закупочной процедуры в связи с тем, что по балльной оценки ему не было бы начислено 30 баллов за представление отдельного письма о сроках поставки.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «123 СОЛЮШНС» (ИНН: 7726623978, ОГРН: 1097746080904) на действия АО «Росгазификация» (ИНН: 7719040220, ОГРН: 1027739033410) при проведении Закупки обоснованной в части.

2. Установить в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.

3. Обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны