Решение (комиссия) б/н б/а от 4 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-3977/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
02.04.2024                                                                                                          г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО ОП «Ангел» (далее — Заявитель) на действия ПАО «Россети» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению мониторинга безопасности и осмотру линии электропередач на объекте строительства по титулу: «ВЛ 500 кВ Загорская ГАЭС–Ярцево1,2 с расширением ПС 220 кВ Ярцево и реконструкцией ВЛ 500 кВ Конаково–Трубино» филиала ПАО «Россети» - МЭС Центрапри (реестровый № 32413403452, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель указывает на нарушения Заказчика, допущенные при формировании Закупочной документации, а именно Заявитель не согласен с установленным порядком оценки по критерию № 14 «Наличие квалифицированных кадровых ресурсов», № 15 «Наличие материально-технических ресурсов», установленных в Приложении 1 к «Типовым требованиям к участникам закупок, критериям и порядку оценки заявок участников закупок».

Кроме того, требование Заказчика о наличии водителей охранников с водительским стажем не менее 3-х лет в количестве 2 человек по мнению заявителя, указывает на прямое нарушение Закона о защите конкуренции, поскольку наличие у водителя охранника водительского стажа менее 3-х лет не может свидетельствовать о наименее качественном выполнении условий договора при его заключении.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 19.03.2024 Заказчик на сайте электронной площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 12 025 728,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 19.03.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 05.04.2024 в 12:00.

Дата подведения итогов: 17.04.2024.

Приложением №1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

п/п

Критерии (подкритерии) оценки заявки

Весовое значение критерия

Максимальный выставляемый балл

Порядок оценки по критерию, в том числе с указанием необходимых подтверждающих сведений и документов

1

Цена заявки (рейтинг по критерию стоимости) (Rsi)

0,7 (Vs)

100

Пункт 3 приложения 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ»

2

Наличие квалифицированных кадровых ресурсов (Rki)

0,1 (Vk)

100

Пункт 4 приложения 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ»

3

Наличие материально-технических ресурсов (Rmi)

0,1 (Vm)

100

Пункт 5 приложения 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ»

4

Опыт оказания услуг по обеспечению безопасности, охране, осуществлению пропускного и внутриобъектового режимов за последние три года (Roi)

0,1 (Vo)

100

Пункт 6 приложения 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ»

По критерию «Наличие квалифицированных кадровых ресурсов» (коэффициент Rki i-й заявки) оценка производится членами Закупочной комиссии (при необходимости – с привлечением экспертов) на основании справки о привлекаемых кадровых ресурсах по установленной в настоящей документации о закупке форме (часть III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ», форма 5) и обязательно прилагаемых к ней подтверждающих материалов в виде выписки из штатного расписания (или иных документов в соответствии с законодательством РФ, подтверждающих трудовые взаимоотношения), а также документы указанные в Таблице 1 п. 4 приложения 1 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».

Значение критерия определяется как среднеарифметическая величина промежуточных баллов (Rkji i-й заявки). Оценивается заявленное количество следующих специалистов:

п/п

Специальность

Подтверждающие документы

Расчетное количество человек

1

Охранники не ниже 4 разряда

копию удостоверения сотрудника охраны, заверенную печатью организации

4 (K1min)

2

Водители охранники с необходимой водительской квалификацией (водительский стаж не менее 3-х лет)

 

2 (K2min)

3

Специалист, имеющий IVгруппу по электробезопасности

копия удостоверения, подтверждающая наличие группы по электробезопасности

1 (K3min)

4

МГБР

 

4 (K4min)

Для каждой из указанных в таблице 1 специальностей проводится промежуточный расчет рейтинга каждой заявки по следующей формуле:

Kji

Rkji = ---------- *100, где:

Kjmin

 

Rkji промежуточный рейтинг заявки i-го участника по j-й специальности;

Кji – количество работников по j-й специальности, привлекаемых i-м участником, согласно справке о привлекаемых кадровых ресурсах и подтвержденное документами, указанными в п 4 Приложения 1 к Информационной карте закупки;

Kjmin – расчетное количество работников по j-й специальности, указанное в таблице 1.

При этом:

  • если в справке о привлекаемых кадровых ресурсах и/или в выписке из штатного расписания (иных документах в соответствии с законодательством РФ, подтверждающих трудовые взаимоотношения) не указаны работники по j-й специальности, промежуточный рейтинг заявки данного участника по j-й специальности равен 0 баллов;

  • если указанное в справке о привлекаемых кадровых ресурсах, подтвержденное выпиской из штатного расписания (иных документах в соответствии с законодательством РФ, подтверждающих трудовые взаимоотношения) количество работников по j-й специальности равно или превышает расчетное количество человек по j-й специальности, промежуточный рейтинг заявки данного участника по j-й специальности равен 100 баллов.

Рейтинг заявки по критерию «Наличие квалифицированных кадровых ресурсов» рассчитывается по формуле:

Rki= (Rk1i+Rk2i+…+Rkji)/j

В случае отсутствия в составе заявки Участника справки о привлекаемых кадровых ресурсах (часть III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ», форма 5) и/или материалов, подтверждающих наличие кадровых ресурсов по какой-либо из специальностей в виде выписки из штатного расписания (иных документов в соответствии с законодательством РФ, подтверждающих трудовые взаимоотношения), а также документов, указанных в Таблице 1 п. 4 приложения 1 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ», Комиссия присуждает по такой специальности минимальную промежуточную оценку - 0 баллов. Отсутствие указанных документов не является основанием для отклонения Заявки участника.

По критерию «Наличие материально-технических ресурсов» (коэффициент Rmi i-й заявки) оценка производится членами Закупочной комиссии (при необходимости – с привлечением экспертов) на основании справки о привлекаемых материально-технических ресурсах по установленной в настоящей документации о закупке форме (часть III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ», форма 6). Значение критерия определяется как среднеарифметическая величина промежуточных баллов (Rmji i-й заявки). Оценивается заявленное количество следующих материально-технических ресурсов:

п/п

Наименование

Расчетное количество, (не менее)

1

Специальная форменная одежда

4 1 min)

2

Служебное огнестрельное оружие

4 2 min)

3

Спецсредства: резиновая палка

4 (М3 min)

4

Спецсредства: стальные браслеты

4 (М4 min)

5

Средства защиты: шлем защитный

4 (М5 min)

6

Средства защиты: бронежилет

4 (М6 min)

7

Средства радиосвязи и мобильной связи

1 (М7 min)

8

Аппаратура для фото-видеосъемки

2 (М8 min)

9

Сертифицированные средства для защиты органов дыхания

(полумаски, респираторы)

2 (М9 min)

 

10

Электрический фонарь

2 (М10 min)

11

Автомобиль для МГБР и автопатруля

2 (М11 min)

 

Для каждого из указанных в таблице 2 наименования материально-технических ресурсов проводится промежуточный расчет рейтинга каждой заявки по следующей формуле:

Mji

Rmji = ---------- *100, где:

Mjmin

 

Rmji промежуточный рейтинг заявки i-го участника по j-му наименованию материально-технических ресурсов;

Mji – количество материально-технических ресурсов по j-му наименованию материально-технических ресурсов, привлекаемых i-м участником, согласно справке о привлекаемых материально-технических ресурсах;

Mjmin – расчетное количество материально-технических ресурсов по j-му наименованию материально-технических ресурсов, указанное в таблице 2.

 

При этом:

  • если в справке о привлекаемых материально-технических ресурсах не указаны материально-технические ресурсы по j-му наименованию материально-технических ресурсов, промежуточный рейтинг заявки данного участника по j-му наименованию материально-технических ресурсов равен 0 баллов;

  • если указанное в справке о привлекаемых материально-технических ресурсах количество материально-технических ресурсов по j-му наименованию материально-технических ресурсов равно или превышает расчетное количество материально-технических ресурсов по j-му наименованию материально-технических ресурсов, промежуточный рейтинг заявки данного участника по j-му наименованию материально-технических ресурсов равен 100 баллов.

Рейтинг заявки по критерию «Наличие материально-технических ресурсов» рассчитывается по формуле:

Rmi= (Rm1i+Rm2i+…+Rmji)/j

 

В случае отсутствия в составе заявки Участника справки о привлекаемых материально-технических ресурсах (часть III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ», форма 6) и/или какой-либо позиции, Комиссия присуждает по такой позиции минимальную промежуточную оценку (0 баллов). Отсутствие указанных документов не является основанием для отклонения Заявки участника.

Включение в Документацию о закупке критериев оценки «наличие квалифицированных кадровых ресурсов», «наличие материально-технических ресурсов» обусловлено следующим:

Согласно части V «Техническая часть» Документации о закупке, предметом закупки является оказание исполнителем услуг по осуществлению мониторинга безопасности и осмотру линии электропередач на объекте строительства.

В силу пункта 8.2. Технического задания исполнитель должен обладать управленческой компетентностью и соответствующей репутацией, иметь ресурсные возможности в полном объеме, в том числе необходимую штатную численность охранников, подтверждённую личными карточками охранников, удостоверениями охранников не ниже 4-го разряда в соответствии с заявленным в Техническом задании количеством постов.

В соответствии с пунктом 8.4 части V «Техническая часть» Документации о закупке, исполнитель должен иметь не менее 2-х собственных мобильных групп быстрого реагирования (далее по тексту - МГБР) снаряженных специальными средствами, стальными браслетами, служебным огнестрельным оружием, резиновыми палками, в количестве не менее двух единиц каждого наименования, разрешенными к применению законодательством РФ.

Исходя из условий Технического задания, предусматривающих наличие в штате исполнителя охранников, входящих в МГБР, и учитывая требования по снаряжению МГБР, в том числе, служебным огнестрельным оружием, в п.с) пп. 2 п. 9 части II «Информационная карта» Документации о закупке установлено обязательное (отборочное) требование к участнику «Должен иметь действующее на дату подачи заявки разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему согласно Федеральному закону от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»».

В случае отсутствия в составе заявки участника справки о привлекаемых кадровых ресурсах (часть III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ», форма 5) и/или материалов, подтверждающих наличие кадровых ресурсов по какой-либо из специальностей в виде выписки из штатного расписания (иных документов в соответствии с законодательством РФ, подтверждающих трудовые взаимоотношения), а также документов, указанных в Таблице 1 п. 4 приложения 1 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ», закупочная комиссия присуждает по такой специальности минимальную промежуточную оценку - 0 баллов. Отсутствие указанных документов не является основанием для отклонения заявки участника.

Критерии оценки «наличие квалифицированных кадровых ресурсов», «наличие материально-технических ресурсов» применяются в равной степени ко всем участникам закупки, а также, позволяют Заказчику выявить наилучшее предложение от участников конкурса и минимизировать риски ненадлежащего исполнения обязательств по договору.

Комиссия отмечает, что указанные критерии не являются условием допуска к участию в запросе предложений, а учитывается только при оценке заявок участников, при этом, значимость критериев составляет всего 10% (по каждому из критериев) из максимальных 100 балов.

Как указывает Заявитель, исходя из установленного Заказчиком порядка оценки по данному критерию, учитываются и требуются охранники не ниже 4 разряда в количестве 4 человек и водители охранники с необходимой водительской квалификацией (водительский стаж не менее 3-х лет) в количестве 2 человек.

Таким образом, технической документацией прямо предусмотрено, что обязанности по охране объекта могут осуществлять охранники 4 разряда.

Однако, заказчиком установлен критерий оценки - «Наличие материально-технических ресурсов» и оценивается заявленное количество материально-технических ресурсов таких, как служебное огнестрельное оружие в количестве 4 шт.

Между тем, удостоверение охранника 4 разряда не даёт права на ношение, хранение и применение служебного оружия, в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охранником 4 разряда разрешено в своей работе использовать только специальные средства. Действующим законодательством предусмотрено, что право на ношение, хранение и использование огнестрельного оружия имеют охранники не ниже 6-го разряда.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что сотрудники исполнителя, входящие в состав МГБР, которые должны быть укомплектованы, в том числе, служебным огнестрельным оружием, должны соответствовать установленным требованиям законодательства и иметь разряд не ниже 6-го.

Кроме того, Комиссия отмечает что критерии «Наличие квалифицированных кадровых ресурсов» и «Наличие материально-технических ресурсов» не взаимосвязаны между собой, в связи с чем доводы Заявителя не находят своего подтверждения.

Таким образом, Заявитель вправе представить по критерию «Наличие квалифицированных ресурсов» охранников не ниже 4-го разряда в соответствии с заявленным в Техническом задании количеством постов, а также по критерию «Наличие материально-технических ресурсов» не менее 4 служебного огнестрельного оружия.

В отношении довода Заявителя о наличии водителей охранников с водительским стажем не менее 3-х лет, Заказчик пояснил, что какие-либо обязательные (отборочные) требования по наличию у участника охранников определенного разряда и требования к опыту (стажу) водителей-охранников в Документации о закупке не установлены.

В свою очередь Комиссия отмечает, что в пункте 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

При этом, согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.

Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика.

При этом отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Как указано в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.04.2022 по делу А40-91429/2021 «включение заказчиком в документацию о закупке требований, предъявляемых к участникам закупки, может быть признано нарушением антимонопольного законодательства и Закона о закупках лишь в случае необоснованности его введения, ограничившего конкуренцию и создавшего неоправданные барьеры хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в закупки.

При этом, исходя из правовой позиции, изложенной Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленные Заказчиком критерии оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В свою очередь, Комиссия принимает во внимание, что спорные требования предъявлены ко всем участникам закупки, что не может рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию.

При этом оспариваемый критерий не является условием допуска к участию в Конкурсе, а учитывается только при оценке заявок участников.

Непредставление участником в составе заявки сведений о кадрах, не является основанием отклонения такой заявки.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Действительных доказательств нарушения своих прав Заявителем Комиссии не представлено, равно как не представлено доказательств невозможности участия в Закупке на условиях спорных критериев оценки.

Доказательств ограничения конкуренции установлением оспариваемых требований. Также Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту при установлении оспариваемого показателя оценки.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО ОП «Ангел» (ИНН: 2634809109; ОГРН: 1132651009732) на действия ПАО «Россети» (ИНН: 4716016979; ОГРН: 1024701893336) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 26.03.2024 № НП/11812/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны