Решение б/н б/а от 17 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6760/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11.05.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»,

членов Комиссии:

«...»,

«...»,

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «ЦОС», АО «ЖТК», Фонд реновации;

в отсутствие представителей АО «ЕЭТП», уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 05.05.2022 № НП/24418/22;

рассмотрев жалобу ООО «Центр оценки собственности» (далее - Заявитель) на действия Фонд реновации (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по оценке стоимости сооружений инженерно-коммунального назначения и оборудования (реестровый № 32211284014, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявки Заявителя по нестоимостному критерию оценки заявок «Обеспеченность кадровыми ресурсами».

Заявитель также указывает, что Заказчик в Протоколе подведения итогов от 26.04.2022 не указал не содержит конкретных квалификационных показателей по нестоимостным критериям участников Закупки. Соответственно, Заявитель 27.04.2022 направил запрос разъяснений итогового протокола. Заявитель обращает внимание, что ответ на указанный запрос не был получен.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупках товаров, работ, услуг Московского фонда реновации жилой застройки (с учетом особенностей реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве), утвержденного Протоколом заседания Совета Московского фонда реновации жилой застройки от 30.11.2021 № б/н (далее – Положение, Положение о закупке).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 04.04.2022 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 32211284014 о проведении конкурса в электронной форме (двухэтапный) на оказание услуг по оценке стоимости сооружений инженерно-коммунального назначения и оборудования.

В соответствии с протоколом № 15-0322-ОКЭФ-1 подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 26.04.2022 заявки участников оценены следующим образом.

 

№ регистр.

Заявки

Наименование

участника процедуры закупки,

ФИО

Предложение по критериям оценок заявок на участие в конкурсе

 

Цена договора

Обеспеченность кадровыми ресурсами

(квалификация)

Опыт выполнения аналогичных предмету

закупки работ (услуг), поставки товаров

1

ООО «ЦОС»

50,00

3,13

8,03

2

ООО «КОМПАС»

23,91

18,75

25,00

3

ООО «ГК «ДЕКАРТ»

20,96

17,19

7,73

5

ООО «ЭсАрДжи-Консалтинг»

15,31

25,00

5,60

7

ООО «КГ «Высшие Стандарты Качества»

20,37

10,94

0,63

9

ООО «Атлант Оценка»

42,31

12,50

0,00

11

ООО ОФ «Спектр»

30,56

0,00

0,79

14

ООО «Институт оценки»

24,55

12,50

5,20

 

Заявке Заявителя по оспариваемому критерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами (квалификация)» присвоено 3,13 баллов.

Между тем, Заявитель указывает, что им в составе заявки предоставлены сведения и необходимые документы на 46 специалистов. Для подтверждения сведений, что указанные специалисты официально оформлены в штате ООО «ЦОС», Заявителем была предоставлена бухгалтерская форма СЗВ-М.

Как указывает Заявитель, форма СЗВ-М – это отчетность, которая ежемесячно направляется работодателем в ПФР, и содержит сведения о застрахованных лицах, о периоде отчетности и т.д.

В свою очередь, Комиссия отмечает следующее.

В закупочной документации указано, что требования к содержанию, форме и оформлению предложения указаны в пункте 4 конкурсной документации. В составе заявки должны быть документы и заполненные формы, указанные в конкурсной документации. В случае ненадлежащего исполнения вышеуказанных требований, участник закупки не допускается комиссией к участию в конкурсе.

В приложении 5 к закупочной документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок.

1. Стоимостные критерии оценки: цена договора.

2. Стоимостные критерии оценки.

2.1. Квалификация участников закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов; обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация); наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров.

Показатели критерия: Обеспеченность кадровыми ресурсами (квалификация).

Показатели критерия: Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров.

В рассматриваемом случае Заявитель оспаривает отклонение по критерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами (квалификация)».

Коэффициент значимости (КЗ) = 0.5.

Максимальная оценка по показателю – 50.0 баллов.

Содержание: Оцениваются сведения о кадровом составе участника конкурса, в том числе наличие штатных (не менее двух специалистов в штате участника закупки в соответствии с положениями статьи 15.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ), имеющих членство в саморегулируемой организации оценщиков (подтверждается копиями выписки из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членами которой они являются и договора обязательного страхования ответственности оценщика) и обладающих опытом выполнения работ не менее 5 (пяти) лет в области оценочной деятельности.

Квалификация кадровых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг, подтверждается следующими документами: выписка из штатного расписания, копии трудовых книжек, трудовых договоров, документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программ по профессиональной переподготовке, копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членами которой они являются и договора обязательного страхования ответственности оценщика.

Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии). Учитывается фактическое количество специалистов, независящее от количества у каждого специалиста сертификатов (аттестатов, удостоверений и т.п.) в одной или нескольких из вышеперечисленных областей.

В составе заявки на участие в конкурсе предоставляются сводные сведения о наличии у участника закупки квалифицированных специалистов, содержащие перечень сотрудников, информацию о должности каждого сотрудника, его ФИО, область квалификации, а также о членстве в саморегулируемой организации оценщиков. Рекомендуемая форма «Предложения об обеспеченности кадровыми ресурсами (квалификация)» приведена в Приложении № 2 к настоящим критериям оценки заявок участников закупки.

Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Порядок оценки: Максимальное количество баллов присваивается заявке на участие в закупке, содержащей лучшее предложение по показателю.

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi /К max),

где: КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; К max - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена:

- участнику конкурса, который представил сведения, содержащие не все требуемые данные, указанные в показателе;

- участнику конкурса, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие предоставленные сведения о наличии специалистов, указанных в показателе.

Рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки оценивается в балах, полученных участником по результатам оценки по показателям данного критерия оценки, с учетом коэффициента значимости критерия оценки.

На заседании Комиссии Заказчик указал, что расчет для Заявителя производился с учетом полного документального подтверждения по 2 оценщикам и максимального предложения другого участника закупки в количестве 16 оценщиков:

0,25*100*(2/16) = 3,13 балла.

Комиссия обращает внимание, что в рассматриваемом случае квалификация кадровых ресурсов подтверждалась предоставлением полного пакета установленных закупочной документацией документов, а именно: выписка из штатного расписания, копии трудовых книжек, трудовых договоров, документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программ по профессиональной переподготовке, копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членами которой они являются и договора обязательного страхования ответственности оценщика.

Комиссия изучила материалы в составе заявки Заявителя. Также Заказчик предоставил сведения об оценке кадровых ресурсов Заявителя с учетом установленных закупочной документацией требований.

В составе заявки присутствуют копии трудовых книжек на 12 сотрудников. При этом копии трудовых договоров представлены на всех заявленных сотрудников. Заявитель отмечает, что сотрудники могут работать по совместительству.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей. В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.

На основании статьи 283 ТК РФ лицо, поступающее на работу по совместительству к другому работодателю, не предъявляет трудовую книжку в случае, если по основному месту работы работодатель ведет трудовую книжку на данного работника или если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не оформлялась. При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления документа об образовании и (или) о квалификации либо его надлежаще заверенной копии, а при приеме на работу с вредными и (или) опасными условиями труда - справку о характере и условиях труда по основному месту работы.

Согласно статье 284 ТК РФ, продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Между тем, в составе заявки представлена копия трудового договора от «...» Комиссия отмечает, что копия трудовой книжки не представлена. Согласно пункту 8 указанного трудового договора, настоящий трудовой договор является договором по основной работе, в пункте 18 устанавливается продолжительность рабочей недели — пятидневная с двумя выходными днями.

Копия трудового договора от «...» вообще не содержит сведений о работе по совместительству.

Относительно опыта выполнения работ не менее 5 (пяти) лет в области оценочной деятельности, Комиссия отмечает следующее.

Заказчик указывает, что опыт рассчитывал исходя из сведений в трудовой книжке или трудовом договоре.

При этом Заявитель отмечает, что опыт рассчитывается с учетом членства в саморегулируемой организации оценщиков.

В свою очередь, Комиссия на примере сотрудника «...» указывает, что, согласно копии выписки из реестра СРО, данный сотрудник является членом РОО и включен в реестр 11.03.2008.

При этом, в копии трудовой книжки указано, что 02.12.2019 принят на должность руководителя департамента оценки недвижимости, инвестиционных проектов и приобретенных активов. До указанной даты с 22.07.1997 был принят на должность генерального директора без указания опыта работы как оценщика. Таким образом, Комиссия отмечает, что формально опыт оценщика в рассматриваемом случае идет с 2019 года, то есть меньше 5 лет.

«...» включена в реестр оценщиков 23.07.2021, трудовой договор также от 09.09.2021.

«...» включен в реестр 21.12.2007, трудовой договор от 03.02.2021. При этом, Комиссия отмечает, что сведений о работе оценщиком до 2021 года не представлено.

Относительно отсутствия высшего образования у ряда сотрудников, Комиссия указывает, что Заявитель не отрицал данного факта. Но при этом Комиссия также подчеркивает, что, согласно таблице, представленной Заказчиком, у 16 сотрудников есть высшее образование, соответствующее требованиям закупочной документации.

Также Комиссия отмечает, что закупочная документация Заявителем в установленный срок не оспаривалась, запросы разъяснений закупочной документации не подавалась.

Вместе с тем, Комиссия обращает внимание, что всего в итоговом протоколе были оценены 8 заявок.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при оценке заявки Заявителя по оспариваемому критерию.

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Закупочной документации в момент подачи им заявок на участие в Закупке.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителями ни в административном, ни в судебном порядке.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в указанной части.

В отношении довода Заявителя, что Заказчик в итоговом протоколе от 26.04.2022 не указал конкретных квалификационных показателей по нестоимостным критериям участников оспариваемой Закупки, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Вместе с тем, Комиссия установила, что 26.04.2021 Заказчиком в ЕИС размещен протокол № 15-0322-ОКЭФ-1 подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, содержащий в себе исчерпывающую информацию по каждому критерию оценки.

При этом, Закон о закупках не содержит прямых указаний о необходимости включения в итоговый протокол абсолютно всей информации, детально раскрывающей причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов).

Комиссия также установила, что закупочной документации отсутствует обязанность Заказчика давать разъяснения на положения итогового протокола.

Тем не менее, Комиссия установила, что со стороны Заказчика 06.05.2022 дан ответ на запрос Заявителя от 27.04.2022.

Таким образом, довод Заявителя о находит своего подтверждения.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЦОС» (ИНН: 7704205198; ОГРН: 1027700560656) на действия Фонд реновации (ИНН: 7703434808; ОГРН: 1177700018319) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 05.05.2022 № НП/24418/22.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны