Решение б/н б/а от 26 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-19160/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21.12.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «Дезфокс», ГУП «ЦУГИ»;

в отсутствие представителей АО «ЕЭТП», уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 16.12.2022 № НП/64371/22;

рассмотрев жалобу ООО «Дезфокс» (далее - Заявитель) на действия ГУП «ЦУГИ» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по санитарно-профилактической обработке объектов для нужд ГУП «ЦУГИ» (реестровый № 32211880210, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 14.12.2022 № 28/112971/22.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно признал участника оспариваемой Закупки ООО «ЭКО ДЕЗ» победителем, поскольку ООО «ЭКО ДЕЗ» представило в составе заявки недостоверные сведения в рамках критерия оценки «Квалификация участников» по следующим показателям:

- «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг»;

- «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг Государственного унитарного предприятия города Москвы «Центр управления городским имуществом», версия 25 от 23.08.2022 (далее – Положение о закупке).

Комиссией установлено, что 24.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32211880210 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по санитарно-профилактической обработке объектов для нужд ГУП «ЦУГИ».

В соответствии с протоколом подведения итогов процедуры 32211880210.3 от 08.12.2022 оценка заявок участников выглядит следующим образом.

 

Порядковый номер заявки

«Квалификация трудовых ресурсов»

«Опыт участника»

 

 

 

Заявка № 964058

40

21 071 366,40 руб.

Заявка № 964383

0

0,00 руб.

 

Заявитель в своей жалобе указывает, что согласно открытым данным, в отношении ООО «ЭКО ДЕЗ» на 2021 год указана следующая информация:

- среднесписочная численность работников организации: 0 (ноль) человек;

- сумма доходов по данным бухгалтерской отчетности организации: 0 (ноль) рублей.

Также Заявитель обращает внимание, что согласно открытым данным из Единой информационной системы (далее - ЕИС) ООО «ЭКО ДЕЗ» является исполнителям по двум контрактам:

- № 33ЭА44-2022, цена контракта – 131 490 руб.;

- № 0373200032222000600, цена контракта – 1 000 000 руб.

Таким образом, Заявитель делает вывод, что данные относительно 40 сотрудников и опыта на 21 071 366,40 руб. не является достоверной.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается в том числе осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В оспариваемой Закупке использовались два критерия.

В закупочной документации в целях оценки заявок Заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

- стоимостные: цена договора;

- нестоимостные: квалификация участников.

 

 

Квалификация участников

Значимость: 50 % (коэффициент значимости критерия 0,5)

Содержание: Подтверждение наличия у участника закупки опыта оказания услуг, аналогичных предмету закупки, квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг.

Порядок оценки: при оценке заявок по данному критерию лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию (максимальное кол-во баллов - 100).

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

 

 

Показатель «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг»

Коэффициент значимости (КЗ) = 0,80

Максимальная оценка по показателю – 80 баллов.

Оценивается предложение участника по количеству следующих сотрудников, состоящих в штате организации и/или привлекаемых на основании договора гражданско-правового характера:

1) Дезинфекторов, имеющих среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы или среднее (полное) общее образование и дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности;

2) Инструктор-дезинфектор, имеющих среднее профессиональное образование по специальности «Медико-профилактическое дело» и сертификат специалиста по специальности «Дезинфекционное дело».

Подтверждается следующими документами:

- для сотрудников (работников), состоящих в штате организации участника: копия (копии) трудовых книжек или документ по форме СТД-ПФР (Приложение № 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.01.2020 № 23н) и трудовых договоров, оформленных и заверенных надлежащим образом и содержащих полные сведения о сотруднике (работнике) в соответствии с действующим трудовым законодательством, применяемым на территории Российской Федерации; копия (копии) дипломов и документов, подтверждающих прохождение повышения квалификации (переподготовки);

- для сотрудников (работников), привлекаемых участником закупки на основании договора гражданско-правового характера: копия (копии) гражданско-правовых договоров, оформленных и заверенных надлежащим образом и содержащих полные сведения о сотруднике (работнике) в соответствии с действующим законодательством, применяемым на территории Российской Федерации; копия (копии) дипломов и документов, подтверждающих прохождение повышения квалификации (переподготовки).

Рекомендуемая форма для предоставления сведений - «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» (Приложение №1 к Критериям оценки заявок).

 

Порядок оценки:

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:

 

,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

 

Показатель «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Коэффициент значимости (КЗ) = 0,20

Максимальная оценка по показателю – 20 баллов.

Контрактами (договорами) сопоставимого характера будут считаться контракты (договоры) на оказание услуг по санитарно-профилактической обработке объектов (дератизации и/или дезинфекции и/или дезинсекции помещений), содержащие сведения о стоимости оказанных услуг, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника.

 

Оценивается суммарный объем оказанных услуг, исчисляемый в рублях, без нарушения сроков и иных условий контракта/договора по вине участника закупки. Учитываются контракты/договоры, стоимость которых (а именно, стоимость оказанных услуг) по каждому отдельному договору (контракту) составляет не менее 1 000 000 руб., заключенные за период с 2020 года.

Сведения о наличии опыта у участника закупки подтверждаются:

- копиями контрактов/договоров и актами оказанных услуг, содержащих сведения
о стоимости оказанных услуг, сведениями из реестра и/или выписками из карточки контракта/договора в реестре контрактов/договоров, заключенных с участником и опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения
о стоимости оказанных услуг. Непредставление в составе заявки на участие таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие.

Рекомендуемая форма для предоставления сведений – форма 5 «Справка о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров, заключенных за период с 2020 года» (Приложение №2 к Критериям оценки заявок).

 

Порядок оценки:

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:

 

,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Оценка в 0 баллов будет присвоена: участнику, который не имеет опыта сопоставимого характера и объема; участнику, который не представил в составе своей заявки сведений о наличии опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема за указанный период, либо представил сведения, содержащие не все требуемые данные, указанные в показателе; участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие предоставленные сведения о наличии опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема за указанный в показателе период.

 

Комиссия считает необходимым отметить, что по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» оценивается предложение участника по количеству следующих сотрудников, состоящих в штате организации и/или привлекаемых на основании договора гражданско-правового характера.

Подтверждается следующими документами:

- для сотрудников (работников), состоящих в штате организации участника: копия (копии) трудовых книжек или документ по форме СТД-ПФР (Приложение № 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.01.2020 № 23н) и трудовых договоров, оформленных и заверенных надлежащим образом и содержащих полные сведения о сотруднике (работнике) в соответствии с действующим трудовым законодательством, применяемым на территории Российской Федерации; копия (копии) дипломов и документов, подтверждающих прохождение повышения квалификации (переподготовки);

- для сотрудников (работников), привлекаемых участником закупки на основании договора гражданско-правового характера: копия (копии) гражданскоправовых договоров, оформленных и заверенных надлежащим образом и содержащих полные сведения о сотруднике (работнике) в соответствии с действующим законодательством, применяемым на территории Российской Федерации; копия (копии) дипломов и документов, подтверждающих прохождение повышения квалификации (переподготовки).

Таким образом, Комиссия установила, что при оценке заявок учитывается количество специалистов по требуемым специальностям, подтвержденных копиями трудовых книжек сотрудников, либо копиями трудовых/гражданско-правовых договоров с такими сотрудниками, а также копиями соответствующих сертификатов (удостоверений аттестатов, и иных документов) подтверждающих прохождение повышения квалификации (переподготовки).

Между тем, Комиссия, изучив документы в составе заявки ООО «ЭКО ДЕЗ» (далее — Победитель), установила, что Победителем представлены сведения об имеющихся у участника специалистах в количестве 40 человек, привлекаемых для оказания услуг на основании договоров гражданско-правового характера.

Относительно показателя «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» Комиссия отмечает, что контрактами (договорами) сопоставимого характера будут считаться контракты (договоры) на оказание услуг по санитарно-профилактической обработке объектов (дератизации и/или дезинфекции и/или дезинсекции помещений), содержащие сведения о стоимости оказанных услуг, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника.

Оценивается суммарный объем оказанных услуг, исчисляемый в рублях, без нарушения сроков и иных условий контракта/договора по вине участника закупки. Учитываются контракты/договоры, стоимость которых (а именно, стоимость оказанных услуг) по каждому отдельному договору (контракту) составляет не менее 1 000 000 руб., заключенные за период с 2020 года.

Сведения о наличии опыта у участника закупки подтверждаются копиями контрактов/договоров и актами оказанных услуг, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг, сведениями из реестра и/или выписками из карточки контракта/договора в реестре контрактов/договоров, заключенных с участником и опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг. Непредставление в составе заявки на участие таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие.

То есть, Комиссия установила, что к оценке принимаются контракты/договоры, заключенные в рамках Закона о закупках, а также Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, так и гражданского-правовые договоры.

Таким образом, при оценке заявок Заказчиком рассматривались представленные в составе заявок копии заключенных договоров и актов оказанных услуг на предмет соответствия требованиям порядка оценки, установленным закупочной документацией или же (при наличии) сведения о договорах/контрактах, заключенных в рамках Закона о закупках, а также Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В рассматриваемом случае Комиссия установила, что в составе заявки Победителя представлены копии двух гражданско-правовых договоров на сумму 21 071 366,40 руб. с актами, оба из которых согласно итоговому протоколу были учтены Заказчиком как соответствующие порядку оценки.

Таким образом, оценка заявки Победителя по показателям «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» и «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» была проведена в соответствии с установленным порядком оценки.

Действительных доказательств нарушения Заказчиком порядка оценки заявок по данному критерию Заявителем не представлено.

Комиссия также отмечает, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения несоответствующие действительности.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

В рассматриваемом случае Комиссия, проанализировав представленные документы в составе заявки Победителя, установила, что доводы Заявителя о наличии недостоверных данных не находят своего подтверждения.

Иных доказательств, подтверждающих факт предоставления недостоверной информации, Заявителем не представлено.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия также приходит к выводу о необоснованности жалобы по данному доводу и не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках и положений закупочной документации при проведении Закупки.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы Заявителя необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Дезфокс» (ИНН: 7727202323; ОГРН: 1157746635353) на действия ГУП «ЦУГИ» (ИНН: 7705059380; ОГРН: 1037700022975) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.12.2022 № НП/64371/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны