Решение б/н б/а от 17 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7563/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.06.2024                                                                                              г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<.............>

членов Комиссии:

<.............>

<.............>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ЛТ-Сервис» <.............>,

рассмотрев жалобу ООО «ЛТ-Сервис» (далее — Заявитель) на действия <.............>   (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов и оборудования системы диспетчерского контроля за работой лифтов на объектах <.............> (реестровый № 32413595293) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:
 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель выражает несогласие с признанием его уклонившимся от заключения договора.

Как указывает Заявитель в жалобе, Заказчиком 23.05.2024 посредством электронной площадки был направлен на подпись проект договора с установлением срока подписания договора и предоставления обеспечения исполнения договора до 27.05.2024, что является нарушением Закупочной документации, согласно которой срок для подписания проекта договора составляет не более 5 календарных дней после направления Заказчиком проекта договора.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг <.............>, утвержденным заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации от 15.04.2022 (далее — Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Информация о проведении Закупки размещена на сайте электронной торговой площадки ООО «РТС - тендер», а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) 14.05.2024.

Начальная (максимальная) цена договора: 2 863 726,32 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 14.05.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 21.05.2024 в 10:00.

Дата подведения итогов: 22.05.2024.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 22.05.2024 (Размещен в ЕИС: 22.05.2024) № 3085955 по результатам проведения Закупки Заявитель признан победителем.

Протоколом об уклонении от заключения договора от 30.05.2024 в соответствии с пунктом 4 главы 6 Положения о закупке Заказчиком принято решение отказаться от заключения договора с Заявителем ввиду непредставления по состоянию на 30.05.2024 подписанного со стороны Заявителя проекта договора и признать Заявителя уклонившимся от заключения договора.

Так, главой VI Положения о закупке предусмотрен следующий порядок заключения и исполнения договора:

1. Договор по результатам закупки, за исключением запроса оферт и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в Единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам закупки. В случае необходимости одобрения органом управления Заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) Заказчика, комиссии, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) Заказчика, комиссии, оператора электронной площадки.

2. В случае если договор по результатам закупки в электронной форме заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, Заказчик направляет проект договора участнику, с которым такой договор заключается, в течение пяти дней со дня размещения в Единой информационной системе итогового протокола.

Последующий обмен электронными документами между Заказчиком и участником закупки при заключении договора осуществляется в трехдневный срок с соблюдением общего срока для заключения договора, предусмотренного настоящим пунктом Положения о закупке.

3. Договор с участником закупки, обязанным заключить договор, заключается после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора, соответствующего требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок (если требование о предоставлении обеспечения исполнения договора было предусмотрено Заказчиком в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок).

4. В случае если участник закупки, обязанный заключить договор, не предоставил Заказчику в срок, установленный Заказчиком, подписанный им договор, либо не предоставил надлежащее обеспечение исполнения договора, такой участник признается уклонившимся от заключения договора. В случае уклонения участника закупки от заключения договора внесенное обеспечение оферты не возвращается (если требование о предоставлении обеспечения оферты было предусмотрено Заказчиком в документации о закупке).

Аналогичные условия заключения договора содержатся в пункте 29 Извещения о проведении Закупки, согласно которым договор по результатам закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам закупки. В случае необходимости одобрения органом управления Заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) Заказчика, комиссии, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) Заказчика, комиссии, оператора электронной площадки.

Участник закупки должен подписать договор в течение 5 календарных дней после направления ему договора Заказчиком.

Договор с участником закупки, обязанным заключить договор, заключается после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора, соответствующего требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок (если требование о предоставлении обеспечения исполнения договора было предусмотрено Заказчиком в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок).

В случае если участник закупки, обязанный заключить договор, признан уклонившимся от заключения договора, Заказчик вправе заключить договор с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер.

Таким образом, исходя из вышеизложенных требований Положения о закупке и Извещения о проведении Закупки, участник Закупки подписывает проект договора в течение 5 календарных после направления Заказчиком проекта договора.

Как следует из материалов дела, 23.05.2024 Заказчиком посредством электронной площадки Заявителю направлен на подписание проект договора, при этом крайний срок для заключения договора Заказчиком установлен — 27.05.2025, что подтверждается представленным Заявителем в составе жалобы скриншотом личного кабинета сайта электронной площадки.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Соответственно, в данном случае, учитывая, что Заказчиком проект договора направлен Заявителю 23.05.2024, течение срока для подписания договора исчисляется с 24.04.2024 и, в соответствии требованиями Положения о закупке и Извещения о проведении Закупки, крайний срок для подписания договора Заявителем — 28.05.2024.

Как следует из пояснений Заказчика, для Заявителя с 23.05.2024 — 30.05.2024 был установлен срок для подписания договора и предоставления обеспечения исполнения договора, в свою очередь, Заявитель не представил в установленный Заказчиком срок обеспечение исполнения договора и не подписал договор.

При этом Заказчик на заседании Комиссии не отрицал, что крайний срок для подписания проекта договора Заявителем установлен неверно, пояснив, что в данном случае произошла техническая ошибка, и в действительности срок для подписания Заявителем проекта договора должен быть до 28.05.2024.

Комиссия, изучив материалы дела, а также принимая во внимание пояснения Заказчика, озвученные на заседании Комиссии, приходит к выводу о том, что в рассматриваем случае Заказчиком при направлении Заявителю на подписание проекта договора установлен срок для подписания Заявителем проекта договора в нарушение пункта 29 Извещения о проведении Закупки, а также пункта 2 Главы VI Положения о закупке.

Таким образом, учитывая, что Заказчиком нарушен срок, необходимый для установления в качестве подписания со стороны Заявителя проекта договора, у Заказчика отсутствовали правовые основания для признания Заявителя уклонившимся от заключения договора.

Вместе с тем Комиссия обращает внимание на то, что Заявитель признан уклонившимся 30.05.2024, при том что Заказчик самостоятельно установил крайний срок для подписания договора Заявителю — 27.05.2024, ввиду чего технически у Заявителя отсутствовала возможность подписать договор после установленного Заказчиком срока.

Следовательно, доводы Заказчика о том, что Заявителю был представлен срок для подписания договора и предоставления обеспечения исполнения договора с 23.05.2024 по 30.05.2024, не соответствуют действительности.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушен порядок заключения договора, а признание Заявителя уклонившимся от заключения договора осуществлено Заказчиком в нарушение требований Закупочной документации, Положения о закупках, а также Закона о закупках.

Комиссия отмечает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Вместе с тем действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали, поскольку объективно повлекли за собой их нарушение.

Между тем, указанные действия Заказчика влекут за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости (пункт 1 статьи 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также пункта 29 Извещения о проведении Закупки и пункта 2 Главы VI Положения о закупке.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

В силу части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В соответствии с пунктом 5 Главы VI Положения о закупке в случае если участник закупки, обязанный заключить договор, признан уклонившимся от заключения договора, Заказчик вправе заключить договор с участником закупки, заявке / оферте которого присвоен следующий порядковый номер.

Аналогичные требования содержатся в пункте 29 Извещения о проведении Закупки.

При этом, согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В ходе заседания Комиссией установлено, что с участником Закупки, которому присвоен второй номер 03.06.2024 заключен договор.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что заключение договора со вторым участником должно осуществляться после соблюдения 10-дневного моратория с момента опубликования протокола признания победителя уклонившимся от заключения договора, поскольку именно протоколом уклонения право на заключение договора переходит ко второму участнику.

Кроме того, соблюдение 10-дневного моратория направлено на возможность восстановления прав участника, признанного уклонившимся от заключения договора.

Указанный вывод поддержан Верховным судом Российской Федерации в рамках дела № А40-71066/2019 (Определение от 17.04.2020 № 305-ЭС20-5500).

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что договор от 03.06.2024 заключен с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем Комиссия не усматривает препятствий для выдачи Заказчику обязательного к исполнению предписания.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <.............> на действия <.............> при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а также пункта 29 Извещения о проведении Закупки и пункта 2 Главы VI Положения о закупке.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны