Решение б/н б/а от 11 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-19228/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
08.11.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО Консалтинговая группа «М-ЛИГАЛ», ООО «Южная коммерческая система»;

в отсутствие представителей «...», Управление Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, извещенных надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по существу письмом Московского УФАС России от 27.10.2021 № ЕО/66032/21,

рассмотрев жалобу «...» (далее — Заявитель) на действия ООО Консалтинговая группа «М-ЛИГАЛ» (далее — Организатор торгов) и ООО «Южная коммерческая система» (далее — ЭТП) при проведении аукциона по реализации имущества должника (извещение № 121021/34705371/02 лот № 2, далее — Торги) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает выбор ЭТП и условия получения ЭЦП для регистрации на ЭТП в ходе проведения Торгов.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

ЭТП также представила письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Комиссия отмечает, что, согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется Комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения. Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

В уведомлении о принятии жалобы к рассмотрению содержалась информация о том, что в случае отсутствия технической возможности, а также при наличии иных объективных причин невозможности рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи, стороны вправе подать ходатайство об очном рассмотрении жалобы, оформленное надлежащим образом. Указанное ходатайство должно быть направлено не позднее 15:00 (по московскому времени) рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы на электронные почты to77@fas.gov.ru, to77-torgi.mufas@fas.gov.ru.

От Заявителя поступили дополнительные пояснения с ходатайством об отложении на основании необходимости предоставления Организатором торгов Государственного контракта, согласно положениям которого проводились оспариваемые Торги, а также возражений.

Вместе с тем, заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя в Управление не поступало. Тем самым, Заявитель не был лишен возможности участия в заседании.

Относительно необходимости направления возражений и Государственного контракта Комиссия указывает, что законом не предусмотрена обязанность направления вышеуказанных документов. Более того, Комиссия вновь обращает внимание, что Заявитель не обосновал невозможность своего участия в заседании, на котором у него была бы возможность ознакомиться с интересующими документами.

Таким образом, учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы без Заявителя и его представителей.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Извещения о проведении Торгов размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведение торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru.

В соответствии с частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети «Интернет». Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Согласно части 1 статьи 87 Закона об исполнительном производстве принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Организатор торгов является уполномоченной специализированной организацией в соответствии с Государственным контрактом № 50-05/357 на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество, заключенным 11.12.2020 года с Территориальным управлением Росимущества в Московской области (далее – Государственный контракт).

Порядок продажи на аукционе имущества, заложенного по договору об ипотеке, определяется правилами статей 447 — 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также главой 9 Закона об исполнительном производстве и положениями статей 56-58 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее- Закон об ипотеке).

Организатор торгов реализовывал следующее арестованное имущество.

Торги: извещение № 121021/34705371/02 лот № 2.

Наименование и характеристика имущества: земельный участок общей площадью 1 500 кв. м, к/н 50:23:0010276:70, жилой дом общей площадью 239,9 кв.м, к/ н: 50:23:0000000:133910, расположенные по адресу: Московская область, Раменский р-н, с.п. Гжельское, земельный участок №36.

Начальная цена: 10 915 000 руб.

Дата и время публикации извещения: 12.10.2021 на официальном сайте РФ https://torgi.gov.ru, а также на сайтах Организатора торгов http://www.tenderliga.ru и на сайте электронной торговой площадки ООО «Южная коммерческая система»: https:// www.ucs-torg.ru/ (далее- ЭТП), и опубликовано в периодическом издании: газете «Подмосковье сегодня» №192(5100) от 12.10.2021. Дата и время размещения любой информации на сайте https://torgi.gov.ru фиксируются программными средствами сайта в автоматическом режиме.

Дата начала подачи заявок: 12.10.2021.

Дата окончания подачи заявок: 25.10.2021.

Дата проведения торгов: 28.10.2021 в 13:00.

Форма торгов: аукцион, открытый по составу участников с открытой формой подачи ценового предложения.

В извещении указаны начальная цена лота, размер задатка, обременение: залог, арест.

Заявитель оспаривает выбор Организатором торгов ЭТП и высокую цену вознаграждения Оператора ЭТП (10%).

В соответствии пунктами 4.4.11, 4.4.16 Государственного контракта Организатор торгов вправе использовать любые электронные торговые площадки, на которых не взимается с участников торгов плата за участие в торгах.

Комиссия установила, что иных обязанностей для Организатора торгов в части использования электронных торговых площадок Государственным контрактом не предусмотрено.

В свою очередь, согласно пункту 8.1 Регламента, для обеспечения доступа к участию в торгах оператор электронной площадки проводит регистрацию на электронной площадке.

Регистрация на электронной площадке осуществляется без взимания платы, что полностью соответствует требованиям пункта 4.4.11 Государственного контракта.

В свою очередь, Комиссия установила, что законодательство РФ, регулирующее организацию и проведение публичных торгов по продаже арестованного имущества, не устанавливает каких-либо требований к электронным торговым площадкам, в том числе, связанных с получением вознаграждения оператора электронной площадки с победителя торгов.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) стороны свободны в заключении договоров.

Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 428 ГК РФ Регламент работы ЭТП является договором присоединения.

Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ, юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Комиссия отмечает, что, согласно пункту 12 Регламента, участник-победитель торгов после опубликования протокола о результатах торгов выплачивает вознаграждение Оператору электронной площадки в соответствии с тарифами.

В соответствии с Приложением 2 к Регламенту оплата услуг Оператора ЭТП составляет 10% от начальной (минимальной) цены имущества.

Комиссия обращает внимание, что требования в части оплаты вознаграждения Оператора ЭТП за счет средств победителя торгов не ограничивает конкуренцию, так как обязательны для всех без исключения лиц, присоединившихся к Регламенту ЭТП с целью участия в торгах.

Таким образом, Организатор торгов самостоятельно определяет электронную площадку для проведения торгов.

При этом, действующим законодательством РФ не регулируется порядок и условия регистрации на электронных площадках, используемых для проведения процедуры торгов, равно как и не установлен запрет на установление операторами электронных торговых площадок вознаграждения за пользование своими услугами и функциональными возможностями.

Комиссия отмечает, что оплата вознаграждения Оператора электронной площадки за счет средств победителей торгов конкуренцию не устраняет и не ограничивает, поскольку покупателем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора; покупатели получают достаточный набор объективной информации, все участники конкурса (аукциона) заранее извещаются об обязанности победителя конкурса возместить расходы, что позволяет своевременно оценить свои силы, зарезервировать необходимый объем финансовых ресурсов для участия в таком конкурсе (аукционе) (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2015 N 4-АПГ15-16.)

Доказательств обратного Заявителем не представлено.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя об ограничении конкуренции среди участников путем взимания вознаграждения с победителя Торгов не нашел своего фактического подтверждения.

В своей жалобе Заявитель также обжалует, по его мнению, особые условия получения ЭЦП для регистрации на ЭТП.

Комиссия, изучив представленные материалы, устанавила следующее.

В соответствии с пунктом 3.1 Регламента зарегистрированные на ЭТП лица присоединяются к Регламенту путем предоставления заявления о присоединении к Регламенту), заверенного электронной подписью.

Заявление рассматривается в порядке общей очередности, срок рассмотрения может составлять до трех рабочих дней.

В свою очередь, порядок получения электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона от 06.04.2011г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон об электронной подписи).

Условиями признания документа, подписанного квалифицированной подписью, является наличие подписанного документа с сертификатом ключа, который выдан аккредитованным удостоверяющим центром, требования к которым установлены статьей 13 Закона об электронной подписи.

При этом, проверка сертификата возможная только с применением криптографических средств электронной подписи на основании требований статьи 12 Закона об электронной подписи.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 16 Закона об электронной подписи аккредитацию удостоверяющих центров осуществляет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ведомства, получить квалифицированный сертификат электронной подписи можно в аккредитованных удостоверяющих центрах.

Платность получения сертификата и ключей электронной подписи определяется регламентом удостоверяющего центра.

Согласно пункту 7.13 Регламента, оператор ЭТП не предоставляет услуги по изготовлению и обслуживанию сертификатов электронной цифровой подписи и электронной подписи.

Как указано ранее, электронную подпись можно получить в специализированных удостоверяющих центрах.

Комиссия также отмечает, что на основании пункта 3.4 Регламента после присоединения к Регламенту Оператор электронной площадки и Сторона, присоединившаяся к Регламенту, вступают в соответствующие договорные отношения на неопределённый срок.

Тем самым, процедура присоединения к Регламенту является необходимой и обязательной для последующего участия в любых торгах, проводимых на ЭТП, и не связана напрямую с участием в спорных торгах.

В свою очередь, информация о проведении торгов доступна для ознакомления без взимания платы, в круглосуточном режиме путем свободного доступа в сети Интернет.

Организатор торгов указал, что срок подачи заявок по Торгам составляет 14 календарных или 10 рабочих дней, то есть с 12.10.2021 по 25.10.2021.

Между тем, на заседание ЭТП представлены скриншоты с сайта ЭТП, свидетельствующие о регистрации Заявителя на площадке с ЭЦП, полученной в удостоверяющем центре «ТАКСКОМ».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что факт несогласия Заявителя с условиями взаимодействия с Оператором электронной торговой площадки не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов Заявителя.

В рассматриваемом случае у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Организатора торгов нарушения публичного порядка Российской Федерации по проведению публичных торгов.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия также приходит к выводу о необоснованности по доводу жалобы.

Также Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов и Оператора ЭТП нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании необоснованной жалобы Заявителя на действия Организатора торгов.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «...» на действия ООО Консалтинговая группа «М-ЛИГАЛ» (ИНН: 7733813842; ОГРН: 1127746701026) и ООО «Южная коммерческая система» (ИНН: 6163157062; ОГРН: 1146196001214) при проведении Торгов необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 27.10.2021 № ЕО/66032/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны