Решение б/н решение от 26 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2815/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

20.02.2021 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:рассмотрев жалобу ООО «Авто Спец Услуги» (далее также — Заявитель; Общество) на действия АО «ЦИУС ЕЭС» (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание транспортных услуг (Управление) для нужд филиала АО «ЦИУС ЕЭС» - ЦИУС Центра (реестровый № 32109979554, далее — Закупка),

в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с положениями Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Заявитель в жалобе указывает, что Конкурс проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства, между тем Заказчик в разделе документации «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» установил критерий «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки договоров», который ограничивает количество участником из числа субъектом малого предпринимательства.

Согласно пункту 2 Приложений № 1 к Информационной карте по критерию «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки договоров» (коэффициент Roi i-й заявки) оценка производится членами Конкурсной комиссии (при необходимости – с привлечением экспертов) на основании справки об опыте выполнения аналогичных предмету закупки договоров, со стоимостью не менее 50% от стоимости НМЦ лота (п.5 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ»), по установленной в настоящей документации о закупке форме (часть III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ», форма 9) с приложением подтверждающих документов (копии договоров, копии актов выполненных работ/услуг, товарных накладных и т.д) по количеству исполненных договоров.

За каждый исполненный аналогичный предмету закупки договор, стоимостью не менее 50% от стоимости НМЦ лота, с приложением подтверждающих документов (копии договоров, копий актов выполненных работ/услуг, товарных накладных и т.д), участник получает 1 балл. Максимальное количество баллов по критерию «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки договоров» - 100 баллов.

В случае, если в Справке об «Опыте выполнения аналогичных предмету закупки договоров» у Участника не указано завершенных договоров, стоимостью не менее 50% от стоимости НМЦ лота, и (или) по таким договорам отсутствуют подтверждающие документы (копии договоров, копии актов выполненных работ/услуг, товарных накладных и т.д), а также, если в справке указаны договоры, несоответствующие установленным в документации о закупке параметрам (представленные договоры не аналогичны предмету закупки, указана другая стоимость завершенных договоров), заявке данного участника по подкритерию «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки договоров», Roi присваивается значение 0 баллов. Отсутствие у Участника завершенных договоров, стоимостью не менее 50% от стоимости НМЦ лота (а также иных вышеперечисленных документов и сведений по таким договорам), не является основанием для отклонения Заявки участника.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и представил письменные возражения.

Согласно п. 10 Информационной карты Конкурсной документации к участнику предъявляются требования, в том числе требование иметь опыт выполнения (с учетом правопреемства) аналогичных предмету закупки договоров, со стоимостью не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота).

При этом, если Участник соответствует обязательным требованиям, установленным в булите д) п.10 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ», то отсутствие у Участника завершенных договоров со стоимостью не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) за последние три года (а так же иных документов и сведений по таким договорам) не является основанием для отклонения Заявки участника и используется только для оценки заявок по критериям оценки и сопоставления заявок.

Заказчик также отметил, что указанные положения Документации в части критерия «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки договоров» не устанавливают требование для участника предоставить количество договоров, необходимое для получения оценки именно 100 баллов.

Таким образом, согласно Конкурсной Документации критерий «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки договоров» является оценочным (установлен в соответствии с Приложением 2 Единого стандарта закупок АО «ЦИУС ЕЭС» (Положение о закупке), и дает Участнику право повысить предпочтение своей заявки на участие в конкурсе и в равной степени применяется ко всем Участникам закупки. По данному критерию участника в закупке не отклоняют.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ) с 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и последующего внесения сведений в реестр необходимо одновременное выполнение следующих условий:

доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать следующие предельные значения (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»): микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.

При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.

Также Заказчик отметил, что Согласно данным размещенным на ЭТП «РТС-Тендер» (www.rtstender.ru) в открытом доступе следует, что ООО «Авто Спец Услуги» в период с 2017 года по 2020 год признано победителем закупок с аналогичным предметом 23 раза (№№ закупок (договоров)) в ЕИС: 31705111930, 0173100006817000076, 0173100003617000026, 0145100003618000011, 0173100003818000014, 0173100012818000014, 0173100013118000042, 0173100009518000826, 0173100010918000095, 0173100007819000046, 0173100006819000059, 0348100029519000028, 0173100008319000105, 31908360314-01 (договор в МС), 0895100000119000213, 0895100000119000207, 0173100012619000091, 0173100013119000070, 0173100009520000146, 0148200000520000027.

Общая стоимость заключенных договоров составила 3 174 740 292,34 рублей, из которых исполнено на сумму 2 303 973 049,62 рублей.

Комиссия отмечает, что Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, условиям допуска к участию, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, при этом он обязан, в первую очередь, при формировании таких требований руководствоваться принципами провозглашенными Законом о закупках.

При этом Комиссия отмечает, что при проведении Закупки Заказчик имеет право получить то, на что он рассчитывал, проводя конкурентную процедуру. Цели её проведения (удовлетворение нужд Заказчика в работах, товарах, услугах) не будут достигнуты в случае принятия заявки, не соответствующей предъявленным требованиям. Само по себе желание участвующего в Закупке хозяйствующего субъекта оказывать соответствующие услуги не может свидетельствовать о соблюдении целей Закона о закупках, поскольку условия документации, которые, безусловно, должны соответствовать действующему законодательству и не ограничивать в правах участников, формируются Заказчиком в соответствии с его потребностями.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Таким образом, оценив доводы и возражения, Комиссия не устанавливает нарушения в действиях Заказчика по формированию критерия «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки договоров», который установлен Заказчиком в качестве критерия оценки, а не как критерий допуска.

Заявитель не явился на заседание Комиссии и не представил доказательств нарушения его прав установлением данного критерия, при этом также учитывается то, что согласно открытым источникам у Заявителя имеется необходимый опыт, в связи с чем оспариваемые требования не могут повлиять на права Общества.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Авто Спец Услуги» (ИНН 5032222580) на действия АО «ЦИУС ЕЭС» (ИНН 7728645409) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 17.02.2021 № ЕО/9101/21.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев с даты его принятия в арбитражном суде.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны